Классный час "Классификация Угорского фольклора"
классный час (11 класс)

Шарафутдинова Радмира Азатовна

Классификация Угорского фольклора

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_2_sentyabrya.doc357.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раньше было так: слово зря не скажи...

Саша 5.jpg

 "Раньше было так: слова зря не скажи" - так говорят ханты. И не случайно. По представлениям, произнесенное слово в состояние оказать влияние на окружающий мир, человека.

Раньше бывали случаи, когда человека оставляли в тайге только потому, что тот неосторожно высказал пожелание побыть одному. Бессмысленно искать здесь злой умысел со стороны соплеменников: просто каждый должен нести ответственность за свои мысли и, особенно, слова. У пимских ханты есть весьма поучительный сюжет о незадачливом рассказчике, который по халатности не закончил начатую накануне сказку о кочующих оленеводах. Через несколько дней, будучи на охоте, он повстречал на льду озера аргиш (караван оленьих упряжек) с группой оголодавших и совершенно продрогших людей. На вопрос, почему они остановились тут и не пытаются двигаться дальше, те сообщили ему, что какой-то ротозей завел их сюда и бросил.

Рассказчику обские угры испокон придавали огромное значение, несмотря на то, что у этих народов никогда не было профессиональных исполнителей. Авторитет сказителей был столь велик, что люди нередко обращались к ним за помощью во время болезни. Искусство сказителей ставило их на одну доску с шаманами. Некоторые фольклорные сюжеты исполнялись только в музыкальном сопровождении, а овладеть искусством игры на инструментах мог далеко не каждый. Считалось, что извлекать из "деревяшки" музыкальные звуки может лишь тот, кто вступил в связь с духами. Сказительское искусство носило династийный характер. Наиболее выдающиеся певцы происходили из уже зарекомендовавших себя на этом поприще семей. Как правило, ими были младшие сыновья и дочери.

Классификация Угорского фольклора

древние рассказы '

древние вести

героические песни, сказания

сказки

песни

рассказы о событиях и встречах

Сказки

Саша 6.jpg

священные

  • космогонические мифы - сказки о сотворении Вселенной,
  • этимологические мифы

Есть фрагменты текстов, которые являются запретными для различных категорий лиц. Сюда могут относиться: женщины, дети, члены другого рода, просто чужие люди и т.п. Священное сказание может исполняться перед широкой аудиторией, до тех пор, пока не подойдет к запретному месту. Тогда повествование прерывается с указанием того, что дальше оно "священное" и непосвященных просят удалиться. Песенная форма исполнения пользуется большим уважением в среде обско-угорского этноса, чем прозаическая. Ханты считали, что в прозе "выдумывать можно, а в песне - нельзя.

Не священные сказки

  • сказки для взрослых
  • детские сказки
  • женские сказки

К таким сказкам мужчины относятся пренебрежительно, не берутся рассказывать, а порой и не знают их содержания. Женские сказки, по мнению Е. И. Ромбандеевой. относятся к наиболее древнему пласту устного творчества.

Героические песни

Героические песни, сказания сочинены в стихах и прозе. Часть из них относится к обрядовым произведениям, другие сказываются как воспоминания о прошлом предков. Это делается часто на медвежьем празднике.

Очевидцы свидетельствуют, что исполнение героических песен, охватывающих "эпоху богатырей", сопровождалось огромным напряжением сил рассказчика. По окончании сюжета, тот просто падал в изнеможении. Такие песни, как правило, исполнялись в течение всей ночи, исполнитель мог охрипнуть или потерять голос, но не имел права прервать нить легендарных событий. Иногда, чтобы иметь возможность полностью пропеть особенно длинное повествование, он предварительно съедал несколько мухоморов, с тем, чтобы войти в транс и потерять ощущение времени. Такие люди назывались панкал-ку (мухоморщики). Считалось, что они в равной степени с шаманами способны проникать в мир духов.

Песни

Саша2.jpg

• призывные песни ,

Посвящёны духам-предкам , клятвенные речи , заклинания. Все они имеют обрядовую значимость. Их исполняют при строгом соблюдении особых условий, и только те люди, которые посвятили себя этому делу.

• песни, посвященные воспеванию медведя

Эти песни исполнялись вовремя так называемого медвежьего праздника, который устраивали каждый раз после добычи этого зверя на охоте. Цель праздника - умилостивить убитое "божественное животное", испросить у него прощение. Песни исполняли взрослые мужчины в сопровождении двух помощников. Певец, находясь в центре перед головой медведя, пел, а помощники ему вторили. Слушатели, в это время, молча и внимательно слушали. По окончании каждой песни, хозяин дома подавал соответствующий сигнал, после чего следовал короткий перерыв, и церемония продолжалась новой песней.

