Родительское собрание.
классный час

Буркова Оксана Николаевна

     Учеба наших детей — это то, что сопро­вождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли наши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак — оценка — увы, часто не радует

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание55.48 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

  1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
  2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
  3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.

  1. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?
  2. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?
  3. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?

  1. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?

  1. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
  2. Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?

10.        Любит ли ваш ребенок учиться?

Анкета для родителей

  1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
  2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
  3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.

  1. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?
  2. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?
  3. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?

  1. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?

  1. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
  2. Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?

10.        Любит ли ваш ребенок учиться?

«Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»

1191269251_c4133

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Классный руководитель: Учеба наших детей — это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли наши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак — оценка — увы, часто не радует. В статье известного ученого профессора Махмутова, посвященной проблеме интеллектуального развития школьников, есть интересные факты. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказании помощи им в этой деятельности.

Психолог: В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время подросток впервые начинает искать художественные и научные знания.

Важным стимулом к учению является при этом притязания на признание среди сверстников. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникать внутренний дискомфорт и даже конфликт. Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих — к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: факторологический материал, сущность явлений, использование в практике.

Учебная деятельность имеет свою структуру. Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. учебная задача — то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
  2. учебные действия — то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить тот образец;
  3. действие контроля — сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

4) действие оценки — определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в ребенке.

Самое существенное в учебной деятельности — это рефлексия самого на самого себя, отслеживание новых достижений и произошедших изменений. «Не умел» — «Умею», «Не мог» — «Могу», «Был» — «Стал» — ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений.

Классный руководитель: А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности (участники либо до начала собрания разбиваются на группы, либо рассаживаются по иному по сигналу ведущего, имея цветовые символы, относящие их к той или иной команде). Перед вами на доске — «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Значимые, на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах «листьях», а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время на работу — 8(10) минут. По звуковому сигналу она завершается, и лидеры групп комментируют выбор, а помощники из групп прикрепляют «листья».

Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточное умение читать и понимать текст.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.

Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.

Низкая самооценка школьника.

(Задачу участников, по желанию организаторов, объективно оценивающих подготовленность родителей, можно облегчить, предложив им перед началом или на определенном этапе групповой работы набор вышеперечисленных причин для выбора из них тех, что родители считают значимыми для себя.

Этот этап деловой игры завершается комментариями каждой группы и обобщающим выступлением ведущего. Для решения задачи следующего этапа собрания слово предоставляется психологу.

Психолог: Уважаемые участники! В процессе подготовки к нашему разговору мы предложили вам и вашим детям ответить на вопросы «параллельной» анкеты, которая касалась оценки вашей роли и степени вашего участия в учебной деятельности детей. Причем, ваши анкеты мы попросили вас не сдавать нам, а принести сегодня на собрание. Сейчас каждый из вас получит анкету своего ребенка и сможет определить для себя, насколько он осведомлен о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребенок, и какова степень вашего участия в учебной работе сына или дочери. Сравнение поможет вам выявить то, на что, возможно, вы не обращали внимание. Число совпадений ответов укажет вам, насколько точно вы осведомлены о трудностях ваших детей. Время на работу — всего 5 минут, но каждый из вас сможет взять анкеты домой и продолжить раздумья.

После групповой работы — выступление психолога.

Психолог: Замечательно, если число совпадений ответов 10 или близко к 10. Следует очень серьезно задуматься, если оно 5 или менее. Во втором случае вероятнее всего, что вы недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка и вам следует находить больше времени для его поддержки. А мы, педагоги, желаем вам успеха в этом трудном деле и постараемся вооружить вас практическими советами.

Этап ролевой игры.

Классный руководитель: Сейчас, уважаемые участники, каждая группа получит вариант ситуаций и практических рекомендаций к решению проблемы, заявленной в них. В течение 5 минут вы должны ознакомиться с ними и представить две короткие сценки, одна из которых показывает, как не следует поступать в ситуации, описанной в задании, а другая, как надо поступить правильно. Вместо сценки можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации. В качестве ситуативных заданий можно использовать те, что приведены в начале разработки, а можно предложить ситуации, представленные в образце.

Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении. Общий вывод обычно бывает таков: нет правильных или неправильных решений в какой-то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.

Классный руководитель: Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности — учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться — это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться – это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения. Для начала надо усвоить, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.

Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (См. правила)

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться.

Ситуация 1

«Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».

Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно или просто наработайте определенную схему решений.

Ситуация 2

«У ребенка конфликт на почве учебы в школе».

У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем. Постарайтесь устранить конфликт, но не обсуждайте с детьми все его подробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не обязательно должно обсуждаться с ребенком. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенок гордится этим, а вы лучше осведомлены в том, что происходит с ним в школе.

Ситуация 3

«Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения».

Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-нибудь событиях. Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые он приносит из школы. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

Ситуация 4 «Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей».

Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона.

  1. Не унижайте ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.
  2. Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!»

Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.

3.        Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово — это одно, а дело — совсем другое.

Ситуация 5

«Ребенок получил четвертную «двойку» по одному из предметов».

Проблемы подобны снежному кому: если их не решать, они обрастают новыми. Составьте с ребенком пошаговый план решения проблемы.

Шаг первый. Вижу свою проблему.

Шаг второй. Знаю про свою проблему все.

Шаг третий. Хочу решить свою проблему вместе с родителями.

Шаг четвертый. Составляю вместе с родителями план действий (сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, написать распорядок дня, посоветоваться с психологом и т. д.).

Шаг пятый. Действую.

Шаг шестой. Изучаю результат (получили ли то, что ожидали).

Шаг седьмой. Даю оценку того, что сделано (учитывать не только свое мнение, но и мнение педагогов и родителей).

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей

  1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.
  2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю — почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.
  1. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
  2. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
  3. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.
  4. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Литература:

  1. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы: метод. пособие / Л. И. Саляхова. – М.: Глобус, 2007

  1. Настольная книга современного классного руководителя. 5-8-е классы / М. А. Алоева, В. Е. Бейсова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....