Формы внеклассной работы. Классный час
классный час

Степакина Татьяна Михайловна

Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Классный час  «Россия против террора»

Цели: воспитывать у учащихся патриотизм, мужество, любовь к Родине; расширять знания об истории России, о текущих политических событиях; воспитывать неприятие насилия и жестокости.

Оборудование:

- герб, флаг, гимн России;

- книжная выставка;

- карта Кавказа (нарисована учениками с выделенной крупной точкой - «Беслан»);

- магнитофон, аудиокассеты;

- метроном, секундомер;

- реквизит: бумажные голуби на палочках по количеству участников, церковные свечи каждому участнику мероприятия.

...Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной...

Из речи митрополита Филарета к воинам 2 октября 1843 г.

...не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь.

Расул Гамзатов

Ход мероприятия

Звучит гимн России.

1-й ведущий. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе...».

«...Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!..».

«...Воздух там чист, как молитва ребёнка; и люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит...».

Кавказ! Далёкая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!..

М. Ю. Лермонтов

Узнали? Так писал Михаил Юрьевич Лермонтов, безумно любивший Кавказ с детских лет. Любил Кавказ и Александр Сергеевич Пушкин, и Лев Николаевич Толстой (книги их перед вами). Да кто только не объяснялся в любви Кавказу! А Владимир Семёнович Высоцкий любил повторять: «Лучше гор могут быть только горы».

И вот на фоне этой любви произошла страшная трагедия, которую мы с вами сегодня, сейчас, здесь, переживаем заново.

Показать указкой г. Беслан на карте Кавказа.

2-й ведущий. Торжественная линейка по поводу Дня знаний и открытия учебного года в школе №1 северо-осетинского города Беслан должна была только начаться.

На площади перед школой собралась огромная толпа - школьники в нарядных костюмчиках, их родители, некоторые с грудными детьми, и учителя. Звучала музыка.

Звучит песня «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти.

1-й ведущий. То, что произошло около 9 часов утра, некоторые восприняли как дурной розыгрыш, настолько это казалось невозможным: в школьный двор въехал крытый грузовик ГАЗ-66, откуда выскочили вооружённые людей в масках. Они начали стрелять в воздух и загонять толпу в школу. Тогда же появились первые жертвы: в перестрелку вступил милицейский наряд, дежуривший возле школы.

Всё случилось в течение двух-трёх минут. Боевики, возникшие неожиданно, погнали заложников в закрытый спортзал, разбили окна, взломали двери. Там заложникам приказали сесть на пол.

32 террориста в школе № 1 захватили заложниками 1300 человек, в основном учащихся школы. Со слов взрывотехников, школа была заминирована ещё до её захвата. Для приведения в действие системы были завезены автомобильные аккумуляторы. В окрестностях школы находился боевик, который впоследствии с помощью сотового телефона взорвал спортзал. Мощность взрыва была около 60 кг в тротиловом эквиваленте. Но примерно четвёртая часть самодельных бомб не взорвалась.

Далее террористы за 10 минут заминировали зал взрывчаткой.

Так начался почти 3-дневный кошмар. И вся страна не отрывалась от экранов телевизоров.

1-й чтец.

Старший сын

Ученикам школы №1 города Беслан

Время. Подрастают сыновья.

Лето кончилось, и в тридцать пятый раз

Снова осень. Вот уже и я

Провожаю сына в первый класс.

 

Дома ждут машинки без колёс

И набор пластмассовых солдат,

Мишки, кубики, разбитый паровоз

И любимая игрушка - автомат.

 

Насмотревшись телевизионной шелухи,

Сын вопросами «достал» отца и мать,

Он усвоил, кто его враги,

А ещё понятие «убивать».

 

Он всегда вести со мной готов

Откровенный и серьёзный разговор,

Только путает ещё значенья слов

«Терроризм», «теракт», «антитеррор».

 

Разве грудью можно всех детей

Заслонить? О Боже, помоги!

Нелюдей искать среди людей,

Волю сжав в железные тиски!

 

Только, видно, Бог за что-то проклял нас,

Нас и нашу грешную страну.

...Провожаю сына в первый класс.

