Разработки родительских собраний
материал

Рощупкина Кристина Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

Тема: Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Задачи:

  1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
  2. Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.

Форма проведения: обучающий семинар.

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение эмоционально – чувственной сферы для формирования полноценной личности.
  2. Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребёнка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  выставка рисунков «Радости и горести окружающего мира», оформленная родителями таблица «Эмоциональные реакции родителей на взаимодействие с собственным ребёнком», анкеты для учащихся и родителей, таблица «Эмоциональные реакции родителей при взаимодействии со своим ребёнком».

Ход собрания.

Презентация

Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и

                                                                   блаженствовать. Всякая другая жизнь – смерть.

В. Г. Белинский

(слайд 3)

I. Вступительное слово учителя.

1. Что такое эмоции?

Эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности (слайд 4).

Человек – существо эмоциональное. Отрицательные эмоции угнетают его, под их влиянием хуже работают все органы. Наоборот, положительные эмоции заряжают организм энергией, улучшают самочувствие (слайд 5).

Чувствам нельзя приказать, но их можно выманить (К. С. Станиславский) (слайд 6).

Всему приятному радуюсь, а неприятности   стремлюсь осмыслить, чтобы освободиться от них (слайд 7).

Любовь, дружба, природа, путешествия (слайд 8 – 11) и многое другое вызывает положительные эмоции.

2. Воспитание в детях положительных эмоций.

           Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.

           По-настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать  положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребёнок чувствует себя защищённым, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.

            На психическое становление детей, на их эмоции значительное влияние оказывают взаимоотношения в семье. Существуют некоторые причины, отрицательно влияющие не только на эмоциональную сферу ребёнка, но и на его умственное развитие.

  1. Смерть отца или матери.
  2. Развод родителей.
  3. Частое отсутствие отца из-за командировок.
  4. Длительное   отсутствие матери и в связи с этим жизнь с другими людьми.
  5. Плохие отношения между родителями: ссоры, гнев, оскорбления.
  6. Употребление спиртных напитков в семье.
  7. Курение родителей.
  8. Плохие знакомства родителей.

            Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают?

            Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому ребёнку, который хуже одет и менее сыт?

            Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оценённый другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.  

             Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живёт и растёт. Какая она, эта среда?

II. Анкетирование родителей (слайд 13).

  • Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребёнка? Как вы это делаете?
  • Проявляет ли ваш ребёнок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
  • Как вы развиваете положительные эмоции своего ребёнка? Приведите примеры.

III. Анализ анкет и таблицы (слайд 12) совместно с родителями.

IV. Анализ родителями ситуаций из жизни класса (слайд 14).

Родители обсуждают ситуации в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо разрешить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций.

  • Ваш ребёнок опять получил плохую оценку по предмету. Накануне он долго учил, а результат плачевный.
  • Вы многократно повторяете своему ребёнку: «Делай уроки!». Ребёнок не реагирует.
  • Ваш ребёнок ничего вам не рассказывает, и лишь от посторонних людей вы узнаёте, что он ведёт себя в школе плохо.
  • Ваш ребёнок перестаёт с вами общаться, сторонится вас, и в школе на него постоянно жалуются.  

V. Анализ мнения родителей по оценке рисунков учащихся класса.

 

Выставка рисунков, отражающая те стороны окружающей жизни, мимо которых ребята-шестиклассники не могут пройти равнодушно. Своим рисунком каждый демонстрирует личное отношение к проблеме.

VI. Анализ анкетирования учащихся (см. прил.).

Прочти внимательно предложение и продолжи его:

  • Я злюсь, когда мои родители______________
  • Я радуюсь, когда мои родители____________
  • Я счастлив, когда________________________
  • Я переживаю, когда______________________
  • Я возмущаюсь, когда_____________________
  • Я протестую, когда_______________________

VII. В дневник родителей

1. Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребёнка (слайд 15– 18).

  • От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так»,

            «я – плохой».  

  • Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  • Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  • Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.
  • Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  • Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  • Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
  • Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.
  • Проводите со своим ребёнком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
  • Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

2. Ритуалы, которые нравятся детям (слайд 19 – 20).

  • перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест,         в котором будет маленькая тайна взрослого и ребёнка;
  • придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
  • в выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;
  • посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
  • на ночь услышать доброе пожелание;
  • в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
  • вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
  • посидеть вместе с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.



Предварительный просмотр:

Тема собрания: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

«Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд» И. Кант

Задачи собрания:

1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.                                                       2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Вопросы для обсуждения:                                                                                                                                                 l. Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника.                                                                  2. Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника.                                                                                         3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.  

Подготовительная работа к собранию                                                                                                                                1. Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания.                                                                                                                                              2. Подготовка с учащимися плаката - коллажа «Я учу уроки».                                                                                    3. Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам.                                                                                                                                                   4. Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий.                                                             

Анкетирование учащихся                                                                                                                                               Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь на вопросы анкеты:                                                                      1. Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?                               2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?                                                                                                                                                                                               3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?                                                                                                                                                4. Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых?                                                                            5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?                                                                                          6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?                                                                                             7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?                                                                                     8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?                                                                                   9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?                                                                                                                                                                    10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?

Анкетирование родителей                                                                                                                                         Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?                                                                                                                                               2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?                                                       3. Какие предметы требуют больших затрат времени?                                                                                           4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?                                            5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?                                                                        6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?                                                                    7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?                                                                                                                                     8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?                                                                 9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?                                                                                10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

Анкетирование учителей-предметников                                                                                                      На вопросы анкеты отвечают все учителя, по предметам которых задаются ученикам домашние задания.                                                                                                                                                                                     1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание?                                                                                                              2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировке домашнего задания?                                                                                                                                                     3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником?                                                                                                                                   4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке?                                                                                                                               5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо?                                                                                                                                                                   6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?                                                                                                                                                  7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?                                         8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание?                                                                                  9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?                                                                                                                                               10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?

К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию).                                                                                         Они фиксируют каждый день количество затраченного времени на подготовку домашнего задания по каждому предмету. Затем ребята выводят среднюю цифру по каждому предмету и оформляют в виде плаката.

Творческим заданием учащихся к собранию является оформление коллажа «Я учу уроки». Ребята должны показать свое настроение и эмоциональное состояние при подготовке домашних заданий, а также представить в коллаже модели поведения родителей в этот момент.

Учителя-предметники готовят памятки по своему предмету. Эти памятки нужно раздать родителям, чтобы ребенок мог ими пользоваться дома.

Полезная информация

Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с начальной школой. Во- первых, это слабая учебная подготовка в первых классах; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля.                                                                                                                                             Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.                                                                                    1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.                                                                                                                   2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.                                                                                                                   3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.                                                                   4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.                                                                                                                                                                    В этом ученику поможет специальная памятка                                                                                             «Как готовить домашние задания».

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.                                                   2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.                                                                                                                   3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.                                                                                                                     4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.                                                                                                                                                                                      5. Научиться находить интересующую нужную информацию c помощью компьютера.                                                                  6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.                                                                                                                                              7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.                                                                                                               8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.                                                         9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.                                                                                                                                                     10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.                                                                                                                                      11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.                                                                                                   12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.                                                    13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.                                                     14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.                                                                                                                                                               15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.                                                                                                               16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.                                                                                                                                                                     17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.                                                                                                                                              18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.                                                                                                    19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.                                                                                                                                                                          20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Метод ключевых слов                                                                                                                                     Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.                            Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.                                                                                                                         При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П» Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

~ 1П — просмотри текст (бегло);

~ 2П — придумай к нему вопросы;

~ ЗП — пометь карандашом самые важные места;

~ 4П — перескажи текст, используя ключевые слова;

~ 5П — просмотри текст повторно.

