Обобщение опыта работы классного руководителя
методическая разработка
Обобщение опыта работы классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
воспитательной работы
классного руководителя
Шевченко Е.А.
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в большую жизнь и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.
Классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. Его предназначение - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.
Классный коллектив, руководителем которого я являюсь с 2015 года, был сформирован еще в начальной школе, поэтому особых трудностей по сплочению коллектива не было. В течение 2 лет прибыло 2 человека и выбыли 2 человека. На начало 6 класса нас было 29 человек, из них 12 мальчиков и 17 девочек.
Дети в классе из благополучных семей. Из 29 учащихся 6 человек из неполных семей, 1 человек из многодетных семей и 1 из опекаемой.
В ходе анализа классного коллектива я выбрала программу воспитательной работы гражданско-патриотического направления и нравственно-этического воспитания для обучающихся на ступени среднего (полного) общего
«Пять шагов в будущее».
Данная программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на:
– обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике;
– саморазвития и самореализации обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач, сознательное усвоение принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста;
– обеспечение готовности обучающихся к проектированию после школьного образовательно-профессионального маршрута, формирование у них профориентационно значимых компетенций, способности к реализации их образовательно-профессиональных планов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда;
– формирование у обучающихся мировоззренческих и ценностно-смысловых основ культуры профессиональной деятельности как компонента общей культуры личности; подготовка обучающихся к дальнейшей профессиональной самореализации в новых социокультурных и экономических условиях;
– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;
– формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи; экологического мышления, культуры и поведения обучающихся;
– формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почетной обязанности гражданина России.
«Пять шагов в будущее»- это воспитательная программа, рассчитанная на 5 лет:
I год(1 шаг) - создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная ориентация.
I I год (2 шаг)– развитие нравственно-этического направления, укрепление эмоционального и социального здоровья детей, профессиональное самоопределение личности.
III год (3 шаг) – поиск новых идей, форм и способов обновления проектной деятельности в классе, развитие самоуправленческого начала классного коллектива,
IV год (4 шаг) - результативность классного коллектива через КТД: лучшее дело класса стало достоянием всего школьного коллектива (всей параллели)
V год (5 шаг) -готовность обучающихся к проектированию после школьного образовательно-профессионального маршрута, формирование у них профориентационно значимых компетенций, способности к реализации их образовательно-профессиональных планов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда;
Программа воспитания опирается на традиционные источники нравственности такие как:
- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные принципы организации содержания воспитания обучающихся
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Направление | Система базовых национальных ценностей |
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | Любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов |
2.Воспитание социальной ответственности и компетентности. | Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны. |
3.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. | Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности. |
4.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. | Жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой. |
5.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. | Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии |
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание. | Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности |
Направление «За здоровый образ жизни»
Целью работы было создание условий для полноценной учебной деятельности, здоровья учащихся, профилактики и предупреждения заболеваний; активная пропаганда и организация здорового образа жизни.
К сожалению, большинство учащихся имеют ослабленное здоровье. В рамках этого направления ежегодно проводились медицинские осмотры, консультации узких специалистов, привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, а также мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни: классный час «Жевательная резинка: польза или вред?»,
Ежегодно класс принимал участие в спортивных мероприятиях. Наше достижение – 1 место среди 5-6 классов в спортивном празднике, посвященном Дню здоровья.
Направление «Интеллект и труд»
Цель: помочь каждому ученику в учении, приобретении знаний в меру своих способностей, развитие познавательных интересов, кругозора учащихся.
В рамках этого направления регулярно проводились классные часы в форме ученических собраний «Учеба, посещаемость, дисциплина», «Что я могу сделать, для того чтобы лучше учиться!», по результатам каждой четверти и результатам года выстраивался рейтинг учащихся. Ведение Электронного журнала ,сотрудничество с учителями – предметниками и родителями, беседы со слабоуспевающими учениками и их родителями в учебной части способствовали стабильной успеваемости: 2 человека закончили 5 класс с отличием, 18 - на «4» и «5». Ребята очень активно участвуют в интеллектуальных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Молодежные предметные чемпионаты», а также в Олимпиадах по школьным предметам. В 6 классе призовыми грамотами награждены человек. В 5 классе ребята приняли участие в школьной научно-практической конференции и заняли призовые места. Как классным руководителем, мной проводилось анкетирование по вопросам мотивации учения, изучения самооценки классного коллектива. Анализ проводимых анкет доводится до сведения учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе. Диагностика «Интересы и досуг» показала, что у 20 человек из 29 опрошенных велик интерес к учебе, нравятся учителя 29 ученикам в школу ходят учиться 24 человека, общаться – 22. В целом складывается положительное отношение к учебе.
