Коучинговый подход в образовании при построении индивидуального маршрута
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Насретдинова Наталья Анатольевна

В статье раскрывается суть коучингового подхода в образовании, принципы коучинга, рассматриваются применение различных инструментов коучинга на этапах целеполагания, планирования и анализа собственной деятельности у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kouchingovyy_podhod_pri_postroenii_iom_.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Коучинговый подход в образовании

при построении индивидуального маршрута.

Насретдинова Наталья Анатольевна,

учитель английского языка МБОУ СОШ №5.

Современное общество нуждается в личности сориентированной на социальный успех, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению. И поэтому главная задача каждого учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Коучинг помогает реализовать поддержку в раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и активности. Роль специалиста в данном случае - помочь одаренному ребенку сформулировать цели и точно следовать им.

       

Принципы коучингового подхода

1. Все хорошо (у меня и моих учеников все хорошо-мы готовимся к ЕГЭ).

 2. Каждый делает наилучший выбор для себя (ученик определяет, как он будет готовиться).

3. У каждого есть ресурсы (подготовка в классе на уроке, бесплатные услуги в школе, индивидуальные занятия с репетитором, самостоятельная подготовка по учебным пособиям, он-лайн занятия в Интернете, тестирования).

4. В основе любого действия позитивное намерение (ученик хочет получить высокий балл).

 5. Перемены не только возможны, но и неизбежны (готовиться придется и экзамен настанет, необходимо подключать ресурсы и только от тебя зависит результат).

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель или образ, способные его воодушевлять, направлять и продвигать.

В арсенале учителя-коуча есть соответствующий набор инструментов и техник. Например, на этапе  выявления личных качеств, мотивов образовательной деятельности мы предлагаем использовать такой инструмент коучинга как «Если бы ты был животным" Определяя животного, называя ценные качества выбранного животного, ученик выходит на собственные ценности.

На этапе целеполагания, определения содержания и формирования индивидуального маршрута Техника «Колесо» является логическим продолжением. Ведь каждый сектор это отдельное направление, а в параллели со шкалой 1-10 -удивительный инструмент рефлексии и планирования. Возникает  индивидуальный маршрут развития. Где я сейчас в каждом секторе и что могу сделать для того, чтобы продвинуться хотя бы на один шаг вперёд?  И когда я этот шаг готов сделать? Эти вопросы будут способствовать проектированию, планированию своих действий и формированию ответственности за их выполнение.

Конечно подробная работа с колесом это не одно занятие, а всё- таки долгосрочный коучинг, но на первоначальном этапе работы даже определение личностно-значимых направлений – это уже огромный результат работы над собой. Как сказал британский писатель и философ Томас Карлейль, человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге.

Техника «Четыре вопроса планирования»: Чего ты хочешь? Как вы поймете, что достигли цели? Почему это важно? И как ты можешь этого достичь? помогает ученику не только определиться с целями, но и самостоятельно сформировать индивидуальный план продвижения к этой цели, определив содержание образовательного маршрута. «Четыре вопроса планирования» позволяет разобраться с желаниями, разработать план их достижения и смело приступить к действиям. 

Однако, “спланировать” и “сделать” – вовсе не одно и то же. Бывает нелегко приступить к действиям. Между планом и реальными действиями может быть целая пропасть по разным причинам: учащийся не готов, не сильно хочет, не уверен в себе или его съедают страхи. Причин может быть тысяча, и ни одну из них не стоит игнорировать! Когда с целью все хорошо: она поставлена конкретно, она достижима и измерима, ученик видит ее в отдаленной перспективе, но не понимает, с чего начать, на этапе реализации индивидуального плана очень помогает техника «Юбилей». Идея заключается в том, чтобы начать думать с конечного результата, создать внутреннее ощущение человека, УЖЕ  достигнувшего эту  цель, а затем двигаться в обратном направлении, как бы  глядя на  процесс из будущего.

На этапе анализа и оценки  полученных результатов в конце года рекомендуется снова обратиться к технике «Колесо», так ученик будет видеть свой прогресс, видеть динамику и отслеживать изменения. Ведь со временем могут меняться  приоритеты и ценности. На этом этапе учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д. В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

Таким образом, мы приходим к выводу, что суть коучингового подхода состоит в актуализации внутренних ресурсов и субъектной позиции личности. Инструменты коучинга позволяют более эффективно построить индивидуальный образовательный маршрут для одаренных и высокомотивированных детей. Благодаря коучинговому подходу у учащихся развивается новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем и на позитиве. 

В результате применения коучиногового подхода у учеников формируется осознанность в необходимости учебной деятельности для достижения личных целей. Кроме того, приходит понимание ответственности за результат обучения. Обучение становится не обязанностью, а удовольствием за счет грамотного планирования цели, времени, ресурсов, физических сил.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Построение индивидуального маршрута, как одно из условий для творческой самореализации школьников".

Цель: создание условий для развития и реализации индивидуальных способностей учащихся, имеющий повышенный уровень мотивации к обучению....

Текст выступления "Построение индивидуального маршрута школьника"

Развитие профессионального самоопределения сложный процесс, который желательно проектировать, и в этом проектировании должны участвовать сам ребенок, родители, психолог школы, учителя предметники, пед...

Использование коучингового подхода и репрезентативных систем обучающихся для управления траекторией образования лицеистов

В работе описана практика наставничества, при использовании которой наставник помогает обучающимся поставить личную цель, создаёт условия для планирования образовательного процесса, контроля, коррекци...

Построение индивидуальных маршрутов на уроках русского языка

Построение индивидуального образовательного маршрута - требование времени. Он позволяет учесть индивидуально-психологические особенности ученика, особенности мотивации к обучению. Распределение ученик...

Статья "КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута

В методической разработке предложена создание двугодичного учебного курса, состоящего из коротких мини-курсов "модулей".Это поможет учащимся начальной школы познеакомиться с несколькими учеб...