Моя родина Сибирь
классный час (5 класс)

Баталова Анна Владимировна

Цель: Развитие чувства патриотизма через расширение кругозора о своей малой Родине

Задачи : Развивать интерес к истории освоения Сибири; расширить кругозор познакомить учащихся с историческим процессом развития Сибири в период с XII века и до наших дней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_sibir.docx19.08 КБ
Файл moya_rodina_sibir.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Моя малая Родина"

Цель:

формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;

создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;

развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;

воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему,

стремление быть соучастниками и созидателями будущего.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных. 
/С.Есенин/

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, 
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
/С.Синицын/

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь. 
Где тайга стоит стеной, 
Снег лежит сплошной волной. 
Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!

Тема урока (на доске):

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

– Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

– Подберите однокоренные слова к слову родина. (Род, родня, родственник, родители, родословная, народ и т.д.)

– Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

– Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Показать на карте нашу страну).

– А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.)

– Назовите главный город нашей страны.

Давайте послушаем стихи поэтов о Родине.
Дети читают стихи.

В поле звон раздается лазоревый,
Льется с птичьими трелями в лад.
Почему—то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.

Я.Козловский

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березки, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины!
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо
Что же к ним все тянет так неодолимо?

А. Плещеев

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь. 
Где тайга стоит стеной, 
Снег лежит сплошной волной. 
Гряды гор и рек прозрачных, 
А в лесу зверья полно, 
Соболь, белка и куница, 
И лисица и олень.
Летом белые ромашки, 
Распустили свои шляпки. 
Солнце яркое над ними 
Освещает лес густой. 
Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!

Дети по желанию читают другие стихи о Родине.

Работа с пословицами

Наш народ сложил немало различных пословиц, в том числе и о родине. На чужой сторонушке рад родной воронушке. А давайте, я начинаю, а вы заканчиваете.

  • Где родился – там и пригодился.
  • Без корня и трава не растёт.

Объясните смысл пословиц.

– А есть еще одна пословица “Всяк кулик свое болото хвалит”. Как вы думаете, а почему я ее вспомнила? Подходит ли она к нашему уроку?

– Кулик хвалит болото, потому что он там живет, есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня будем хвалить мир, в котором мы живем. А мы живем в Нижнетавдинском, в Тюменской области , а с. Антипино (Елань) – это наша малая Родина

(видео)

– В нашем “маленьком уголке” очень красивая природа.

– Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Вопрос для обсуждения:

– Что бы вы хотели изменить в жизни нашего района? Как это можно сделать?

Задаю проблемный вопрос:

– Всегда ли люди бережно относятся к матушке – природе? Приведите примеры.
– Что можем сделать мы, дети, чтобы сохранить природу нашего села красивой, чистой и чудесной?

Подведение итогов урока

Спасибо всем, кто принял участие в нашей работе.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных. 
/С.Есенин/

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, 
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
/С.Синицын/

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь. 
Где тайга стоит стеной, 
Снег лежит сплошной волной. 
Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!

1) В поле звон раздается лазоревый,
Льется с птичьими трелями в лад.
Почему—то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.

Я.Козловский

2) Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березки, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины!
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо
Что же к ним все тянет так неодолимо?

А. Плещеев

3) Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь. 
Где тайга стоит стеной, 
Снег лежит сплошной волной. 
Гряды гор и рек прозрачных, 
А в лесу зверья полно, 
Соболь, белка и куница, 
И лисица и олень.
Летом белые ромашки, 
Распустили свои шляпки. 
Солнце яркое над ними 
Освещает лес густой. 
Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сибирь – моя Родина!

Слайд 2

Давно известно, что нет ничего страшнее забвения. Потеря корней грозит потерей ощущения реальности, а значит – перспективы. Без истории немыслимо развитие любой культуры, ибо разрывается магический основополагающий цивилизационный треугольник: прошлое – настоящее – будущее. Сибирь имеет большие перспективы, потому что она помнит свою историю.

Слайд 3

Цель: познакомить учащихся с историческим процессом развития Сибири в период с XII века и до наших дней

Слайд 4

План: 1. Первые упоминания о Сибири 2.Борьба за территории Сибири 3. XVII век – активное освоение Сибири 4. XVIII век – научное исследование края 5. XIX век – «золотая лихорадка» 6. XX век – Сибирь - тыл России 7. Сибирь сегодня

Слайд 5

Первое упоминание Первые упоминания о Сибири в России были в XII веке . В летописных записях упоминается о походах новгородских купцов на восток за добычей пушнины.

Слайд 6

Но есть и более ранние записи в китайских летописях. Из них мы узнаем о том, что еще во втором тысячелетии до нашей эры Сибирь была заселена племенами, которые постоянно конфликтовали между собой. Этот факт нашел свое подтверждение и среди археологов.

Слайд 7

Борьба за территорию Сибири Ранние записи говорят о походах новгородцев к «Железным воротам» в 1032 году, кои и являлись, по утверждению ученого Соловьева, Уральскими горами. Но эти походы закончилсь разгромом новгородцев юграми , а с середины XIII века югра была колонией новгородской волости. Великий Новгород брал дань с Югры .

