Профориентационная работа в 9 классе
проект (9 класс)
Программа по профориетации для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforient.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №55»
Проект по профориентации учащихся
«Моя будущая профессия»
для 9А класса
Классный руководитель
9А класса Амбуева С.В.
Пояснительная записка.
Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
- что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
- что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
- что он может (возможности и способности),
- что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии которые мы выбираем» , который предлагается учащимся 9 –х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели проекта :
- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
- осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии;
- знакомство с особенностями современного рынком труда;
- составление индивидуального образовательного плана или программы
- саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов:
- свободного выражения своего мнения;
- взаимоуважения;
- доверительности;
- обратной связи;
- безоценочности.
Особенности организации:
Место проведения занятий: учебный кабинет, компьютерный класс, выездные экскурсии , диагностические центры.
Продолжительность проекта : учебный год
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
- Выездные экскурсии.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
- информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
- информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- правила выбора профессии;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
- классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.
План реализации проекта
Тема занятия | Срок проведения | Ответственные | |
1 | Родительское собрание : Возрастные особенности детей юношеского возраста . | сентябрь | Классный руководитель |
2 | Час общения: Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий. | ноябрь первая половина | Классный руководитель |
3 | Классный час «Выбор профессии» | С 19 по 24 ноября | Классный руководитель Психолог школы |
4 | Работа над проектом «Моя индивидуальная траектория» | С 24.11.2018 по 01.04.2019 | Классный руководитель Родители ученик |
5 | Родительское собрание «Профессии, которые выбирают наши дети» | 23.04.2019г. | Психолог школы Классный руководитель |
6 | Экскурсии на предприятия , где работают наши родители. | В течение года | Родительский комитет класса |
7 | Час общения «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е. А. Климову) | Февраль | Классный руководитель |
8 | Классный час: Формула выбора профессии. | Март | Классный руководитель Психолог школы |
9 | Единый День профориентации-Профориентационные уроки, деловые игры для ознакомления с миром профессий, посещение Центра занятости населения на Цивилева | март | специалисты центров занятости населения района классный руководитель |
10 | Встречи учащихся 10 класса с выпускниками школы. | Апрель | Классный руководитель |
11 | Посещение ярмарки учебных мест Участие в мероприятиях ярмарки учебных мест | Март -апрель | Классный руководитель Родительский комитет |
12 | Конкурс эссе « Моя будущая профессия» | Апрель - май | Классный руководитель |
13 | Итоговое мероприятие совместно с родителями | май | Классный руководитель Родительский комитет |
Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список литературы.
- Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
- Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
- Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.
- Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс профориентационной работы в 9 классе
Материал будет полезен для классных руководителей и психологов...
Система профориентационной работы в 8 классе.
Отчет о системе профориентационной работы классного руководителя в 8 м классе общеобразовательной школы....
Организация профориентационной работы в классе
Итог участия в школьном профориентационном проекте"Все работы хороши"....
Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов
Данная работа ориентирована прежде всего на выпускников школ, но она может быть полезна абитуриентам и студентам учебных заведений. В данной работе представлен системный подход к профориентации ...
Профориентационная работа на уроках технологии в 8- ых классах
Профориентационная работа на уроках технологии в 8 классах....
Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"
Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п...
Анализ профориентационной работы в классе с углубленным изучением информатики.
Деятельность классного руководителя по профориентации в классе с углубленным изучением ИКТ,...