Адаптация обучающихся на второй ступени обучения
статья (5 класс)

Нарыкова Екатерина Юрьевна

Материал к родительскому собранию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Родительское собрание 
«Адаптация обучающихся на второй ступени обучения»

Цели:

1)      выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2)  выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Период адаптации к новым требованиям может занять у ребёнка от одного месяца до целого года. Что же может затруднить адаптацию детей в основной школе? А это возникшие проблемы. К ним можно отнести:

-много новых учителей

-много новых кабинетов

-непривычное расписание уроков

-новый классный руководитель

-проблемы со старшеклассниками

-возросший объём работы в школе и домашнее задание

-разные требования у разных учителей

-ослабление или отсутствие контроля

-низкий уровень развития речи

-своеобразие подросткового возраста.

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. Во-первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителем и учителями - предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.

Рекомендации для родителей.

  

  1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
  2. Регулярно беседуйте с классным руководителем и  учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
  4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
  5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  6. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.
  7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
  8. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
  9. Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.

Новый статус пятиклассника может вызвать следующие реакции организма ребенка:

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Способы преодоления тревожности:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку.
  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
  • Помогите ему найти дело по душе.

Родителям необходимо обратить внимание на слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя:

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты делаешь это очень хорошо.

Слова разочарования:

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Памятка родителям:

Пятиклассники должны:

•  уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

• уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

• стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

•  уметь  дружить,  иметь  постоянного  друга,  общаться  с  мальчиками  и  девочками,  самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

• иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

• уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

• уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Уважаемые родители, ваши  дети  повзрослели,  у  них  начинается  новая,  интересная  взрослая жизнь. Какой  она  будет —  во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не  отдалила  вас  друг  от  друга,  а,  наоборот,  сблизила,  сделала  вас  хорошими  друзьями. Много  будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни.

В заключение нашего собрания хочу рассказать Вам притчу

Мудрец и бабочка

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаю удачи!

Благодарю всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"...

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Уважаемые родители!Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания.Будет ли...

Программа мероприятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся 5Б класса на этапе перехода на вторую ступень обучения

Программа совместной работы педагога-психолога школы и классного руководителя в период адаптации пятиклассников...

Педсовет « ПРиемственность при переходе из первой ступени на вторую ступень обучения в условиях ФГОС

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразно...

Материал для родительского собрания по теме:"Адаптация обучающихся на второй ступени обучения"

Что может затруднить адаптацию детей при переходе в основное звено? А это возникшие проблемы. Как решать их? Советы родителям....