Патриотическое воспитание школьников. Отчёт классного руководителя.
материал (5 класс)

Хохлова Ирина Венедиктовна

Патриотическое воспитание школьников. Отчёт классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Сила каждого государства в единстве его народа. Говоря о России, президент нашей страны неоднократно подчёркивал, что «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…».

2 слайд

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе работы каждого классного руководителя.

Его цель - формирование у школьников чувства патриотизма, т.е. любви к Отечеству, преданности ему, стремления своими действиями служить его интересам, готовности к его защите.

Патриотическое воспитание включает в себя три этапа.

Поскольку я являюсь классным руководителем пятого класса, то очевидно, что мы пока находимся на первом этапе- этапе накопления знаний, необходимых для дальнейшего формирования убеждений.

Чтобы эти знания превратились в принципы деятельности и поведения, необходимо, чтобы они были не просто освоены, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания школьников.

На это я ориентируюсь в организации работы по патриотическому воспитанию.

3 слайд

У каждого классного руководителя есть своя система работы в данном направлении. Представляя свой опыт, я начну со слов выдающегося человека, академика Д. С. Лихачева:

«…любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет.

  С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам,

а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу.

  Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.»  

Соответственно, можно выделить три ступени патриотического воспитания:

-воспитание любви к своему ближайшему окружению

- воспитание любви к малой родине.

-воспитание любви к Отечеству, готовности к защите интересов Родины.

Таким образом, процесс формирования патриотизма начинается с семьи, любовь к Родине – его финал.

4 слайд

Патриотическое воспитание в современной школе реализуется с помощью разнообразных форм и методов. Задача классного руководителя - выбрать наиболее эффективные, применительно к конкретному классу. Что я , собственно, и стараюсь делать.

В плане работы РДШ практически каждое мероприятие носит патриотическую направленность, нам остается только грамотно реализовать этот план.

5 слайд

Итак, формирование гражданина, патриота начинается с чувства любви к родным людям.

Методы и средства по воспитанию семейных ценностей подбираются в зависимости от возраста учащихся.

В 5-6 классах – это  изучение собственной семьи и ее традиций.

Формы и методы - составление семейного дерева, изучение истории своего рода и т.д.

 Основная цель - воспитание у детей чувства гордости за свою семью и предков, которые дали ей истоки. Формируется чувство ответственности за продолжение семейных традиций.

В качестве примера – мероприятие к Дню пожилого человека.

«Тот род велик, где старость почитается». Форма проведения- устный журнал.

Предварительная работа - изучение семейного архива «Загляни в альбом бабушки и дедушки»

Знакомясь с биографиями своих бабушек и дедушек, дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям. 

А к 23 февраля, например, дети готовили исследовательский мини-проект «Защитники Отечества в моей семье»

6 слайд

Воспитанию любви к своей семье способствует и проведение различных акций. Например, акция к Дню матери в форме выполнения творческого проекта «Подарок для мамы».

7 слайд

Или акция «Мои полезные каникулы».

 Конечно, любовь к родителям безусловна, но важно научить детей проявлять её конкретными действиями и поступками, заботой и вниманием.

8 слайд

2 ступень - воспитание любви к малой Родине.

Формы работы: Изучение истории, культуры, природы родного края через походы, экскурсии, посещение музеев. Проведение тематических классных часов. Исследовательские проекты.

Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Сразу скажу, что с этим классом я работаю всего полгода, да и год выдался сложным, поэтому я представляю опыт работы с предыдущим классом. Но вот проведение классных часов по краеведению для нас актуально. Например, мы уже познакомились с историей своего района.

 

9 слайд

Воспитание любви к малой Родине осуществляется и через экологическое и трудовое направление ВР.

Формами могут быть Экологические беседы, знакомство с профессиями. И, конечно же, практическая деятельность (субботники, трудовые операции, работа по самообслуживанию, озеленение кабинета и территории школы, работа на пришкольном участке и т.д.), где дети видят результаты своего труда, осознают, что внесли посильный вклад в общее дело, сделали мир вокруг себя чуточку лучше.

Знакомство детей с огромным миром профессий мне показалось логичным начать с беседы о профессиях родителей, которые трудятся здесь, на родной земле и начать с замечательного стихотворения Вероники Тушновой «Если б не было учителя…»

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

А если бы не было скотника, доярки, механизатора…? В результате этих рассуждений дети осознают, что родители не только обеспечивают их достойное материальное существование, но и приносят большую пользу людям, а, значит, и всей стране.