Провожаю. Словно на войну.

Д. Стрельцов

Звучит песня «Пацаны» в исполнении А. Маршала.

2-й ведущий. Террористы вели себя странно: не выдвигали требований, в переговоры не вступали, запретили передавать детям еду. Они хотели взорвать школу в начале её штурма спецназом, чтобы поднять горцев на войну. Но... всё случилось иначе.

Отсутствие штурма на второй день деморализовало боевиков. Более чем двухдневный кошмар заложников закончился штурмом. Заложники были освобождены с большими потерями.

Погибло 335 человек, из них 156 детей. Тяжёлые потери. Жесточайший террор против детей должен был бы поднять всю власть России и прибыть туда, в Беслан, в Осетию, где решалась судьба страны: быть сильной защитницей своих граждан или встать на колени перед «международным терроризмом». Но власть оставалась в рабочих кабинетах. А в это время более тысячи заложников подверглись издевательствам бандитов.

1-й ведущий. Северный Кавказ - уникальный регион по своей этнической и культурной пестроте. Таким он был в составе Российской империи и СССР, таким он остаётся и по сей день.

Террор не имеет оправдания, но имеет свои причины. Спецслужбы владеют тысячами способов борьбы с террором, но есть лишь один способ покончить с ним - искоренить его причину.

На территории Кавказа в настоящее время действуют арабские наёмники. Их численность, несмотря на потери, не уменьшается, так как из-за границы нелегально проникают всё новые группы по 5-10 человек.

Международный терроризм не собирается складывать оружие. Кавказ он выбрал своим плацдармом.

2-й чтец.

Детям Беслана

Дети Беслана, куда вы ушли?

Нет, вы не в землю, вы в сердце попали,

Всем матерям и отцам навсегда

На небесах ангелочками стали.

 

Места не будет на нашей земле

Нелюдям, кто посягнул на святое.

В муках им корчиться в грязной петле,

Смерть принимать лишены они стоя.

 

Милые дети, живите в миру.

Пусть никогда не коснётся вас горе.

Верьте в счастливую жизни игру.

Родина вас защитит от террора.

 

Ваши глазёнки пред нами всегда.

Мы не забудем невинные лица

И не позволим, чтоб в дом приходила беда,

Будем за вас и Россию молиться.

Н. Федотов

3-й чтец.

Когда о гибели ребёнка

Вдруг дикторский поведал глас,

Казалось, будто «похоронка»

С полей войны догнала нас.

 

По небосводу в чёрных тучах,

Под взглядом злых и добрых глаз,

Осетия, звездой падучей

Ты над планетой пронеслась.

 

От взрывов террористов вздрагивали звёзды,

Карающий бандитов метался меч.

И вся Россия верила - не поздно

Детей Беслана уберечь.

 

Всё выше ненависти башня,

Непонимания стена...

И мы скорбим обо всех погибших

И ваши не забудем имена!

Звучит песня «Кавказский пленник» в исполнении А. Маршала.

4-й чтец.

Если б сердце плавилось от слёз,

У меня б расплавилось оно.

Будь слезам дано смывать жилища,

Стала бы бездомною давно.

 

Всех на свете жить мне тяжелей:

Отдала террору я своих детей.

Как моё некаменное сердце

Оказалось каменных сильней?

 

Господи, клянусь, нет больше сил

Падать на колени у могил,

Видеть пепелища и сирот, -

Я хочу, чтоб мир спокойно жил.

«Нет террору!» - говорит сегодня весь мир.

5-й чтец.

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон, -

Это раздаётся в городе Беслане

Колокольный звон, колокольный звон.

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь, и восстали вновь!

6-й чтец.

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон, -

Это раздаётся в городе Беслане

Колокольный звон, колокольный звон.

Звон плывёт, плывёт над всей землёю,

И гудит взволнованно эфир:

«Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!»

1-й ведущий.

Терроризм - оружие трусов!

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет,

Но с благодарностию: были.

7-й чтец.

В память жертв трагедии в Беслане

Нежданное горе

Покрыло волною безмерной,

Слова онемели,

И вздрогнули наши сердца.

