Статья "Теоретико-методологические основания развития профессиональной ориентации обучающихся" (журнал "Учитель Кузбасса, 2018 год)
статья

Вахрушева Алина Георгиевна

Aннотация: в данной статье раскрывается опыт учителей МБОУ «Гимназии № 12» по работе над развитием профессиональной ориентации учащихся.

Annotation:  this article reveals the experience of  the teachers of "gymnasium № 12" on the development of students' professional orientation.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, «Марафон предприимчивости».
Key words: professional orientation, "Marathon of enterprise". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.Г. Вахрушева, М.А. Жадеева, М.В. Слотюк

МБОУ «Гимназия № 12»,

 г. Ленинск-Кузнецкий

A.G. Vakhrusheva, M.A. Zhadeeva, M.V. Slotyuk

Municipal Budgetary Educational Institution "Gymnasium №12"

Leninsk-Kuznetsky

E-mail: vahrusheva.alina2015@yandex.ru 

marina-zhadeeva@mail.ru

mariya_paklina@mail.ru

 

Теоретико-методологические основания развития

профессиональной ориентации обучающихся

Theoretical and methodological bases of development students'

professional orientation

Aннотация: в данной статье раскрывается опыт учителей МБОУ «Гимназии № 12» по работе над развитием профессиональной ориентации учащихся.

Annotation:  this article reveals the experience of  the teachers of "gymnasium № 12" on the development of students' professional orientation.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, «Марафон предприимчивости».

Key words: professional orientation, "Marathon of enterprise". 

         Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. Profession – род занятий и фр. Orientation – установка) – система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. [1]

Сегодня профориентация понимается как деятельность, направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности, предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией.

Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что «школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы». [3]

Современный образовательный стандарт  ставит в приоритет влияние семьи, как основополагающего института в формировании личности ребенка. Однако направляющая роль школы в выборе профессионального направления для ребенка, наряду с семьей, является ведущей. 

При этом реализуя требования ФГОС в работе по профориентации, нельзя не согласиться с тем, что возникает ряд проблем:

- во-первых, школьник в подростковом возрасте, не может самостоятельно осуществить свой профессиональный выбор. Поскольку еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни;

- во-вторых, он нуждается в поддержке со стороны взрослых, профессионально такую поддержку может главным образом оказать школа.

В нашей стране наиболее известна периодизация Е.А. Климова, в которой он выделил следующие стадии:

1. Стадия пред игры (от 0 до 3 лет).

2. Стадия игры (6-8 лет).

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет).

4. Стадия оптации – от лат. Optatio – желание, выбор (от 11-12 до 14-18 лет).

5. Стадия профессиональной подготовки (от 15-18 лет до 16-23 лет).

6. Стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсии). [2]

Таким образом, мы видим, что наиболее трудным является этап, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути, этот этап приходится на время учебы в школе. Поэтому создание системы профориентационной работы в школе является одним из главных направлений ее деятельности.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

 Цели обучения и воспитания, которые ставит перед педагогом современная школа, должны сформировать у подростков качества, необходимые ему в дальнейшем построении жизни. Важнейшим звеном в формировании личности ребенка является классный руководитель. Привить интерес ребенка к самому себе, развить самооценку, уверенность в своих силах, собственную успешность – вот основные задачи современного педагога. Такая работа невозможна без поддержки, как образовательного учреждения, так и семьи. Поэтому профессиональная ориентация должна стать научно-обоснованной системой подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Профессиональная ориентация как сложная система включает в себя многоплановые аспекты: социальные, экономические, психолого-педагогические, медико-физиологические. Существуют два взаимодополняющих подхода к процессу формирования профессиональной ориентации [2].

Первый предполагает следующие этапы: профессиональное просвещение, активизация, консультация, отбор, адаптация. Второй направлен на личностно –ориентированный подход к ребенку: получение ребенком знания о самом себе (образ «Я»), информация о мире профессий, осуществление профессиональных проб.

Итак, для успешного формирования профессиональной ориентации классным руководителям необходимо осуществлять ряд мероприятий:

- формировать самопознание подростков путем психологических тренингов;

- изучать личность обучающегося, его возможности, намерения, способности, профессиональные интересы;

- устанавливать и поддерживать связь с учебными заведениями и организациями, осуществляющими профессиональную подготовку;

- проводить работу с родителями, разъяснять им специфику учебного заведения, осуществлять помощь  в выборе места учебы;

- организовывать коллективные творческие дела («защита профессии»);

- организовывать исследовательские проекты («что я знаю о профессии военного моряка» и т.д.).

Классный руководитель на уровне основного и среднего общего образования, организуя различные экскурсии и встречи с интересными людьми, заинтересовывает учащегося и развивает  таким образом его стремление получить интересующие его знания и жизненный опыт.

Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профессиональной ориентации — связь его с жизнью.