В результате реализации этого направления воспитывается бережное, чуткое отношение к природе родного края, разумное использование ее богатств. Формируется любовь к труду и уважение к людям труда, трудовые навыки и умения, желание жить и работать на родной земле. …И гордость за своих родителей…

10 слайд

 Здоровый гражданин- здоровая нация. Защитить свою страну могут люди физически крепкие. Поэтому важно формировать у детей стремление к ЗОЖ.  

Поскольку важным видом деятельности для детей этого возраста все еще остается игра, то и классный час «Здоровое поколение» мы провели в форме игры, но деловой.

11 слайд Занятия физкультурой, участие в спортивных мероприятиях, организация активного отдыха школьников способствуют укреплению здоровья школьников, формируют стремление к ЗОЖ.

12 слайд

3 этап – воспитание любви к Отечеству.

Цель мероприятия «День Конституции. Мои права и обязанности», -  воспитание уважительного отношения к  символам суверенности народа и государства - государственному флагу, гербу, гимну России, Конституции- основному закону страны. Формирование гуманизма и гражданственности.

Форма проведения мероприятия – лекционный форум, и викторина.

(В ходе мероприятия мы также познакомились и с символами нашего района.)

13 слайд

Целью мероприятий к Дню Народного единства было  воспитание патриотизма, гражданской идентичности, уважения  к героическим и трагическим страницам истории.

Мы провели сразу несколько мероприятий, используя различные формы:

  1. Экскурс в историю «Единство во имя России».

Просмотр документального фильма. Беседа-рассуждение.

  1. Конкурс рисунков.
  2. Конкурс чтецов. (Видео мы разместили в группе газеты «Восход» в социальной сети «Одноклассники».)

14 слайд

Проведение конкурсов рисунков не только развивает творческие способности детей, но и дает им возможность через рисунок выразить свой взгляд на мир, свои нравственные ценности и приоритеты. Не случайно рисунок - один из инструментов психологической диагностики.

15 слайд

К открытию года науки и технологий в России мы провели тематический классный час в форме беседы-рассуждения «Влияет ли развитие науки на жизнь каждого отдельного человека?», а затем выполнили мини-проект «Изобретения будущего», в котором дети попытались спрогнозировать развитие науки и технологий.

16 слайд

Самыми эмоционально окрашенными являются мероприятия военно-патриотического направления - Уроки мужества и памяти. Именно они формируют в школьниках потребность быть достойными памяти героических воинов нашей страны, готовность защищать своё Отечество.

За прошедший период мы провели три урока мужества и памяти:

  • К Дню памяти неизвестного солдата,
  • К Дню снятия блокады Ленинграда,
  • К Дню памяти воинов- интернационалистов

Я решила провести их в форме просмотра и обсуждения документальных фильмов, поскольку это позволяет детям погрузиться в события, почувствовать себя их участником. Конечно, идеальным вариантом была бы встреча с очевидцами, но…

К таким мероприятиям я готовлюсь особо. Необходимо тщательно продумать каждое слово, из большого количества фильмов выбрать те, которые бы и соответствовали возрасту детей, и затронули их эмоционально - чувственную сферу.

Я считаю, мероприятия прошли очень удачно и достигли поставленных целей. Они вызвали эмоциональный отклик у детей, которые проявили чувство сочувствия, сострадания, сопереживания и во время обсуждения даже где-то поразили меня своими очень глубокими выводами, высказываниями.

К 23 февраля мы провели конкурсную программу с включением ролевой игры. И хотя пока мы защищали не Родину, но проявили себя весьма героически.

17 слайд

Одним из показателей успешности воспитательной деятельности педагогов является активность воспитанников. Мои дети демонстрируют ее, участвуя в общественных мероприятиях и социальных проектах.

18 слайд

Безусловно, воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. И впереди у нас большой путь. Но уже сейчас, глядя на своих детей, я смею предположить и очень надеюсь, что они вырастут достойными гражданами своей страны.

А достичь поставленных целей и позволяет то разнообразие форм и методов воспитания, которые существует в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять вп...

Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя

Выступление  на ГРК « Мордовия»  «Патриотическое воспитание  школьников на уроках русского  языка и литературы   и в работе классного руководителя»...

"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя

Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...

статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.  В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...

Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.  В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и ...

Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя

laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...

Классный час по патриотическому воспитанию школьников на тему: «Сталинградский утёс».

Классный  час по патриотическому  воспитанию школьников на тему: «Сталинградский утёс»....