Классный час. Беседа "Умеем ли мы прощать"
методическая разработка (9 класс)

Сайфетдинова Светлана Александровна

Учить детей осознавать свою вину, учить прощать друг друга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umeem_li_my_proshchat.doc61 КБ
Package icon umeem-li-my-proshchat.zip1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Разговор с учащимися

Разработка классного часа в 9 классе

Тема: «Умеем ли мы прощать?»

Цель: показать, что прощение  –  это путь к формированию сильной личности, которая умеет любить и быть милосердной; научить избавляться от обид, развивать коммуникативные навыки, научит ценить человеческое общение.

Задачи:

  • Учить анализировать свои поступки оценивать их.
  • Развивать нравственные качества личности.
  • Воспитывать нравственную культуру общения. 

Тип занятия: беседа

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Ход занятия:

I. Вступление

Учитель - Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из вас.

- Дайте определение слову “Прощение” (в группах)

А давайте сравним ваше определение с определением Ожегова и Даля.

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В.Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».

- Ребята, а скажите, пожалуйста, кого мы обычно прощаем? (тех, кто нас обидел)

Учитель - Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.)

- Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Ответы участников (все отвечают по кругу): – Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.

Учитель - Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.

- А есть среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал? (ответы детей)

Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Мы порой ради потехи и развлечения можем обидеть, оскорбить человека неосторожным словом, неудачной шуткой, даже не заметив этого.

Мы уже забыли о своей потехе, а человек продолжает мучиться, обрастает комплексами.

II. Обсуждение в группах

Предлагаю вам рассмотреть ситуацию и обсудить ее в группе: читает ученик (рассказ) «Один взрослый человек с сожалением вспоминал такой случай из своей жизни. Подростки бывают очень жестокими, В наш класс пришел новичок. Кажется, его звали Андрей. Передние зубы у него были крупные и слегка выпирали вперед. Из-за этого он был похож на зверька. Я тут же придумал ему кличку. «Эй, суслик, сказал я ему, ты из какой норы вылез?» Все дружно засмеялись. Я доволен был своей, как мне казалось, удачной шуткой. Все стали смеяться и называть его Сусликом. Казалось, что Андрей спокойно отнесся к этой шутке, он даже хихикнул пару раз вместе со всеми. Но потом вдруг его подбородок у него затрясся, он вскочил и выбежал со слезами из класса. Больше я его не видел. Только намного позже я понял, как плохо поступил. И как на самом деле было обидно Андрею».

- Как чувствовал себя Андрей?

- Часто ли вы в школе даете друг другу прозвища?

- А вы задумывались, как чувствует себя человек, у которого есть физические изъяны, или непривлекательная внешность. Ему и без этого плохо, он и так переживает.

Учитель - А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мама?

Учащиеся - Надо налаживать отношения.

Работа со схемой. (слайд «Собери схему»)

А как вы понимаете, что вы обидели человека? Какое чувство подсказывает человеку, что он поступил неправильно? (чувство вины)

После чувства вины наступает??? (стыд)

Есть такие, кто обидел и не чувствует, что обидел. А есть такие, кто осознаёт свою вину, тогда что наступает? (раскаяние)

Человек, который искренне раскаялся, что делает? (извиняется)

И в итоге наступает?? (прощение)

А если человек не прощает обиды, что  с ним происходит? (накапливает зло, желает отомстить, душа разрушается.)

Поэтому надо уметь прощать.

Учитель - А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Ответы участников (все отвечают по кругу):

«А в Библии написано, что надо уметь прощать, а мстить – один из смертных грехов. Как вы считаете, чего нельзя простить? На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!» - Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает».

Давайте посмотрим, какие качества помогают нам просить прощение или прощать (слайд)

Музыка звучит тихая.

А теперь на листочках напишите качества, которые мешают вам просить прощение или простить.

Порвите эти листочки на мелкие кусочки и сложите в коробку. После завершения классного часа предлагаю пройти на улицу и сжечь эти плохие качества, которые разрушают нашу душу.

Проблема прощения с давних пор волнует человечество. Мудрый народ искал ответа и в пословицах. Давайте соберём пословицы.

  Есть слёзы –

есть и совесть.

Упавшего не считай

за пропавшего.

Кайся, да опять

за старое не принимайся.

Тому тяжело,

кто помнит зло.

Злой человек, как уголь:

если не жжёт, то чернит.

III.

А теперь я прошу вас послушать, как бьётся наше сердце (слайд с изображением сердца, звучит стук сердца.)