Направление «Мир прекрасного»
Цель: воспитание культуры общения, поведения, норм нравственности во взаимоотношениях детей с другими людьми.
В рамках этих направлений велась работа по изучению личностей каждого ученика, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. Несмотря на то, что классный коллектив был сформирован еще в начальной школе, некоторые трудности в общении все же были, особенно у тех ребят, которые вновь прибыли в класс. Поэтому ряд классных часов был направлен на развитие межличностных отношений: «Умеем ли мы общаться», «Конфликты, конфликты…», «Как мы относимся друг к другу», «Конфликты и способы их разрешения », игра «Кораблекрушение».
Критериями успешности воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является динамика межличностных отношений, сплоченность классного коллектива и удовлетворенность учащихся общением.
Проводимые тесты по социометрии показали, что в классе нет «отверженных», хотя присутствуют 3 человека, «непринятых» по определенным условиям. С учащимися класса и данной группой учеников постоянно велась работа с участием социального педагога .
Развитие коммуникативных навыков осуществлялось в досуговой деятельности. Традиционными стали классные часы, посвященные Дню матери, Новогодние праздники, выход в осенний лес с играми, эстафетами. Ребята творчески подходили к организации и проведению праздников: у всех были костюмы, оформление соответствовало теме праздника. Все эти мероприятия, безусловно, способствовали укреплению взаимоотношений внутри классного коллектива.
Направление «Я – Человек»
В рамках этого направления велась работа по гражданскому и патриотическому воспитанию, которая призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание.
Классный коллектив принимал участие в мероприятиях, направленных на формирование нравственных отношений, развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей. Это школьные акции «Новогодний подарок другу», «Спешите делать добро». Учащимися были подготовлены игровые программы и проведена уборка территории.
Ежегодно учащиеся класса принимают участие в выборах президента школы, которые формируют у школьников представление о реальных выборах и позволяют участвовать в школьном самоуправлении.
Мероприятия, посвященные празднованию годовщины победы в ВОВ, ежегодно проводятся в классе. Среди них особо запомнились классный час «Маленькие герои большой войны». Следует отметить, что мой класс обладает высоким творческим, интеллектуальным потенциалом. Большая половина класса – активные, творческие дети, желающие как можно больше узнавать и поделиться своим пусть и небольшим жизненным опытом. В классе работает лидерская команда, которая помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
Вовлечение большинства учащихся в жизнь класса предполагает развитие самостоятельности, коллективное творческое планирование, реализацию решений и коллективное подведение итогов в конце учебного года.
Направление «Семья»
Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить усилия – значит, во многом решить проблему воспитания школьников. Для меня как классного руководителя важно единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование, ведь и классный руководитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны и всесторонне развиты. Поэтому очень важно активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.
Один раз в четверть проводились тематические собрания, на которых кроме методических и педагогических консультаций проводятся беседы по интересующим родителей вопросам. Были проведены родительские собрания по темам «Давайте познакомимся» (собрание с элементами тренинга и анкетирования), «Трудности адаптации пятиклассника в школе», «Роль общения в жизни школьника» , «Поощрение и наказание в воспитании детей», Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, организуются встречи с учителями-предметниками, преподающими в классе.
Были проведены открытые классные часы «Тепло сердец для наших любимых мам»,новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза», путешествие в лес «В гостях у Берендея»
Для меня цель всей работы в школе – дать возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого классного коллектива, чтобы каждый знал – я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится.
Мне же, как классному руководителю, очень хочется видеть моих детей самостоятельными, всесторонне развитыми людьми. Это и есть, на мой взгляд, главная цель воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-37070-1636387339.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МСКОУ СКОШ VIII ВИДА
Анализ уровня социализации учащихся МСКОУ СКОШ VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-37070-1636387339.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-37070-1636387339.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Обобщение опыта работы классного руководителя
Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/25/picture-197186-1535165676.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/07/picture-269486-1528402139.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"
Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6 класса...