Большая роль в профориентации учащихся принадлежит внеурочной деятельности школьников, которая является инновацией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

В МБОУ «Гимназия №12» города Ленинска-Кузнецкого в рамках  внеурочной деятельности по направлению социальное для учащихся 5-9 классов успешно реализуются программы «Профориентир», «Марафон предприимчивости», а для учащихся 10-11 классов  - «Старт в профессию», Эти программы направлены на создание условий для самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самопознания обучающихся. Программа мотивирует к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, сферы деятельности, умению производить и презентовать продукт своей деятельности. Овладение данными навыками актуально для обучающихся подросткового возраста, для их успешной самореализации. Мероприятия, которые реализуются с обучающимися, способствуют формированию готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности ориентироваться в сложном мире труда.

Программа «Профориентир» предусматривает разные виды и формы деятельности. Беседы с людьми разных профессий, выставки рисунков, экскурсии на предприятия нашего города. С помощью анкетирования, тестирования, психологических тренингов осуществляется выявление склонностей обучающихся и их способностей. Профессиональные пробы с обучающимися 5-6 классов проводятся в форме игр-путешествий, сюжетно-ролевых игр, имитационных игр. Обучающиеся активно откликаются на все предложенные виды занятий, с удовольствием участвуют в акциях и мероприятиях, особенно любят ходить на экскурсии. Например, ученики 5-х классов за 2015-2016  учебный год смогли посетить музей «Пожарная часть» ГУ МЧС России по КО, музей шахтерской славы Кольчугинского рудника, городской краеведческий музей, предприятие ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат», музей науки на базе МБНОУ «Лицей № 4».

С профессиями, с которыми познакомить обучающихся сложно или невозможно (поскольку в нашей области их нет), классные руководители знакомят в рамках программы «Марафон предприимчивости, как средство формирования предприимчивого мышления учащихся», который так же имеет профориентационную направленность: проводят интернет-экскурсии, занимаются созданием проектов (альманахи, видеофильмы и пр.), учащиеся для своих проектов осуществляют поиск информации об этих профессиях; а также совершают и  попытки побыть человеком этой профессии.

Цель проведения Марафона: создание организационно-педагогических условий для формирования предприимчивого мышления учащихся. Развитие качеств предприимчивого мышления является необходимой составляющей для успешной адаптации в современном мире, в мире профессий.

В 2014-2015 году тема марафона была тесно связана с угольной промышленностью Кузбасса. На протяжении марафона проводились разные мероприятия, учащиеся выполняли задания на разных дистанциях. Результаты прохождения отдельных учащихся отмечались в виде условных единиц - бумажных «шахтериков».  Успехи команд выражались в виде бумажных вагонеток, которые потом клеились на большую карту  - маршрут следования от условной точки до пункта назначения.

Ребята создавали ленту изобретений, например, как развивался, усовершенствовался спуск в шахту или форменная одежда работников горной промышленности. Находили высказывания о предприимчивости или о профессии шахтер. Так как наш город является городом горняков и МБОУ «Гимназия № 12» сотрудничает с ОАО «СУЭК Кузбасс», то проблема развития  предприимчивого мышления тесно переплеталась с темой горняцкого дела.

2016 год был объявлен годом кино в России, в связи с этим  было выбрано направление программы «Марафон предприимчивости» - киноликбез. Все конкурсы и этапы соревнований, проходящие между учащимися 5-8 классов, были связаны с киноиндустрией. Ребята попробовали себя в роли сценаристов, актеров, режиссёров, операторов, художников по костюмам и гриму и т.д.

Еще одним немаловажным фактом профориентационной работы, который имеет место быть в МБОУ «Гимназия №12», является организация экскурсий будущих выпускников в учебные заведения города и области и встречи с людьми некоторых профессии, чтобы у учащихся сложилось полное понимание сути той или иной профессии.  На сайте гимназии www.gimnazia12.ru представлена информация по профессиональной ориентации для старшеклассников в сотрудничестве с МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Будущих выпускников приглашают специалисты центра на профконсультации, также на сайте гимназии подробно представлена информация по поступлению в учреждения города Ленинска-Кузнецкого и предлагается перечень вузов и специальностей военной направленности.

Проводя эту работу, каждый учитель стремится добиться того, чтобы каждый учащийся не совершил ошибку в выборе профессии.

Таким образом, основная цель профессионального воспитания в системе образования — это формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.

Литература

  1. Бендюков М.А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд.2-е, доп. и дораб.[Текст]/ М.А. Бендюков, И.Л.Соломин, М.И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 1997. 336 с.
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию.[Текст] / Е.А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.- 159с.
  3. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://www.edu.ru/db/portal/obschee/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Материалы I региональной научно-практической конференции АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Моя презентация выступления на конференции.Тема  "Мотивация осознанной профориентации старшеклассников. Тренинговая работа"....

Развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга, как способ профессиональной ориентации подростков

Идея проекта – создание системы профессиональной ориентации подростков, через развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга...

Понятие моральных оснований и ценностных ориентаций молодежи

Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали. Отсутствие принятой обществом системы норм ...

Программа профессиональной ориентации школьников на 2018-2024 год

Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся нашей гимназии специаль...

Ранняя профессиональная ориентация детей в системе дополнительного образования. Перспективные направления развития

Материал отражает возможные перспективные направления деятельности педагогов дополнительного образования в вопросах, касающихся ранней профессиональной ориентации детей и подростков.Рассмотрена важнос...