Ход собрания

 Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству — домашнему заданию.  Специальные исследования показывают, что проблема эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?                                                                                                                   Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.                                                                                                           Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.                                                       В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.                                                                          Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке — неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления — этому должен учить хорошо организованный домашний труд.                                                                                                                                                                                     Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.                                                                             Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.                                                                                                                                       Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

~ воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;                                                ~ овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;                                                                                                                                                            ~ формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;                                                                                                                                                                                                            ~ формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме собрания

Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.

 

ВЫВОД: Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

• Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;                                                                    • Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;                                                                                                                                                • Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;                                                             • Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

ВЫВОД: На заметку родителям

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Итог собрания

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме.                                                                                                                         В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

       На основании СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" домашнее задание регламентируется следующим образом.

1.    В 1 классе домашние задания не задаются.

2.    Во 2 – 6 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы, в 7 – 11 классах домашние задания задаются на выходные, праздничные дни и каникулы в облегченном варианте.

3.    Перегрузку  учащихся могут вызывать:

·       чрезмерно большое домашнее задание;

·       чрезмерно трудное домашнее задание;

·       несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

·  неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

            Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания не должно превышать во 2 классе – 1,5 ч., в 3 - 4 классах -  2 ч., в 5 – 6 классах - 2,5 ч., в 7 – 8 классах - 3 ч., в 9 – 11 классах -  4 ч.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут, в 5-6 классах – 1 часа, в 7-8 классах – 1,5 часов,в 9-11 классах – 2 часа.

4.      Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом могут задаться только как дополнительные. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему.

5.    Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

 Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

6.    Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

7.    При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль). 

Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

·       фронтальный контроль;

·       выборочный контроль;

·       взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

·       самоконтроль учащихся.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Актуальность выбранной темы:

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.

«Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение сил  может стать почти всемогущим»

Джон Уэбстер

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;

- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;

- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

- выявить роль семьи и ее значение в адаптации школьников;

- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Форма проведения: консилиум

Участники: родители учащихся 5 «б» класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Оборудование и ТСО:

На доске цветным мелом написана тема собрания и слова эпиграфа.

 Экран, ПК, проектор, музыкальный центр

Подготовительная работа:

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Анкетирование «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

3. Анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам».

4. Анкетирование учителей-предметников  и обработка результатов.

5.Тестирование родителей «Все ли благополучно у Вашего ребенка в школе?».

6.Тестирование родителей «Какой Вы родитель?».

7.Подготовка буклета для родителей по теме собрания.

План собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя.

II. Cоветы и рекомендации специалистов.

1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

1.Тест «Какой вы родитель?».

2.Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

IV. Рефлексия.

Ход собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период.  От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с ребятами, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как ни когда им необходима помощь педагогов и родителей.

II. Cоветы и рекомендации специалистов.

  1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

-  изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

- изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей:

 - создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий: создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря, запись ребенка в спортивную секцию. Во время выполнения домашнего задания следить за осанкой и освещением;

- организация правильного питания: обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;

- воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка за свое здоровье.

  1. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

- повышение уровня тревожности самого ребенка;

- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

 Степень адаптации ребенка зависит от:

- его внутреннего состояния;

- его характера;

- его успеваемости в начальной школе;

- его физического здоровья;

- от психологического климата в классном коллективе;

- а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- со стороны родителей обязательное проявление  интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы;

- недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК).

 - необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);

- обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

-  моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

В школе мало учителей, которые  нравятся.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество положительных ответов.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

С ребятами также было проведено анкетирование. Сейчас я ознакомлю вас с полученными результатами.

Анализ анкет уч-ся

III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

 

А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.

Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:

«Не пойду я больше в эту школу!».

 

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Ваши варианты(отвечают родители)

Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

- приказы, команды, угрозы 

«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;

- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

- критика, выговоры 

«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,

«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;

- высмеивания, обвинения 

«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;

- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

- а также предложения готовых решений 

«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

 Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.