• сатирические, юмористические песни

Они исполняются в масках и только на медвежьем празднике. Их смысл сводится к тому, чтобы высмеять недостатки того или иного человека из числа присутствующих или хорошо знакомых людей.

• лирические песни, "песни судьбы"

Поются в течение всего года и в хорошем, и в плохом настроении, во время отдыха и труда. Сочинённые людьми о себе, о других, об окружающем мире, они могут быть и серьёзными, и шуточными, и насмешливыми. Песни о судьбе поются и после смерти человека, они сохраняются как память о нём и его делах. Свои песни поют мужчины во время отдыха на охоте, или женщины во время работы.

• песня-плач;

• колыбельная песня.

Рассказы о событиях и встречах

Саша3.jpg

Это рассказы о встречах человека в лесу, на охоте, рыбалке с невидимыми существами (ōлыглам накыт), которые можно соотнести с русскими бывальщинами. Рассказы отличались от священных сказаний и песен тем, что исполнялись исключительно в прозаической форме. К этой категории условно можно отнести:

 богатырские сказки

 предания

 былички.

Под богатырскими сказками в данном случае понимаются тексты, хронологически охватывающие период истории обских угров времен становления княжеств и расцвета городищ. Как правило - это рассказы о военных походах и сражениях героев.

Предания обычно рассматриваются как "дедовские заветы". Их основной целью является объяснение ряда непонятных явлений, разъяснение определенных поведенческих норм и правил. Как правило, предания носят нравоучительный характер и рассчитаны на воспитание молодого поколения.

Былички имеют то же назначение, что и предания, но опираются на современность. В них присутствуют реальные, хорошо известные всем люди, которые оказались участниками реальных же событий.

Рассказы, к какой бы категории они не относились, пользуются широкой популярностью в среде таежных жителей. Устраивали день "сказок", который назначался специально, гости собирались заранее, а хозяева готовили легкую пищу. Дети и взрослые могли разделяться по половому признаку: тогда мальчикам рассказывал сказки мужчина, а девочкам - женщина. Иногда повествование могло затянуться на всю ночь, до утра. Передавать сюжет рассказчику предписывалось эмоционально. Слушатели, взрослые и дети, должны были чувствовать себя участниками событий, поэтому сказитель старался вовлекать их в процесс повествования. Талантливый сказитель передавал диалоги в лицах, а когда речь заходила о животных - старался передать особенности их поведения, повадки. Все это вызывало живое и неподдельное сочувствие происходящему в рассказе со стороны слушателей.

Малые жанры угорского фольклора

• загадки, в которых отражён весь окружающий мир;

• пословицы и поговорки ;

• нравоучения и запреты, сводимые в итоге к сохранению здоровья человека, продолжению человеческого рода, охране окружающей среды;

• игровые считалочки;

• сновидения, которые составляют особый жанр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса "Папа, мама, я-обско-угорская семья", посвящённый Международному дню семьи

Международный день семьи отмечается  ежегодно  15  мая, начиная  с  1994 года. В рамках этого  события проводятся мероприятия различной  направленности. Я  пред...

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ Ермолаев А.В. Муниципальная общеобразовательная школа...

Сборник "Богатство финно-угорских народов" Материалы III Международного финно-угорского студенческого форума 23-24 мая 2016 года

Сборник "Богатство финно-угорских народов" Материалы III Международного финно-угорского студенческого форума 23-24 мая 2016 года...

Сборник "Богатство финно-угорских народов" Материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума 25-26 мая 2017 года

Сборник "Богатство финно-угорских народов" Материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума 25-26 мая 2017 года...

Классный час "С новыми силами и вместе в 5 класс" (с элементами фольклора коренных народов Севера)

ссылки на видео и генератор облака слов: Поздравление робота Федора с Днем Знаний, Гора самоцветов "Проделки лиса" https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/20198312329-4XAkh.html...

Классный час Фольклор, рожденный Великой Отечественной войной 10 класс

Цели классного часа: заинтересовать обучающихся чтением фольклора , рожденного Великой Отечественной войной, воспитываптьчувство уважения к людям старшего поколения, переживших войну....

Классный час Фольклор, рожденный Великой Отечественной войной 10 класс

Цель классного часа: воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к старшему поколению, пережившему войну....