Коучинговый подход в образовании при построении индивидуального маршрута
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье раскрывается суть коучингового подхода в образовании, принципы коучинга, рассматриваются применение различных инструментов коучинга на этапах целеполагания, планирования и анализа собственной деятельности у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Коучинговый подход в образовании
при построении индивидуального маршрута.
Насретдинова Наталья Анатольевна,
учитель английского языка МБОУ СОШ №5.
Современное общество нуждается в личности сориентированной на социальный успех, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению. И поэтому главная задача каждого учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Коучинг помогает реализовать поддержку в раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и активности. Роль специалиста в данном случае - помочь одаренному ребенку сформулировать цели и точно следовать им.
Принципы коучингового подхода
1. Все хорошо (у меня и моих учеников все хорошо-мы готовимся к ЕГЭ).
2. Каждый делает наилучший выбор для себя (ученик определяет, как он будет готовиться).
3. У каждого есть ресурсы (подготовка в классе на уроке, бесплатные услуги в школе, индивидуальные занятия с репетитором, самостоятельная подготовка по учебным пособиям, он-лайн занятия в Интернете, тестирования).
4. В основе любого действия позитивное намерение (ученик хочет получить высокий балл).
5. Перемены не только возможны, но и неизбежны (готовиться придется и экзамен настанет, необходимо подключать ресурсы и только от тебя зависит результат).
Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель или образ, способные его воодушевлять, направлять и продвигать.
В арсенале учителя-коуча есть соответствующий набор инструментов и техник. Например, на этапе выявления личных качеств, мотивов образовательной деятельности мы предлагаем использовать такой инструмент коучинга как «Если бы ты был животным… " Определяя животного, называя ценные качества выбранного животного, ученик выходит на собственные ценности.
На этапе целеполагания, определения содержания и формирования индивидуального маршрута Техника «Колесо» является логическим продолжением. Ведь каждый сектор это отдельное направление, а в параллели со шкалой 1-10 -удивительный инструмент рефлексии и планирования. Возникает индивидуальный маршрут развития. Где я сейчас в каждом секторе и что могу сделать для того, чтобы продвинуться хотя бы на один шаг вперёд? И когда я этот шаг готов сделать? Эти вопросы будут способствовать проектированию, планированию своих действий и формированию ответственности за их выполнение.
Конечно подробная работа с колесом это не одно занятие, а всё- таки долгосрочный коучинг, но на первоначальном этапе работы даже определение личностно-значимых направлений – это уже огромный результат работы над собой. Как сказал британский писатель и философ Томас Карлейль, человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге.
Техника «Четыре вопроса планирования»: Чего ты хочешь? Как вы поймете, что достигли цели? Почему это важно? И как ты можешь этого достичь? помогает ученику не только определиться с целями, но и самостоятельно сформировать индивидуальный план продвижения к этой цели, определив содержание образовательного маршрута. «Четыре вопроса планирования» позволяет разобраться с желаниями, разработать план их достижения и смело приступить к действиям.
Однако, “спланировать” и “сделать” – вовсе не одно и то же. Бывает нелегко приступить к действиям. Между планом и реальными действиями может быть целая пропасть по разным причинам: учащийся не готов, не сильно хочет, не уверен в себе или его съедают страхи. Причин может быть тысяча, и ни одну из них не стоит игнорировать! Когда с целью все хорошо: она поставлена конкретно, она достижима и измерима, ученик видит ее в отдаленной перспективе, но не понимает, с чего начать, на этапе реализации индивидуального плана очень помогает техника «Юбилей». Идея заключается в том, чтобы начать думать с конечного результата, создать внутреннее ощущение человека, УЖЕ достигнувшего эту цель, а затем двигаться в обратном направлении, как бы глядя на процесс из будущего.
На этапе анализа и оценки полученных результатов в конце года рекомендуется снова обратиться к технике «Колесо», так ученик будет видеть свой прогресс, видеть динамику и отслеживать изменения. Ведь со временем могут меняться приоритеты и ценности. На этом этапе учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д. В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.
Таким образом, мы приходим к выводу, что суть коучингового подхода состоит в актуализации внутренних ресурсов и субъектной позиции личности. Инструменты коучинга позволяют более эффективно построить индивидуальный образовательный маршрут для одаренных и высокомотивированных детей. Благодаря коучинговому подходу у учащихся развивается новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем и на позитиве.
В результате применения коучиногового подхода у учеников формируется осознанность в необходимости учебной деятельности для достижения личных целей. Кроме того, приходит понимание ответственности за результат обучения. Обучение становится не обязанностью, а удовольствием за счет грамотного планирования цели, времени, ресурсов, физических сил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-420806-1422966904.jpg)
Доклад "Построение индивидуального маршрута, как одно из условий для творческой самореализации школьников".
Цель: создание условий для развития и реализации индивидуальных способностей учащихся, имеющий повышенный уровень мотивации к обучению....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-654799-1599572723.jpg)
Текст выступления "Построение индивидуального маршрута школьника"
Развитие профессионального самоопределения сложный процесс, который желательно проектировать, и в этом проектировании должны участвовать сам ребенок, родители, психолог школы, учителя предметники, пед...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891676-1486582027.jpg)
Использование коучингового подхода и репрезентативных систем обучающихся для управления траекторией образования лицеистов
В работе описана практика наставничества, при использовании которой наставник помогает обучающимся поставить личную цель, создаёт условия для планирования образовательного процесса, контроля, коррекци...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/25/picture-568116-1700921544.jpg)
Построение индивидуальных маршрутов на уроках русского языка
Построение индивидуального образовательного маршрута - требование времени. Он позволяет учесть индивидуально-психологические особенности ученика, особенности мотивации к обучению. Распределение ученик...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1268849-1620417178.png)
Статья "КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута
В методической разработке предложена создание двугодичного учебного курса, состоящего из коротких мини-курсов "модулей".Это поможет учащимся начальной школы познеакомиться с несколькими учеб...