 

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность  в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

И поэтому эпиграфом сегодняшней встречи я выбрала слова Джона Уэбстера:

«Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение сил  может стать почти всемогущим»

Тест  «Какой вы родитель?».

Конечно, этот тест не дает 100%-го результата, но, надеюсь, он даст предпосылки к размышлению.

 

 Тест  «Какой вы родитель?».

Инструкция:  Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

вопрос

баллы

1

Сколько раз тебе повторять?!

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

3

Не знаю, чтобы я без тебя делала.                                    

1

4

И в кого ты только такой уродился?!

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Не смей этого делать!

2

7

Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8

Я в твое время!

2

9

Ты моя опора и помощник (ца).        

1

10

О чем ты только думаешь?!

2

11

Какая ты у меня умница!

1

12

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13

У всех дети как дети, а ты…

0

14

Какой ты у меня сообразительный!        

0

                                       Общее количество баллов

 

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

 

IV. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

Какая часть вызвала особый интерес?

Ваши предложения и пожелания на будущее.

В конце собрания родителям выдаются рекомендации в  виде буклета.

В процессе подготовки к родительскому собранию, был проведен опрос среди учителей-предметников. Я хочу познакомить вас с результатами этого опроса.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

(разработана доцентом А.А.Андреевым)

Инструкция:  Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

4- совершенно согласен,  

3- согласен,

2- трудно сказать,

1- не согласен,

0- совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью

2. В школе у меня обычно хорошее настроение

3. У нас учителя хорошие

4. У меня есть любимые школьные предметы

5. Я привык к новым учителям

6. В начальной школе было лучше

7. На летних каникулах я скучал по школе

8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)

Обработка результатов.  

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

 Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.  

Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам»

Инструкция:

Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.

Утром я просыпаюсь с мыслью:

а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»

б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, русском…)»

в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».

2.        Я прихожу в школу для того, чтобы...

а)        узнать что-то новое, интересное;

б)        заниматься такими интересными предметами, как...

в)        встретиться с такими хорошими учителями, как...

г)        пообщаться с друзьями;

д)        весело провести время;

е)        не огорчать родителей.

3.        Домашнее задание я делаю так:

а)        совершенно самостоятельно;

б)        обращаюсь за помощью к взрослым;

в)        под контролем родителей;

г)        от случая к случаю;

д)        не делаю никогда.

4.        Для того чтобы хорошо учиться, нужно...

а)        иметь интерес к предмету;

б)        иметь способности к предмету;

в)        хорошо работать на уроке;

г)        иметь хорошие отношения с педагогом;

д)        уметь списывать.

5.        Когда я получаю плохую отметку, то...

а)        стараюсь тут же ее исправить;

б)        стараюсь исправить ее на следующем уроке;

в)        стараюсь исправить в ближайшее время;

г)        ничего не пытаюсь делать.

Обработка результатов. Подсчитывается количество каждого варианта ответа. Делается качественный анализ ответов учащихся.

 

Анкета для учителей-предметников.

______________________________________________________________________________________

(ФИО, предмет)

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другим пятым классом)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?

_______________________________________________________________________________________

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Спасибо за Ваши ответы!

 



Предварительный просмотр:

Классный час: «Планета толерантности». 7 класс

Цель:

- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

развитие способности к познанию себя и других людей.

Задачи:

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

Оборудование:  проектор, ноутбук, презентация, анкеты

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

1. Мотивация.

- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

2. Притча «Ладная семья» (слайд № 2)

- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:(слайд № 3)

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

3. Что такое толерантность?

-  У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

(слайд № 4)

Тема нашего классного часа «Планета толерантности».

(слайд № 5)

Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди».

-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?

-Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.

4. История происхождения понятия толерантность (слайды № 6,7). (Сообщение ученика)

- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

Ученик:

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.    Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 8).

- Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

 - 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

Работа в парах

- Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

(слайд № 10) На доске изображение.