Мы стали единым

Живым оголённым нервом

При встрече с безумьем,

Давно позабывшем Творца...

 

Не люди, не звери,

Но чёрные вороны в масках.

Глумились над душами

Малых невинных детей.

Земля содрогнулась, -

А небо в кровавых красках

Застыло в безмолвье

От стона и слёз матерей.

 

При встрече с безумьем

Мы общею стали молитвой,

Единой свечою во храме,

Единою волей к борьбе,

Единым сознаньем,

Что нам не избегнуть битвы.

И к свету прокладывать

Вместе дорогу себе.

М. Озолиня

2-й ведущий.

«Чёрная» хроника

• 9 мая 2002 г. - теракт в Каспийске во время парада в честь Дня Победы. Погибли 43 человек.

• 19 августа 2002 г. - вертолёт МИ-26 сбит над Ханкалой. Погибли 115 человек.

• 26 октября 2002 г. - захвачен театральный центр на Дубровке в Москве. Погибли 129 человек.

• 27 декабря 2002 г. - теракт в Доме правительства в Грозном. Погибли 70 человек.

• 12 мая 2003 г. - теракт в селе Знаменское (Чечня). Погибли 60 человек.

• 1 августа 2003 г. - теракт в военном госпитале в Моздоке. Погибли 50 человек.

• 5 декабря 2003 г. - теракт в электричке в Ставропольском крае. Погибли 44 человека.

• 6 февраля 2004 г. - теракт в Московском метро. Погибло не менее 40 человек.

• 21 июня 2004 г. - рейд боевиков по Грозному. Погибли около 100 человек.

• 24 августа 2004 г. - в Москве на автобусной остановке на Каширском шоссе прогремел взрыв. Пострадали 4 человека.

• 24 августа 2004 г. - в Тульской и Ростовской областях потерпели крушение два пассажирских самолёта. Погибли 90 человек.

• 31 августа 2004 г. - у станции метро «Рижская» в Москве при взрыве погибли 11 человек, в том числе террористка-смертница, около 50 человек получили ранения.

• 6 сентября 2004 г. - г. Беслан. Средняя школа № 1. Погибло 156 детей. Более 200 человек пропало без вести.

1-й ведущий. Этот скорбный список продолжается до сих пор. Мы должны просить прощения у тех, кто потерял родных и близких, выразить сочувствие и соболезнование тем, кто пережил эту страшную беду.

Объявляется минута молчания. Включить метроном и секундомер.

Затем предлагается всем присутствующим зажечь поминальные свечи; детям - взяться за руки, поднять бумажных голубей и помолчать. Звучит мелодия Ф. Шуберта «Лее Мария».



Предварительный просмотр:


Классный час "Кто такой защитник Отечества"

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«Кто такой защитник Отечества»

 

 

Цель: Данный сценарий поможет креативно и нестандартно взглянуть на привычный праздник. Интересные факты, наглядные материалы покажут ребятам суть и традиции Дня защитника Отечества.

 

Ход мероприятия:

 

Ведущий: Сейчас 23 февраля мы отмечаем как День защитника Отечества, а раньше он назывался День Советской армии и Военно-морского флота. Постепенно праздник стал не только поводом поздравить военных и мужчин, но и женщин, которые служат. Для некоторых это просто выходной. Мы же предлагаем шире взглянуть на праздник.

 

Ребята, а кто по вашему защитник Отечества (Дети отвечают, что мужчина, военный, полицейский, пограничник и т.д.) Сейчас мы расскажем, сколько настоящих защитников есть у каждого из нас.

  

Ребята рассаживаются в зале на места.

 

Ведущий: В праздник 23 февраля принято говорить только о военных и мужчинах. Мы предлагаем поделиться интересными фактами о людях мирных профессий, которые демонстрировали героизм в военное время. Но могут ли люди гражданских профессий считаться защитниками? Да. Например медики.

 

Дети, у кого папы или мамы работают в медицине? (Ребята поднимают руки). А вы знаете, почему они защитники Отечества? (Ребята хором предлагают свои варианты (много работают днем и ночью, спасают людей, делают операции, не боятся крови и т.д.)

 

Ведущий: Да, все верно. На плечах медиков лежит огромный груз ответственности в мирное и военное время.

