Урок Безопасности
классный час

Суворова Альбина Нурулловна

Урок безопасности «Обеспечение личной безопасности на водоемах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bezopasnosti.docx30.35 КБ
Office presentation icon bezopasnost_na_vodoemah.ppt991 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

Урок безопасности

«Обеспечение личной безопасности на водоемах»

                                                                                           

                                                                                                                        Дата: 13.10.2019 г.                                                                                            

                                                                                                        Класс:10

                                    Классный руководитель:                                                                                              

                                                                                                             Суворова А.Н.

г. Нефтеюганск-201

 

 Цель урока: Систематизировать знания учащихся по безопасному поведению на водоемах в различное время года. Сформировать у них убеждение в том, что вода не прощает тех, кто не соблюдает общие меры безопасности на воде.

Задачи урока: 

• научить выбирать на водоёмах безопасные места для купания;

• научить определять прочность льда;

• познакомить с общими правилами безопасного поведения на воде и правилами передвижения по замёрзшим водоёмам

Ход урока:

Жизнь человека всегда была связана с водой. Две трети поверхности Земли занимают океаны, моря, озёра, реки, пруды и различные водохранилища. Всего на Земле имеется до 1,5 млрд км3 (полтора миллиарда кубических километров воды, на каждого человека приходится в среднем ¼ км3 воды). Россия располагает огромными водными пространствами. Территория омывается водами 12 морей. Число больших и малых рек составляет до 2,5 млн, а количество озёр и прудов – около 2 млн.

    Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана с водой. Вода была надёжной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая многие стороны жизнедеятельности человека. Вода всегда способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. В то же время общение человека с водой требовало от него определённых знаний и умений по безопасному поведению на воде с учётом её свойств и повадок. Общение человека с водой заставило его прежде всего научиться плавать.

     Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая температура воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах.

В большинстве случаев причиной гибели людей на воде является несоблюдение ими правил безопасного поведения на воде.

    В настоящее время водоемы все шире используются человеком не только для нужд экономики, но и для активного отдыха на природе, закаливания организма и совершенствования своего физического развития.

   Вместе с тем необходимо отметить, что общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности. Она становится опасной для жизни и здоровья людей, не подготовленных к пребыванию на водоемах или не желающих считаться с правилами поведения человека на воде.

В большинстве случаев причиной гибели людей на воде является несоблюдение ими правил безопасного поведения на воде

Основные причины гибели детей на воде:

  • неумение плавать;
  • оставление без присмотра;
  • купание в необорудованных и запрещенных местах;
  • несоблюдение температурного режима;
  • незнание, а порой игнорирование правил поведения у воды, на воде и на льду, способов спасения и оказания первой доврачебной помощи

 Безопасный отдых на водоёмах

 Летом в жаркую погоду лучший отдых –  на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.

Главное правило безопасного отдыха человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья и где купание разрешено.

  Если вы решили искупаться в незнакомом водоеме, то необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания, находится на песчаном берегу с хорошим спуском. Прежде чем войти в воду, нужно внимательно обследовать акваторию, примыкающую к берегу: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки. Дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов. Нужно присмотреться к воде. Если она не спокойна, значит, здесь могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

   После того как выбрано подходящее место, следует наметить предел, за который нежелательно заплывать. В воду нужно входить осторожно. Никогда не надо прыгать в воду в незнакомых местах. Даже если это место накануне считалось безопасным для прыжков, то за ночь могло принести корягу или кто-то мог что-то сбросить в воду.

Ни в коем случае нельзя купаться до озноба: при переохлаждении могут возникнуть судороги, произойти остановка дыхания, потеря сознания.    Судорожные сокращения мышц во время плавания, вызванные длительным пребыванием в воде, часто служат причиной несчастных случаев. При переохлаждении тела пловца в воде могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе ноги.

 При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо действовать следующим образом:

1.Изменнть стиль плавания - плыть на спине.

2.При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое

отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.

3.При судороге икроножной мышцы необходимо согнуться, двумя руками обхватить стопу пострадавшей

ноги и с силой подтянуть стопу к себе.

4.При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у

лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине. Следует помнить, что работа сведенной мышцей ускоряет исчезновение судорог

5.Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т.п.)

6. Если продолжительное время чувствуется озноб, нужно выйти из воды и сделать короткую, но энергичную пробежку по берегу, насухо обтереться полотенцем и после этого можно загорать.

7.Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце, так как периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи.    При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечет за собой остановку дыхания.

8. При купании надо стараться не заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться как можно скорее доплыть до берега.

9.Надо уметь «отдыхать» на воде. Лучшим отдыхом будет положение лежа на спине, при котором, действуя легкими надавливающими на воду движениями ладоней рук и работой ног, можно поддерживать себя на поверхности воды, чтобы восполнить силы для продолжения плавания.

 Бывает так, что вода попадает в дыхательное горло и мешает дышать. Чтобы избавиться от нее, нужно немедленно остановиться, поднять голову возможно выше над водой и сильно откашляться. Если при этом, стоя в воде, энергично работать руками и ногами (давить на воду сверху вниз), то можно еще выше поднять голову, что поможет лучше откашляться.

Если вас захватило течением и понесло в незнакомое место, нельзя поддаваться панике. Сохраняя хладнокровие, не надо плыть против течения, иначе можно выбиться из сил. Лучше плыть по течению вниз, постепенно под небольшим углом приближаясь к берегу.

       Никогда не следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде. Они затягивают купающегося на большую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть.

    Попав в быстрое течение, не следует бороться против него, необходимо не нарушая дыхания плыть по течению к берегу.   Нельзя подплывать близко к идущим судам с целью покачаться на волнах. В близи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт

Правила оказания помощи при утоплении

1. Перевернуть пострадавшего лицом вниз, опустить голову ниже таза.

2. Очистить ротовую полость.

3. Резко надавить на корень языка.

4. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов - добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.

5. Если нет рвотных движений и пульса - положить на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни - перевернуть лицом вниз, удалить воду из легких и желудка.

6. Вызвать “Скорую помощь”.

Внимание!

Очень опасно прыгать головой в воду с плотов, пристаней и других плавучих сооружений!

Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т. п.  Нырять можно только там, где для этого имеется достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно.

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке. Нельзя выходить в плавание на неисправной и полностью необорудованной лодке. Перед посадкой в лодку, надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга, спасательных жилетов по числу пассажиров, и черпака для отлива воды. Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила. Садиться на балки (скамейки) нужно равномерно. Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку и нырять с нее. Запрещается кататься на лодке детям до 16 лет без сопровождения взрослых, перегружать лодку сверх установленной нормы для этого типа лодки, пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним и двигаться по судовому ходу. Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо "резать" носом лодки поперек или под углом. Если лодка опрокинется, в первую очередь нужно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Лучше держаться всем пассажирам за лодку и общими усилиями толкать ее к берегу или на мелководье. Для не умеющих плавать и плохо плавающих, особую опасность представляют различные надувные плавсредства: камеры, пояса, резиновые матрацы и т

   Нельзя плавать за ограничительные знаки, так как они ограничивают акваторию с проверенным дном, определенной глубиной. Там гарантировано отсутствие водоворотов и т. д. Не надо плавать далеко от берега или переплывать водоем на спор. Доказать свое умение плавать можно, проплыв несколько раз одну и ту же дистанцию вблизи берега.

   Запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.

   Нельзя подплывать к проходящим судам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения. Если судно идет против течения реки, то плывущего может затянуть под него.

   Не следует плавать на надувных предметах. Плавание на них опасно, а для человека, не умеющего плавать, часто заканчивается трагически. Надувные камеры, матрацы очень легки, даже слабого ветра и течения достаточно, чтобы отнести их на большие расстояния. Стоит отвлечься на несколько минут  –  и берег оказывается вне пределов досягаемости. Матрац может захлестнуть волной, он может выскользнуть из-под пловца и накрыть его с головой. К тому же любой надувной предмет может иметь скрытый дефект, который не всегда удается обнаружить своевременно: из него может выйти воздух и он потеряет плавучесть.

Особой осторожности требует купание с маской, трубкой и ластами.

   Нельзя плавать с трубкой при сильном волнении моря. Плавать надо только вдоль берега и обязательно под постоянным наблюдением, чтобы вовремя могли прийти на помощь.

Важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность.

  • Шалости не должны переходить известных границ.
  • Некоторые ребята порой могут подшутить над товарищем: хватать за ноги в то время, когда тот плывет, окунуть его с головой, держать под водой и т. п. Подобные шутки могут привести к трагическим последствиям.
  • Проводить игры следует на небольшой глубине.
  • Нужно внимательно и бережно относиться к товарищу, не терять его из виду и приходить ему на помощь.