6. Стихи о толерантности (слайд № 11). Читают дети.

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

- Ребята, давайте создадим нашу планету толерантности.

(На доске карта мира – заменить континенты, океаны, моря на

соответствующие термины: терпимость, дружба, любовь,

сотрудничество и т.д.)

7. Игра «Пазлы». Чего не хватает? (слайд № 12)

- Что такое пазлы?

(Игра «Пазлы». Детей разделить на 3 команды и раздать пазлы. У двух команд не хватает по 1-2 элементов. Ребята должны сделать вывод.)

- Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен.

8. Игра «Поднимите руку , у кого...».

- Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»

– русый цвет волос;

– родился зимой;

– в имени есть буква А;

- карие глаза;

– любит мороженое ;

- чья фамилия заканчивается на –ов;

- читал «Приключения Буратино»;

- кто учится в Кандауровской школе

(слайд № 14)

 «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»


10. Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».

- Вам даны разные понятия, рассмотрите их и определите к какой личности они относятся.

(слайд № 16)

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение  слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

(слайд № 17)

11. Анкетирование «Насколько вы терпимы?»

- Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?

12. Игра «Волшебное лукошко»

- Дорогие ребята, я сегодня принесла с собой «Волшебное лукошко». Что же в нём лежит?

(Понятия: Толерантная личность.Толерантная семья.Толерантный город.Толерантная школа.Толерантная страна.)
Толерантная личность.Я:

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  • человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Толерантная семья.В моей семье:

  • все терпимые и терпеливые;
  • здоровые, добрые, любящие;
  • уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
  • окружающие друг друга заботой;
  • внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
  • успешные, независимые, счастливые.


- Толерантное село.В моём селе :

  • прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;
  • улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
  • река и воздух чистые, природа здоровая.


- Толерантная школа:

  • школа просторная, светлая;
  • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
  • учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

- Толерантная страна. Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России? Продолжите фразу «В моей России…….»
   - В моей России

  • власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
  • народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
  • все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
  • страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

13.Тренинг

- Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.

Россия – многонациональная страна
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.

(слайд № 18)

14.Работа в группах  Эмблема толерантности.

- У каждой страны есть свой герб, а у нашей планеты будет своя эмблема.

Плетнёв Коля вместе со своей мамой создали эту эмблему.

Ребята, что они выразили в ней?

15. Творческая работа «Дерево толерантности».

- Ребята, давайте попробуем посадить дерево толерантности.

( Заготовки – дерево, листы).

- Перед вами на партах лежат листы, напишите на них, что для вас есть толерантность. Прикрепите ваш листок на дереве.

- Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один.

16. Рефлексия в конце занятия:

- Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

- Что больше всего понравилось?

.

(Заключительное действие — «Техасские объятия»)

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

(Звучит тихая музыка. Заключительное слово преподавателя

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Анкета «Насколько вы терпимы?»

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

 а) да; б) нет.                                                  

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.

Что вы предпочтете?      

   а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;                      

   б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?                      

     а) вы терпеливо ждете, находя для себякакие-то занятия, например, читаете  или отгадываете кроссворд;    

   б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно  отличаются от вас своими привычками?                      

а) мне трудно было бы это сделать;                  

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

     а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

     б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсьответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

     а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

     б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена.Как вы "реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;                

б) вступаете в спор.

Обработка результатов        

А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы

1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете    принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд  поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.



Предварительный просмотр:

Классный час  в 7 к по теме

"Уникальность и неповторимость личности" или «Мое настоящее Я»

Цели:

  1. Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
  2. Повысить самооценку учащихся.
  3. Помочь каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, осознать свою непохожесть на других.

Форма работы:  тренинг.

Методы обучения:

  • беседа, творческая работа, игра воображения;
  • тренинг (упражнения, рефлексия).

Оборудование: 

  • заготовки писем самому себе,
  • магнитофон,
  • кассета с музыкой,
  • мягкая игрушка,
  • конверты по числу участников.