А кто назовет известных медиков?

 

1-й ученик: Николай Васильевич Склифосовский ( 25 марта [6 апреля] 1836 — 30 ноября [13 декабря] 1904). Военный хирург, который первым в Российской империи применял наркоз для операций солдат во время Крымской войны.

 

Владимир Петрович Филатов (15 (27) февраля 1875, с. Михайловка Протасовской волости Саранского уезда Пензенской губернии — 30 октября 1956, Одесса) — советский офтальмолог. Первым предложил пересадку донорской роговицы, делал виртуозные операции при глаукоме и катаракте.

 

 

 

Ведущий : Спасибо. Ребята, вы убедились, что врачи необходимы в мирное и военное время. Но без достижений науки и техники мы не может прожить ни дня.

Ребята, у кого родители — ученые, инженеры, конструкторы, механики? (Дети поднимают руки).

Как вы думаете, почему они — защитники? (Они проектируют и строят дома, чтобы было где жить, придумывают новые механизмы и машины, создают новые приборы для разных отраслей страны….)

 

2-й ученик: Все верно. Инженеры, механики и ученые наравне с военными защищали нашу землю от завоевателей, делают экономику страны крепче. И труд каждого из них ценен.

 

Сейчас о подвиге людей самой мирной профессии — селекционера-растениевода — мало кто помнит. Но 13 сотрудников Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде ценой собственной жизни спасли десятки тонн коллекционного сортового зерна и тонны картофеля уникальных видов. Благодаря этому сырью в послевоенные годы и сейчас выводят новые сорта растений.

 

 

Всему миру известен автомат доктора технических наук генерал-лейтенанта Михаила Тимофеевича Калашникова. Он отличается легкостью, компактностью, надежностью, изяществом. Автомат Калашникова входит в «Книгу рекордов Гиннесса» как самое распространенное оружие в мире. В настоящее время в мире насчитывается около 100 млн АК. Это значит, что на 60 взрослых жителей нашей планеты приходится по 1 автомату.

 

 

 

Советские конструкторы М. И. Кошкин, Н. А. Кучеренко и А. А. Морозов создали средний танк Т–34, ставший самой массовой в мире бронемашиной — было выпущено более 52 тысяч. Это единственная машина, которая всю Вторую мировую войну прошла без существенных конструктивных изменений. Все из-за блестяще исполненной идеи инженеров.

 

 

 

 

Ведущий: Вот сколько мы нового и интересного узнали. Оказывается защитнику Отечества необходимо быть умным, знать много наук, а значит и хорошо учиться в школе.

 

Но силу и ловкость, спортивную сноровку никто не отменял. Давайте проверим, насколько ловкие, меткие, сильные наши ребята.

 

Для двух команд проведите спортивный конкурс. В зависимости от возраста учеников, предложите им такие задания:

 

«Самый быстрый» — один участник из каждой команды приседает за 1 минуту. Выиграет тот, кто сделает большее количество приседаний.

«Самые дружные» — перетягивание каната.

«Самый умелый»  на скорость завязать большее количество морских узлов (предварительно потренируйтесь с ребятами) за 2 минуты.

«Самый сильный» — кто больше сделает отжиманий от пола (для средних и старших классов).

За каждый конкурс жюри начисляет баллы победителям.

 

Ребятам будет интересным конкурс «Шифровка». Один участник показывает своей команде жестами слово «танк»«истребитель»,«пленный»«воин»«защитник»«оружие» или другие на выбор. Дается 1 минута для объяснения. Если правильно отгадала команда, то 1 балл.

 

Ведущие: Какие вы все молодцы. Мы с родителями убедились, что наши защитники, не только умные, но и сильные, активные, меткие, смелые.

Команда «Военные», а что вы нам интересного расскажете?

 

3-й ученик: Все привыкли, что воин и защитник — обязательно мужчина. Но героические примеры женщин во время Великой Отечественной войны доказывают, что мамы, сестры, бабушки могут быть освободителями от любых вражеских войск.

Женщины были на линии фронта: медиками, лётчицами, снайперами, в частях ПВО, связистками, разведчицами, шофёрами, топографами, репортерами, даже танкистками, артиллеристками и служили в пехоте.

