Классный час. Тема: "Давайте быть добрее"
классный час (5 класс)

Сокол Дмитрий Андреевич

Классный час. Тема: "Давайте быть добрее"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas._davayte_byt_dobree.doc57 КБ
Office presentation icon davayte_byt_dobree.ppt753.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 5 классе

Тема: Давайте быть добрее!

Цель: Развить представления учащихся о доброте, ее видах, способах проявления.

Задачи: 

  • развить этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом,
  • развить эмоционально-ценностную сферу  учащихся,
  • содействовать воспитанию  культуры общения друг с другом, самовоспитанию личности ребёнка
  • развить  умения сравнивать, анализировать, обобщать.
  • развить  умение совместно работать в группе;

Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток,  карточки с ситуациями, пословицы о добре, «золотые» ключики из картона.

Форма: беседа.

Методы: дискуссия, практикум по решению ситуаций, игровые (моделирование жизненных ситуаций в сюжетной игре)

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: проблемные, витагенные, модерации


Ход урока:

Здравствуйте ребята! Я рад вас всех видеть сегодня! А сейчас ребята, и вы еще раз поприветствуйте друг друга, только не просто так, а с улыбкой на лице. А теперь посмотрите вокруг, как в нашем классе стало теплее и светлее! Вы согласны с этим?

Ребята, сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать со следующей истории, послушайте ее, пожалуйста, и постарайтесь определить тему нашего классного часа.

Видео притча (учитель на фоне видео читает притчу):

Семья очередной раз отдыхала на пляже. Дети купались в море, загорали, строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая неприметная старушка, ее седые волосы развевались по ветру, одежда  была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то  поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил.

Много недель спустя они узнали,  что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, что подбирала на пляже осколки стекла, которыми дети могли поранить ноги. Уважайте друг друга, дарите добро соседям, родственникам,  другу другу и оно, как истинное волшебство вернется к вам непременно!

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

Какие чувства у вас вызвала эта история? Кто в этой ситуации ведет себя не правильно? Почему? Как можно назвать поступки этой бабушки?

Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Верно, о доброте. Тема нашего занятия «Давайте быть добрее!»! Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ребята, а как вы понимаете, что такое доброта? Что значит быть добрым?

ОТВЕТЫ.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Прочитайте притчу и выскажите свое мнение о ней.

Работа с текстом (Самостоятельное чтение)

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник поднял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотнику и готовится укусить его.  Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?»  «На то я и змея»,- отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

Вопросы учащимся:

Значит, не надо делать добра?

Правильно поступили змея и человек?

Мы часто говорим о хороших людях. На самом деле выделяют 3 вида доброты:

  1. Пассивная (бездейственная)
  2. Активная (деятельностная).
  3. Созидательная.

Я вас прошу, поработать, каждый сам, установите соответствие между видом доброты и ее характеристикой:

А. Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла.

Б. Человека с чувством обострённого достоинства, защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого, но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Индивидуальная работа:

Ребята,  а как вы думаете, легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым? 

ОТВЕЧАЮТ

На самом деле, быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием и пониамнеим, у каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.

СИТУАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе нужно будет разыграть ситуацию, а мы с вами должны будем  ее оценить с позиции доброты, и высяснить, как бы поступили мы в этой ситуации.

1 группа: Вас обидел одноклассник, и убегая от вас,  он сильно упал и подвернул ногу. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Вы разворачиваетесь и уходите, говоря ему в след «Так тебе и надо! Мне тоже было больно от твоих слов!».

Правильно ли поступил мальчик? А вы что бы сделали в этой ситуации?

2 группа. Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

- А до Вокзала, сынок, до Вокзала.

- Садись уж, раз едешь.

- Спасибо, милок.

- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой.

Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

  1. Группа. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно».

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

  1. Группа. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать «Эй, ты!»)

  1. Группа. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!»

Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”) 

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь, что вы не только говорите, но и поступаете правильно.

А как мы можем в повседневной жизни делать добро?

Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть в роли строителей. Вы в парах будете строить дом мудрости, из кирпичиков, которые лежат на ваших партах. На каждом кирпичике написана часть пословицы. Соедините половинки пословиц о доброте.

  • Добрыми делами славен человек.
  • Злой не верит, что есть добрый.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Доброта без разума пуста.
  •  Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро - будешь сам без беды.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Добрый человек в добре живет век.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  • За доброго человека сто рук.

Молодцы, ребята справились с заданием! А теперь давайте с вами поработаем в группах и вместе вырастим дерево добра. Вам предлагается набор различных слов на листочках. Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку и  прикрепите их на ствол дерева на доске. Это будет крона дерева добра для нашего сада. (Работа в группах)

1 группа:

  • аккуратный
  • доброжелательный
  • вежливый
  • грубый
  • неучтивый
  • лживый

2 группа:

  • умеет прощать обиды
  • чуткий
  • отзывчивый
  • лживый
  • грубый
  • наглый

3 группа

  • помогает в беде
  • часто ссорится
  • вспыльчивый
  • общительный
  • ласковый
  • наглый

4 группа:

  • веселый
  • счастливый
  • наглый
  • внимательный
  • жадный
  • крикливый

  1. группа
  • понимающий
  • великодушный
  • сердечный
  • наглый
  • лживый
  • жадный

(Выполняют задание.)

Ребята, а вы обладаете этими качествами? Все ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять окружающих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? (Ребята отвечают).

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
(Ребята отвечают).

Главное не забывать, что для того, чтобы это дерево росло и  не зарастало сорняками, нужно наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми поступками.

Ребята, теперь давайте подведем итог, продолжите, пожалуйста,  следующие предложения:

1.Теперь я знаю, что …

2. Теперь я научился …

3. Для себя я отметил, что …

Таким образом, ребята, нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

Добрые дела нельзя откладывать на потом. Добро  надо делать сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра. А сейчас я вас всех прошу послушать песню и каждому я раздам памятку с правилами доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Правила доброты:

  1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.
  2. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
  3. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
  4. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

Звучит песня.

Благодарю всех за активное участие. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Думаю, что это занятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что добро – это  условие для счастливой жизни в мире и согласии.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Быть добрым – это слабость или сила?»

Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях; добре и зле, о сложностях нравственного выбора....

Презентация к классному часу "Быть добрым -это слабость или сила?

Презентация  классному часу "Быть добрым - это сила или слабость?"...

Классный час "Быть добрым надо по привычке"

Презентация к классному часу...

Интерактивный классный час в 6 классе на тему "Что значит быть добрым".

В ходе классного часа рассмотрены такие понятия, как доброта и доброжелательность. Учащиеся приняли участие в обсуждении  различных ситуаций , в которых им приходилось делать нравственный выбор.В...

Классный час с мультимедийной презентацией "Добро должно быть с кулаками?!"

Классная Разработка. Предназначен для 5,6,7 классов. Лучше проводить после предварительной беседы или подготовки. Разработка содержит видео- фрагмент, героями которого стали мои воспитанники. Продуман...

Классный час "Быть добрым надо по привычке"

В наш век стремительных перемен, время сложного периода для страны мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком отношении со стороны окружающих. Поэтому сегодня разговор пойдёт о доброте. А наз...

Самоанализ открытого мероприятия "Счастье - быть добрым!" в рамках конкурса "Самый классный Классный - 2021".

Открытое мероприятие (классный час) проведено в рамках очного этапа конкурса "Самый классный классный - 2021" и заняло 1 место в муниципальном этапе конкурса....