Оформление доски.

http://festival.1september.ru/articles/525492/01.gif

Ход классного часа

I. Актуализация.

- Здравствуйте, ребята! Недавно прочитала удивительную книгу и нашла очень интересные слова, которые, считаю, подходят нашей встречи. Послушайте их, пожалуйста, закрыв глаза (включаю музыку “Шум моря”).

“Отдыхая на море, я люблю встречать утром первые лучи солнца и провожать его вечером. Вроде бы одно и тоже действие, но каждый раз воспринимается по-новому.

Однажды, встречая рассвет, я стоял у самой воды и долго смотрел на ту солнечную дорожку, которая протянулась от солнца к моим ногам. Зрелище завораживающее. Солнечные блики и шум моря притягивают и гипнотизируют. Так и хочется пойти по ней к самому солнцу.

Потом я прошёл несколько метров, вдоль берега и снова посмотрел на солнце. Дорожка по-прежнему была у моих ног. Недалеко от меня были другие люди, которые тоже встречали рассвет. Глядя на них, я подумал о том, что перед каждым есть такая же солнечная дорожка. И каждый её воспринимает по-своему.

Так и в жизни. Каждый идёт своей дорогой”.

- Что вы увидели, представили, когда слушали меня? (Ответы учащихся). Значит, каждый из вас по-своему воспринимает мир. У каждого своя дорога. Не верите? Давайте проверим, попробуем почувствовать свою ценность и уникальность.

II. Тренинг.

Упражнение “Мои положительные черты”.

- На предыдущем уроке каждый из вас писал о положительных качествах своих  одноклассников. У вас на столах лежат листочки с теми характеристиками, которые вам дали ваши ровесники. Прочитайте, что о вас думают другие люди. (Приложение 1)

- А сейчас пусть поднимет руку тот, кого одноклассники считают добрым человеком... Вы видите, что в каждом из вас кто-то отметил доброту... Теперь еще раз прочтите то, что написано на вашей карточке. Все эти положительные качества в вас видят другие. Главная задача каждого — подтверждать своим поведением и делами всё - то положительное, что отметили в вас одноклассники.

- Что вы чувствовали, когда прочитали о себе, это было для вас неожиданностью?

- Что вы сделаете с вашей карточкой после занятия?

Упражнение “Никто из вас не знает, что я...”

- Каждый из участников заканчивает фразу: “Никто из вас не знает, что я...”. Сообщение должно содержать информацию, которую действительно никто в группе не знает, например: “...что я отлично разбираюсь в машинах”.

- За какие откровения вы благодарны своим одноклассникам?

- Трудно ли вам было самим сказать то, что, возможно, вы тщательно скрывали?

- Откройте свои тетради, запишите число и тему урока. Продолжите фразы в тетрадях:

  • у меня тоже хватит смелости рассказать о .....
  • у меня не хватило бы смелости рассказать о ....

Вывод: Помните, что иногда можно поучиться на чужих ошибках. Друг, рассказав вам о своей беде, даёт вам возможность не делать таких ошибок.

Упражнение “Письмо самому себе”.

- Предлагаю вам написать письмо самому себе. У вас на столах лежат заготовки писем, которые вам надо написать.

Письмо самому себе.

Я,____________________________________________________________________, осознаю, что:

Мне нравятся мои следующие черты: ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Я очень хочу расти и развиваться.

И очень горжусь своими достижениями (напиши какими) _________________________________

______________________________________________________________________________________

Но я не буду останавливаться и хочу идти дальше к новым целям (каким)

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми — как захочу, однако всегда с пользой для самого себя и других людей.

Я уважаю следующих людей: __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать им признательность за то, что они есть.
Я люблю следующие дела: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________
И я намерен более настойчиво и полно заниматься ими.

Я сумею в себе воспитать______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Всё мною сказанное - правда.