 

Яркий пример: Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер - 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

 

 

 

А вы знаете, кого немцы называли «ночными ведьмами»? 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый ордена Суворова полк (46-й гвардейский нбап, «ночные ведьмы», до 8 февраля 1943 года — 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк) — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны. Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток). Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Они летали так тихо и предельно низко снижались, что за внезапное появление над противником их прозвали «ночными ведьмами».

 

 

4-й ученик (полицейские, МЧС). В мирное время нашу страну защищают от преступников — полицейские, от наводнений, аварий и других опасностей — МЧС.

 

Для них подвиг — житейское дело. В Саратове водитель бригады МЧС Константин Лукьянов своим «КамАЗа» перегородил путь многотонной фуре, которая потеряла управление и неслась на автобусную остановку с людьми. Его молниеносное действие спасло от гибели несколько десятков людей.

 

 

Поделюсь с вами еще одной героической историей. Вечером 29 июля 2015 года на столичной станции «Курская» Кольцевой линии на рельсы спрыгнул бездомный пес. Казалось, что четырехлапого нарушителя ничто не спасет. Но на рельсы спрыгнул человек в полицейской форме — позже выяснилось, что это был сержант УВД метрополитена Владислав Потутаев. Полицейских спас пса от неминуемой гибели на глазах у всех пассажиров. Как видим, защитник Отечества — это еще защитник животных и природы.

 

 

Ведущий. Спасибо большое за интересные факты. Ребята, а кто из вас любит петь, танцевать, рассказывать и писать стихи? (Поднимают руки)

Как думаете, это может помочь в военное время? (Да, поднять боевой дух, развеселить на привале, не дать заснуть в карауле и т.д.)

 

(Звучат отрывки из «Катюши» и «Смуглянки»)

 

Ведущий. Под эти песни солдаты Великой Отечественной войны шли в атаку. Они помогали им переносить военные тяжести, холод и сырость окопов, голод и боль военного времени. Но эти песни не народные, у них есть авторы. Например, песня «Смуглянка» на слова Якова Захаровича Шведова и музыку Анатолия Григорьевича Новикова.

 

 

Сотни музыкантов, артистов, поэтов, композиторов, актеров театра и кино во время войны давали десятки концертов на всех фронтах для наших бойцов. И в наше время работники культуры вносят большой вклад в формирование общества, воспевание гуманизма, ценности и красоты жизни.

 

Ведущий: Много полезных профессий на свете. И каждая важная для страны и народа. Ребята, кто еще не рассказал о профессии своих пап?

(Ученики рассказывают, объясняют почему их можно считать защитниками Отечества)

 

Ведущий: Все верно. Вы показали, что каждая профессия важна, и защитником Родины может быть не только мужчина и военный. А сейчас попросим наше жюри подвести итоги (Оглашение баллов)

 

Ведущий обращается к ребятам: Мы верим, что каждый из вас станет настоящим защитником Отечества. Ребята, вы поняли, что приносить пользу государству, защищать его интересы во всех отраслях могут люди военных и гражданских профессий. Расскажите, а кем вы хотите быть, когда станете взрослыми и почему?. (Ученики парой фраз описывают свои предпочтения).

 

Ведущий: Вот и замечательно. Учителям и родителям приятно знать, что подрастает юная замена, надежная защита нашей страны. С праздником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парковая лаборатория как форма внеклассной работы

Парковые лаборатории – форма внеклассной работы, которая практикуется в нашей гимназии уже несколько лет и, судя по отзывам учащихся, вызывают большой интерес....

Инсценирование сказок как форма внеклассной работы по английскому языку в начальных классах

Статья по теме и три инсценировки сказок,доступных для детей младшего школьного возраста....

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа. Классный час для 10 класса. Презентация к классному часу.

Классный час для 10 класса " Человек рожден для счастья!"...

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Семинар-практикум для классных руководителей «Формы внеклассной работы по нравственному воспитанию»

Данный семинар  имеет практическое назначение и позволяет создать необходимую базу для совершенствования  внеклассной работы по нравственному воспитанию....

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...