Слайд 8

9 мая 1483 года по указу Ивана III начинается поход воеводы Федора Курбского-Черного и Ивана Салтык-Травина на Западную Сибирь. Они завоевывают владения князя Асыку и доходят до реки Обь, разбив войска югорского князя Молдана . И со второй половины XV века Юрга постепенно входит в состав Великого Московского княжества

Слайд 9

Кроме Великого Московского княжества Сибирью владела и Золотая Орда. В начале XIII века южная Сибирь находилась в подчинении сына Чингисхана, Джучи . После распада Монгольской империи в его владения вошла и юго-западная Сибирь. Было основано Тюменское ханство . Из татар и кереитов . Оно возникло в XIV веке и вначале входило в состав Золотой Орды.

Слайд 10

В 1495 году тайбугин Мухаммед разгромил Тюменское ханство и убил шибанида Ибака . В 1500 году создал Сибирское ханство объединив большую часть Западной Сибири, а столицей стал город Кашлык или другое его название Искер .

Слайд 11

Сибирское ханство

Слайд 12

В 1582 году , 26 октября на Сибирское ханство было совершено нападение. Это нападение совершил атаман Ермак, который овладел Кашлыком и начал присоединять Сибирское ханство к России.

Слайд 13

XVII век – активное освоение Сибири Завоевав земли Сибирского ханства русские начинают строительства крепостей. Появляются новые крепости, такие как Тюмень, Тобольск, Березов, и др. В XVI и XVII веках эти крепости стали городами.

Слайд 14

В XVII веке поселенцы из династии Романовых и казаки начали освоение Восточной Сибири. Они совершают переход на реку Енисей и основывают там город Томск (1604 году), Красноярск (1628 году). Но на этом они не останавливаются, и уже к 1630-му году уходят на реку Лену, где появляется новые города Якутск один из них

Слайд 15

1648 г. – Семен Дежнев проходя из устья реки, Колыма в устье реки Анадырь открывает пролив разъединяющий Азию и Америку . С 1615 года по 1763 год в Москве работает министерство по делам Сибири, или как оно тогда называлось Сибирский приказ. Его задачей было следить за управлением на новых землях Сибири.

Слайд 16

XVIII век – научное исследование края

Слайд 17

В 1747 году появляется ряд укреплений для защиты от набегов кочевых племен, эти укрепления получают названия Иртышской линией . Научные исследования в Сибири начинают развиваться при Петре I. Именно он организует Великую Северную экспедицию.

Слайд 18

XIX век В 1822 году Азиатская Россия разделилась на Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую . Центром Западно-Сибирского угодья был Тобольск, а Восточно-Сибирского Иркутск. При разделении такие области как Тобольская , Томская и Омская перешли к Западной Сибири, а Иркутская, Енисейская губернии, а так же Якутская область к Восточной.

Слайд 19

В XIX веке в Сибири развивается золотая промышленность, которая превышает все остальные отрасли промышленности вместе взятые. Главным событием Сибири стало строительство Транссибирской магистрали, которая связывала Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией. Ее строительство начато в 1890 – 1900 годах.

Слайд 20

XX век В 20-м веке Сибирь выступает как тыл во времена русско-японской войны. Сибирь продолжает развиваться. С началом Гражданской войны в Сибири свергается Советская власть, и она становится центром Белой армии во главе с ее предводителем Колчаком. Колчак устраивает в Омске свою резиденцию.

Слайд 21

В 1925 году после свержения Колчака и восстановления в Сибири Советской власти начинаются преобразования. Это коснулось губерний расположенных в Сибири, их объединили в Сибирский край. Главным городом этого края стал Новосибирск, а в 1930 году он был разделен на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский край.

Слайд 22

В 30 годы 20 века развивается угольная промышленность в Кузнецком угольном бассейне. С началом Великой Отечественной войны увеличивается население крупных городов . Это связано с эвакуацией промышленного оборудования в Сибирь из Европейской части тогдашней республики. И если бы не Сибирь выиграть войну Советскому Союзу было бы гораздо труднее.

Слайд 23

После войны в 1957 году академики М.А. Лаврентьев, С. Л. Соболев и С.А. Христианович образовывают Сибирское отделение Академии наук СССР. Сибирь растет и развивается для нужд промышленности необходимо много энергии и с этой целью строятся новые ГЭС Новосибирская на Оби, Енисейский каскад, Ангарский каскад.

Слайд 24

Сибирь сегодня Сегодня Сибирь занимает площадь равную 9 734 тыс. км2 . А это приблизительно 57% всей площади России. Ее население 23 893тыс. человек. Крупнейшими городами Сибири являются Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Тюмень, Барнаул, Новокузнецк.

Слайд 25

Новосибирск

Слайд 26

Кемерово

Слайд 27

Томск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»

Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»

Работа в виде теста для проверки пройденного материала...

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс...

Моя родина - Сибирь

С июня 2015 года в Центре дополнительного образования «Алые паруса» г. Новосибирска идет работа по реализации социально-значимого проекта «Моя Родина – Сибирь». В рамках проекта мы предлагаем Вам прин...

Западная Сибирь. Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения

Географическое положение, геология и полезные ископаемы Западной Сибири...

Проектная работа «Сибирь-родина не только сибиряков. Голендры»

Проект позволяет  познакомиться с понятием «народность голендры», получить первичные представления и знания о народности, месте проживания, традициях, истории, культуре. Создать инфор...