Подчерки, ниже приведённые фразы, которые ты бы взял для себя. 

  • Я принимаю себя таким, какой есть.
  • Я принимаю себя таким, каким хочу быть.
  • Я уважаю свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
  • Я люблю себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что я человек — единственный в своем роде, другого такого на Земле нет.
  • Я достоин любви и уважения!
  • Я заслуживаю, чтобы меня любили, и могу позволить себе принять эту любовь.
  • Я могу позволить другим людям уважать меня.
  • Я уважаю свое время: время — это жизнь.
  • Я разрешаю себе радоваться и получать удовольствие.
  • Я позволяю себе быть таким, какой есть; я несу ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
  • Я учусь принимать решения и воплощать их в жизнь.
  • Я не жду, что кто-то вернет мне мое самоуважение - только я сам могу с этим справиться.

Собственноручно подписано мною _______________ сегодня “___”_________________2016 года.

- Запечатайте письмо в конверт, через три года, когда вы будете в 9  классе. Мы откроем ваши письма, прочитаем, и увидим, изменились ли вы и достигли ли своих целей.

III. Заключение.

Упражнение “Похвали себя и других”.

Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая — внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

- Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: “А, кроме того, я...” — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

Рефлексия:

- Ребята, как вы думаете, почему в Библии есть такая фраза: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”?

Вывод: Если я люблю себя, как частицу Божественного, то и к другим я буду относиться также. Любить себя – значит, прежде всего, уважать свою личность, любить и принимать себя таким, какой есть.

- Спасибо вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Удачи вам в открытии своих новых возможностей и совершенствовании себя. Всего доброго, до свидания.

Письмо самому себе.

Я,____________________________________________________________________, осознаю, что:

Мне нравятся мои следующие черты: ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Я очень хочу расти и развиваться.

И очень горжусь своими достижениями (напиши какими) _________________________________

______________________________________________________________________________________

Но я не буду останавливаться и хочу идти дальше к новым целям (каким)

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми — как захочу, однако всегда с пользой для самого себя и других людей.

Я уважаю следующих людей: __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать им признательность за то, что они есть.
Я люблю следующие дела: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________
И я намерен более настойчиво и полно заниматься ими.

Я сумею в себе воспитать______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Всё мною сказанное - правда.

Подчерки, ниже приведённые фразы, которые ты бы взял для себя. 

  • Я принимаю себя таким, какой есть.
  • Я принимаю себя таким, каким хочу быть.
  • Я уважаю свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
  • Я люблю себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что я человек — единственный в своем роде, другого такого на Земле нет.
  • Я достоин любви и уважения!
  • Я заслуживаю, чтобы меня любили, и могу позволить себе принять эту любовь.
  • Я могу позволить другим людям уважать меня.
  • Я уважаю свое время: время — это жизнь.
  • Я разрешаю себе радоваться и получать удовольствие.
  • Я позволяю себе быть таким, какой есть; я несу ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
  • Я учусь принимать решения и воплощать их в жизнь.
  • Я не жду, что кто-то вернет мне мое самоуважение - только я сам могу с этим справиться.

Собственноручно подписано мною _______________ сегодня “___”_________________2016 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Разработка родительского собрания по теме "Я, ты, он, она- вместе мы здоровая страна"

Разработка родительского собрания по теме «Я, ты, он, она – вместе мы здоровая страна».Родительское собрание проводится в форме обмена мнениями.Задача: убедить родителей в нео...

Разработка родительского собрания на тему: "Аддиктивное поведение подростков"

В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания у...

Разработка родительского собрания "Нравственное воспитание в семье"

Разработка для учителей и классных руководителей. Освещает вопрос воспитания нравственных ценностей в семье....

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

"О родительском авторитете" разработка родительского собрания

Данный материал раскрывает роль семьи в развитии моральных качеств подростка, показывает необходимость трудового воспитания в семье и школе. Предусмотрено анкетирование детей и родителей по соответств...