Нельзя отправляться на прогулку по реке в одиночку и без взрослых!

                    Правила безопасного поведения на водоемах зимой

Наиболее опасны водоемы осенью и весной. Осенний лед становится прочным только после

того, как установятся непрерывные морозные дни. Опасны кратковременные оттепели, так как это приводит к потере прочности. Весной лед становится пористым и слабым, хотя и сохраняет толщину.

Как можно определить, что лед безопасен?

Безопасным считается лед толщиной 8 и более сантиметров.  Надежным является лед, имеющий

зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен. Опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла. Места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины.

При движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м.

Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7-10 см, для группы людей – 12-20 см.

География замерзшей реки или озера

Специалисты рекомендуют потратить несколько минут на изучение замерзшей реки или озера, прежде чем ступить на лед. Если есть следы или лыжня, то этот путь будет безопасным. Если нет следов, то наметьте свой маршрут, помня, что:

1. лед тонкий или рыхлый обычно вблизи кустов, камыша, под сугробами, в местах, где водоросли вмерзли в лед;

2. под толстым слоем снега лед всегда тоньше;

3. тоньше лед там, где быстрее течение, где бьют ключи или впадает в реку ручей;

4. лед может неплотно соединяться с сушей, поэтому надо осторожно спускаться с берега;

5. лед может быть непрочным около стока промышленных вод;

6. темные пятна предупреждают о непрочности льда.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

-  наиболее прочен чистый прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;

-  на участках, запорошенных снегом лёд тонкий и некрепкий;

-  в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад

Проверять прочность льда надо ударами палки или пешни. Если после двух-трех ударов вода

не показывается, то лед достаточно крепок. Когда лед прогибается или трещит под ногами, надо

отойти назад скользящим шагом - не отрывая ног ото льда. Особую осторожность надо

соблюдать при движении по льду водохранилища, так как понижение уровня воды превращает ледовый покров в своего рода мост.

Если провалились под лёд:

-  Не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда.

-  Постараться опереться локтем на лёд и переместить тело в горизонтальное положение (выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу).

-  Осторожно вытащить на лёд одну ногу, затем другую.

-  Постараться выкатиться на лёд и без резких движений, не вставая, переместиться подальше от опасного места (ползти в сторону, откуда шли).

-  На твёрдом льду встать и постараться быстро добраться до жилья.

При самостоятельном переходе реки или озера на лыжах надо:

  1.  поискать, нет ли проложенной лыжни;
  2.  если вы идете по целине, отстегнуть крепление лыж, чтобы от них можно было легко избавиться;
  3.  палки держать в руках, не накинув петли на кисти;
  4.  рюкзак повесить на одно плечо – это обеспечит свободу движения в случае неожиданного провала под лед.

Оказание самопомощи:

Если вы провалились под лед на реке или озере, нужно широко раскинуть руки по кромкам льда и удерживаться от погружения с головой. Без резких движений нужно выбираться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Главная тактика здесь - приноравливать свое тело для наиболее широкой площади опоры. Выбираться из пролома нужно в ту сторону, откуда шел. Выбравшись, нужно откатиться, а затем ползти.

Оказание взаимопомощи:

  • В случае, если на ваших глазах провалился человек, необходимо крикнуть: «Иду на помощь!». Если вокруг несколько человек, то один из них должен незамедлительно вызвать службу спасения. Приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки для уменьшения давления на лед. Также можно использовать лыжи, доску и ползти на них. К самому краю подползать нельзя, иначе в воде окажутся уже двое.
  • У каждого предмета, кроме качеств, для которых он создан, есть множество других - в том числе и свойства инструмента защиты.
  • Предметы могут быть использованы в качестве средств спасения - лыжи, лыжные палки, санки, шарфы, связанные ремни, куртки.
  • Подползать к самой полынье недопустимо. Если помощь оказывают 2-3 человека, то, взяв друг друга за ноги, ложатся на лед цепочкой и двигаются к пролому.
  • Оказывать помощь следует как можно быстрее, так как человек, находясь в холодной воде, замерзает и теряет сознание через 10-30 минут. После спасения с пострадавшего следует снять мокрую одежду и энергично растереть его тело, переодеть в сухую одежду и напоить чаем.

Безопасность на замерзших водоемах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах.

Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места на замерзшем водоеме не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

Для одиночных пешеходов лед считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей  –  12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

* наиболее прочен чистый прозрачный лед, мутный лед подозрителен и ненадежен;

на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;

* в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

    Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

Выводы

1) На водоемах необходимо соблюдать общепринятые меры безопасности.

2) Соблюдение мер предосторожности –  главное условие безопасности на воде.

3) При купании нужно быть дисциплинированным, не допускать шалостей.

4) Купаться нужно в воде допустимой температуры.

IV. Закрепление материала:

      - Во всех ли водоемах можно купаться?

      - Какие меры безопасности следует соблюдать при купании в незнакомом водоеме?

      - Близ каких сооружений запрещено купание?

      - Какие меры безопасности следует соблюдать на замерзших водоемах?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила поведения на водоёмах. Презентацию подготовила Попова Т.Д., учитель начальных классов ГБОУ БСКОШИ VIII вида

Слайд 3

Здравствуй, лето! Солнышко зажарило И речку прогрело Все вокруг промолвило: лето н аступило !!! Можно плавать и купаться, В игры вместе нам играть. Летом нужно наслаждаться! Про заботы забывать.

Слайд 4

Свежий воздух, солнце, купание не только доставляют удовольствие, но и служат хорошим средством закаливания организма.

Слайд 5

Нужно знать правила поведения на воде:

Слайд 6

Купайтесь в солнечную погоду в реке с ровным дном и если нет сильного течения. Время нахождения в воде 10- 15 минут. 1. Купайтесь только под присмотром взрослых.

Слайд 7

2. Не плавайте в незнакомом месте. . Не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков. Ведь дно реки или озера может таить немало опасностей: - затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться; - осколки стекла; - острые жестянки, о которые можно порезать ноги; - холодные ключи и глубокие ямы. Прежде чем заходить в воду, посмотрите, как она выглядит. Если цвет или запах воды не такие, как обычно, купаться в ней нельзя.

Слайд 8

3. Не хватайте друг друга за руки и ноги во время игр на воде. Когда купается целая компания ребятишек, дети брызгаются, шумят, хватают друг друга за руки и за ноги. Это очень опасно! Ведь всего за 10 секунд легкие человека заполняются водой, и он может захлебнуться и утонуть.

Слайд 9

4. Не купайтесь в холодной воде. От холода может свести судорогой ноги и руки. Вы можете переохладиться и заболеть.

Слайд 10

Если тонет человек: Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!» Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь». Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

Слайд 11

Если тонешь сам: Не паникуйте. Снимите с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови те на помощь. Перевернитесь на спину, широко раскиньте руки, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов Отдохнув, плывите к берегу.

Слайд 12

Вы захлебнулись водой: Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне. Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками. Затем очистите от воды нос и сделайте несколько глотательных движений. Восстановив дыхание, ложитесь на живот и двигайтесь к берегу. При необходимости позовите людей на помощь.

Слайд 13

Берегите свою жизнь! Помните: несоблюдение правил поведения на водоемах может привести к трагическому исходу!

Слайд 14

Звони по сотовому телефону: Телефон службы спасения 112 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ (ROAD SAFETY)

Урок интересен тем, что содержит аутентичные авторские материалы и разработки по теме. В процессе работы ребята получают доступ к обучающему видео на английском языке (с субтитрами), что значительно о...

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...

"Урок безопасности" СЕНТЯБРЬ 2019 г. организованной МЧС России, Департамент ГОЧСиПБ г. Москвы, УФСБ по г. Москве и Московской области, ГКУ ЦОДД, РОЦИТ и корпорацией «Российский учебник» по теме «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕШЕХОДА И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Участие во Всероссийской акции  СЕНТЯБРЬ 2019 г. "Урок безопасности"организованной МЧС России, Департамент ГОЧСиПБ г. Москвы, УФСБ по г. Москве и Московской области, ГКУ ЦОДД, РОЦИТ и к...

Классный час. Урок безопасности "Безопасность в интернете".

Классный час. Урок безопасности "Безопасность в интернете". Видеоурок: "Безопасность детей в интернете: правила поведения"https://www.youtube.com/watch?v=W_XwekfKdnY&am...

Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет

Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников...

Классный час " Безопасность в социуме".Всероссийский «Урок безопасности» («Просвещение»)

Классный час " Безопасность в социуме".Всероссийский «Урок безопасности»  («Просвещение»)...