Слышите? Как спокойно бьётся человеческое сердце. Стоит обидеть человека (учащается биение), на сердце образуются рубцы. Чем чаще человеку наносишь обиды, тем больше рубцов на его сердце. Зачем же терзать человеческое сердце, если без обид можно обойтись?

Подведение итогов

«Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».

«Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?»

На доске большими буквами ПРОЩЕНИЕ!

Учитель читает стихотворение Э. Асадова «Цветы прощения» (фоном звучит красивая, тихая, медленная музыка).

ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ
В белоснежном платье, как снежинка, 
То ли в гости, то ли в отчий дом, 
Шла девчонка вьющейся тропинкой 
И несла букет живых цветов. 
Стройная, как тополь серебристый, 
Весела, как звонкий ручеек, 
Что-то нежно ей шептали листья, 
Улыбался каждый лепесток. 
Гладили кудрявую головку 
Солнышка волшебные лучи. 
А она счастливая девчонка, 
Целовала розы лепестки. 
И в глазах – лучащихся росинках, 
Полыхала цветью неба синь, 
И вот-вот, казалось, что пушинкой 
Вдруг взлетит над шелестом осин. 
Шла и пела голосом счастливым 
Вторила ей музыка весны, 
И кругом светлее становилось 
От сверкавшей платья белизны. 
Что-то замаячило в сторонке, 
И, жестко брошенной рукой, 
К платью белоснежному девчонки 
Вдруг прилип с травою грязный ком. 
Словно ничего не понимая, 
Девочка рассматривала грязь, 
И мальчишка, руки потирая, 
Нагло улыбался, щуря глаз. 
Не всплакнула, не назвала хамом 
Гордого виновника в ответ, 
А с улыбкой светлой хулигану 
Бросила душистый свой букет. 
И мотнув короткой рыжей стрижкой 
(Сердце есть и у озорника), 
Отбежал пристыженный мальчишка 
С пересохшей грязью на руках. 
Если злые люди в вашей жизни 
Вдруг оставят грязные следы, 
Вы подобно девочке-снежинке 
Бросьте в них прощения цветы. 

IV. Рефлексия

Ребят, перед выходом из кабинете, я прошу вас на доску прикрепить смайл: улыбающийся, если вы думаете, что можете прощать и будете стараться не обижать окружающих. Агрессивный смайл: если вы думаете, что не умеете прощать и обижаете окружающих часто.

Идём сжигать отрицательные качества



Подписи к слайдам:

Слайд 1

УМЕЕМ ЛИ МЫ ПРОЩАТЬ?..

Слайд 2

СОБЕРИ СХЕМУ ИЗВИНЕНИЕ РАСКАЯНИЕ СТЫД ВИНА ПРОЩЕНИЕ

Слайд 3

Досада Порядочность Агрессия Доброта Любовь Раздражение Уважение Гнев Вдохновение Интерес Презрение Ненависть Обида Зависть Сердечность Ненависть Взаимопонимание Равнодушие Радость Ревность Страх Счастье Успех Равнодушие Лень

Слайд 4

любовь порядочность доброта интерес вдохновение уважение взаимопонимание сердечность счастье радость успех

Слайд 6

«Правило бумеранга» Других не зли и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире. А если что не так – смирись. Будь поумнее, улыбнись. Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно. Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час: "Умеем л мы прощать, все ли можно простить?"

Данный класный час расчитан на 5-7 классы. Построен на учебном диалоге и тренинговых ситуациях....

Классный час "Умеем ли мы прощать?"

Цель классного часа: поразмышлять с учащимися о важнейшей нравственной  ценности – умении прощать, о сложности нравственного выбора; подготовить учащихся к ситуациям, когда нужно простить человек...

Методическая разработка классного часа « Огонь ошибок не прощает»

Данная разработка может использоваться для учащихся 7-9 классов, котораявоспитывает  ответственность у учащихся за свою жизнь и жизнь других людей,  бережное отношение к природе. Ориентирует...

Классный час "Умеем ли мы прощать?"

Как правильно поступить? Как правильно повести себя с обидой на унижавшего вас? Как првиль сделать если человек обидевший вас сам попал в беду....

Конспект классного часа "Умеем ли мы прощать?"

В материалах классного часа говорится о том, что уметь прощать и  просить прощение - это важная черта характера человека, а также о том, что необходимо анализировать свои поступки и поступки тех,...

Классный час «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?».

Все ли можно простить?В словаре Ожегова прощение означает не поставить в вину чего-нибудь, забыть вину, обиду; освободить от какого-нибудь обязательства. Сегодня мы попробуем с вами этому научит...

Классный час «Умеем ли мы прощать»

Классный час «Умеем ли мы прощать»...