Профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением интеллекта.
материал

Бадаева Анна Владимировна

В докладе раскрывается опыт работы по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_samoopredelenie.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Опыт работы по организации внеурочной деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательной организации обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)»

 Опыт,  представленный в работе, получен в инклюзивной школе МБОУ г.Иркутска СОШ №29.

Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Круг профессий и видов трудовой деятельности довольно узок, что значительно затрудняет осуществление профориентации.

Требуется комплексная работа специалистов образовательного учреждения по формированию сознательного отношения в выборе профессии обучающихся. Профессиональная ориентация начиналась в начальных классов, когда обучающиеся знакомились с профессиями, продолжилась на уроках профессионально- трудового обучения в 5-9 классах, на социально-бытовой ориентировке внеклассной работе.

Как мы ее организовывали?

Начиная с 5 класса, обучающиеся заполняли анкеты по выбору профессии, которые обрабатывались и на их результатах разрабатывался дальнейший план действий. Следует отметить, что именно в 5 классе следует объяснить детям и их родителям (законным представителям), что выбор учебных заведений достаточно узок. Следовательно, нужно сразу ознакомить родителей со списком образовательных учреждений Иркутской области, в которые могут поступить их дети.

В 8-9 классах, при финансовой поддержке родительского комитета, были организованы занятия с психологами из молодежного кадрового центра – это тренинги «Эффективное общение», «Мои интересы», «Выбор профессии» и т.д. На внеклассные занятия  «Моя профессия» отводилось 4 часа в месяц (включая индивидуальны консультации с родителями). Что позволило посещать экскурсии на предприятия и создать гибкий график занятий, с учетом пожеланий родителей.  

График занятий (одно занятие в неделю):

1 занятие проводилось в школе - ознакомление с профессией (просмотр видеоролика, ролевые игры, тренинги) /   встречи с представителями профессии.

2 занятие – экскурсия на предприятие  / в образовательное учреждение / проектная деятельность.

3 занятие – обсуждение +анкетирование, / обновление стенда по

 / воспитательная беседа.

4 занятие– индивидуальные консультации, по запросу родителей и обучающихся /  работа над составлением резюме / занятие с психологом  / социальным педагогом.

Такое  (гибкое) построение занятий позволило в рамках ознакомления с одной профессией использовать разнообразные виды работ с возможностью замены при необходимости. И включения таких специалистов как социальный педагог и психолог.  После подробного ознакомления с профессией, теоретического и практического, у обучающихся больше шансов на правильное самоопределение. Ведь, именно это даст обучающимся мотивацию для того, чтобы они посещали техникум, выполняли все требования программы и преподавателей.

Окунуться в профессию в первую очередь помогают систематические экскурсии. Опыт, проведенной мною работы, показал, что недостаточно один раз посетить предприятие, чтобы у обучающихся сформировались необходимые представления, нужно посетить его на протяжении нескольких лет. Желательно, чтобы дети в итоге сами могли выполнять практические действия, например, убирать катышки, принимать заказ и т.п. Необходимо Например, экскурсия на швейную фабрику г.Иркутска ВИД,  экскурсия в химчистку – прачечную Снежинка.

В 8-9 кл обучающиеся посещали уроки профессионально – трудового обучения в школе в объеме 2х  академических часов: девочки – швейное дело, мальчики – столярное дело. Остальные 6 часов обучающиеся занимались в техникуме речного и автомобильного транспорта №44. С этим техникумом у школы имеется договор о сотрудничестве для обучающихся по профессии повар.

День открытых дверей в техникуме речного и автомобильного транспорта. День открытых дверей в иркутском колледже экономики, сервиса и туризма Багратиона, 50. День открытых дверей в  иркутском техникуме авиастроения и материалообработки. На выпускном в 9 классе дети получили свидетельства о допрофессиональной подготовки профессии повар. По итоговой аттестации присвоена квалификация Повар второго разряда. На данный момент в этом техникуме обучается 50 % от выпуска. 25 процентов обучается в иркутском техникуме авиастроения и материалообработки. ( по профессиям: столяр, слесарь). Следует отметить, что представители этого техникума охотно приезжали на родительские собрания, на занятия по внеурочной деятельности, проводили экскурсии для обучающихся, пригласили на день открытых дверей, также  консультируют педагогов и родителей. 9%  обучается в иркутском колледже экономики, сервиса и туризма ул.Багратиона, 50. 17% не смогли продолжить образование после школы (по семейным обстоятельствам и медицинским показаниям. Процент поступления 83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

Профессиональная проба обучающихся с нарушением интеллекта (7-8 классы)

С целью адаптация подростка в социуме, его профессионального определения рекомендуется провести так называемую "профессиональную пробу" на базе специализированных мастерских. В данном случае...

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта/

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта 6 классеТема: «Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом УК-1»....

От диагностики к социализации и профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями семинар - практикум

Профессиональные пробы являются эффективной практической формой профессиональной ориентации, позволяющей учащимся с ОВЗ на практике осознать свои возможности, познакомиться с требованиями профессий, и...

Театр моды, как эффективный способ профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Расширение коррекционной развивающий среды для социализации, и профессионального самоопределения обучающихся с ментальными нарушениями...

Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха

Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха...