Адаптация 5 класса
статья (5 класс)

Трунова Наталья Николаевна

В работе представлен анализ результатов адаптации и формирования УУД учащихся 5-го класса . Также приведены рекомендации для более успешного прохождения адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Фащевка»

           

                         Выступление на педагогическом совете по теме

                             «Адаптация обучающихся 5  класса»

                                                                     

Подготовила:

        классный руководитель 5  класса

        Трунова Н.Н.

                                                       

2020 г

     Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

    Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

     Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

     В начале учебного года передо мною, как классным руководителем, стояла главная цель – обеспечить адаптацию учеников при переходе из начальной школы к условиям обучения в среднем звене.

Для  достижения которой, осуществлялись следующие задачи:

-создавать в классе ситуацию успеха;

-способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;

-создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;

-развивать классное самоуправление;

-стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике

  Воспитательная работа в течение  четверти велась в соответствии с планом работы на 2020-2021 учебный год.

  Основными формами работы стали классные часы, беседы. Участие принимал весь класс. При их проведении функции организатора возлагались в основном на классного руководителя.

   В работе с классом основное внимание уделялось нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности. В основном все намеченные задачи были выполнены. Были проведены классные часы, на которых обсуждали вопросы серьёзного отношения к учёбе, своевременного выполнения домашнего задания, добросовестного отношения к урокам, посещению занятий, говорили о дополнительных консультациях при выполнении домашнего задания. Также проводились индивидуальные беседы с детьми на темы хорошего поведения, правила поведения в общественных местах, о школьной форме и т.п. Были  проведены плановые тематические классные часы:

  • «Урок мужества, посвященный 75-летию  Победы»
  • «Будь здоров»
  • « Дорожная азбука »
  • «Техника безопасности учащихся..»
  • «Олимпийские игры в России»
  • «Осенние итоги…» (анализ успеваемости, сложностей в обучении, дополнительные занятия)

      В 5   классе обучается 21 человек: 12 мальчиков и 9 девочек.    По итогам  I четверти одна отличница – Древина Милана, 5 хорошистов – Гончаров Матвей,  Карлина Алина,  Колесникова Алена, Кривоносова Анастасия, Семиколенова Елизавета, 3 человека – Барбашина Ярослава, Серенко Дарья, Смольянинова Виталия -  имеет одну тройку по английскому языку. Успеваемость составила 100%, а качество знаний – 29%. Просьба к учителям-предметникам присмотреться к данным ученикам и по возможности повысить качество знаний по предмету, так как по сравнению с I четвертью 4 класса  оно понизилось на 30%. Я считаю, что это связано с возросшим темпом работы на уроке, объёмом материала, новыми требованиями.

Для изучения классного коллектива были предприняты следующие шаги:

  1. Разговор с учителем начальных классов Прошиной Ириной Анатольевной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Ирины Анатольевны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
  2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

     Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации  были проведены следующие мероприятия:

--информирование родителей через группу в сети «Вотсап».

--личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.

--наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий.

--рассаживание детей с учётом их индивидуальных особенностей.

--сотрудничество с учителями-предметниками.

--распределение поручений на основе интересов, желаний и возможностей.

--привлечение детей к участию  в конкурсах.

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников.   По результатам наблюдений  можно охарактеризовать   уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

  • Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
  • Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Учащиеся часто отвлекаются.
  • Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
  • Особенности поведения. Учащиеся показывают  средний  уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы.  Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
  • Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
  •  Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
  • Эмоциональное состояние. С  нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

   Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с ребятами были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности. В течение первой четверти обучения я узнавала у детей о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями - предметниками  об успеваемости, проблемах. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью. По мнению учителей-предметников –  класс работоспособный, но нужен контроль по учёбе. Вместе с тем отмечаются отрицательные стороны:

-- есть ученики, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями: БесчеревныхТ, Борисов Т., Дежин С., Сидорин Д., Стрельцов Д. На уроках работа с этим классом проходит в медленном темпе, так как подготовка домашних заданий не всегда полная.

-- есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведением таких учеников, как Михалев Тимофей, Борисов Тихон, Стрельцов Дмитрий, Дежин Степан.        

    В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.  Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются:  русский язык, литература, математика, изо и  физкультура.  Английский язык вызывают у детей сложность и, как следствие, отмечается равнодушие и в некоторой степени нелюбовь.

      И еще важно помнить, что период адаптации длится не один месяц. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижается успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т. д. В связи с этим важно организовывать учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся (учащиеся 5 класса – это младший школьный возраст) и одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра. Оценки выставлять своевременно, предварительно комментируя их. Оценка – фактор, стимулирующий ученика, а для пятиклассников этот фактор особенно значим!

            Таким образом, можно подвести итог по  вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

-  у  большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

-в классе между учащимися доброжелательная и дружелюбная атмосфера. Также хочется отметить, что учащиеся 5 класса  организованные и трудолюбивые, охотно откликаются на просьбы классного руководителя.

     Исходя из вышесказанного, считаю, что поставленные основные цели и задачи, выполнены.

В следующих учебных четвертях

1.Продолжить работу над развитием классного коллектива: добиваться высокого уровня сплоченности.

2.Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии (сохранить успеваемость класса – 100%, добиваться повышения качества знаний учащихся, добиваться 100% посещаемости).

3. Продолжить развивать интерес к внеклассной деятельности.

   

     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".

Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...