Конспект классного часа на тему Какой мы коллектив
классный час (9 класс)

Нагаев Фанур Амирович

Конспект классного часа на тему "Какой мы коллектив?" в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Какой мы коллектив?» (9 класс)

Цель: проанализировать различные способы взаимодействия в группе, выбрать организационную структуру класса.

Форма: игра-эксперимент.

Подготовительная работа.

Эта игра необходима в классе, где ребята способны проанализировать происходящее, сумеют вместе с педагогами сделать необходимые выводы. Особенно такая форма работы поможет классному руководителю, чей класс как коллектив еще не сформировался, и где нет сложившейся системы взаимоотношений. Для игры потребуется раздаточный материал: две копии описания систем общения (рис. 1 (общаться можно только с боссом) и 2 (общаться можно только с соседями по каждую сторону)), секундомер, копии текста логической задачи для каждого участника (задача должна соответствовать интеллектуальному уровню развития ребят), копии словарных списков, разрезанные на пять частей.

image2.png

Содержание классного часа.

Класс делится на две равные группы. В игре это две компании. Можно предложить ребятам дать название своим компаниям. (Пока условно назовем их А и Б.) Компании А и Б - конкуренты. Каждая разрабатывает новую видеоигру. Та, которая первой решит две важные проблемы - словарную и логическую, первой выйдет со своей продукцией на рынок, а вторая - рухнет.

Каждой компании вручаются копии описания стилей общения. Пусть они расставят стулья так, чтобы получилось, как на рисунках. Итак, компания А организована так, что центральное место в ней занимает босс (рис.1). Сотрудники компании могут общаться только с боссом. Надо его выбрать или пусть кто-то станет им добровольно.

Компания Б организована по кольцу: в ней каждый сотрудник может общаться с любым из двух соседей по обе стороны от него (рис.2).

Классный руководитель удостоверяется, что каждому понятно, с кем он может, а с кем не может общаться; говорит, что всем нужно разговаривать очень тихо, чтобы не слышали остальные. Если компания решает задачу, все поднимают руки.

Первая задача: «Необходимо найти пароль для запуска видеоигры. В компьютере он пропал, а вспомнить его никто не может. Единственный способ его восстановить - это сравнить несколько списков слов и найти то из них, которое содержится во всех списках».

Список 1

Список 2

Список 3

Список 4

Список 5

угол

деньги

клоун

писк

мышь

завтрак

рыба

страница

время

кафель

современный

счастье

яблоко

запад

конец

ношеный

писк

ноль

пустой

кратер

солнце

пальто

верх

веревка

писк

ломаный

цепь

пищалка

карандаш

дерево

книжка

широкий

квадрат

золото

нос

писк

ковер

орел

корова

лента

плоскость

цветок

голубой

земля

коричневый

письмо

радио

писк

рубаха

трава

Засекается время, которое затратят компании на решение задачи, классный руководитель следит, чтобы в каждой из них соблюдались заданные правила общения.

Когда обе команды решат словарную задачу, им дается следующая установка. В компании А сменилось руководство, и в ней решили перейти на систему кольцевых отношений. Компания Б тем временем перешла к централизованной системе отношений. Пусть в компании Б выберут босса или кто-нибудь станет им добровольно. Напоминается, что в компании А теперь босса нет.

Вторая задача: «В видеоигре используется логическая задача. Вам необходимо ее решить. Расставьте пингвинов (рис. 3) так, чтобы сумма чисел проставленных на пингвинах во всех указанных рядах, составляла 12».

pingviny.jpg

Рис. 3

В завершение анализируется ход эксперимента. Предлагается ребятам высказаться, отвечая на вопросы:

• какая компания быстрее справилась с первой задачей? А как вы предполагали?

• какая компания быстрее решила логическую задачу? Вы ожидали этого?

Обсуждается, что ребята думают о каждом способе общения. Составляется список преимуществ и недостатков каждого способа.

Обсуждается, какие еще системы отношений в группах могли бы работать не хуже.

Делаются выводы, насколько важно, чтобы в классе была определенная система коллективного мышления. То, какой способ коллективной работы лучше, зависит от ситуации. В чрезвычайных ситуациях, когда нет времени выслушать каждого и прийти к общему согласию, разумнее всего сделать так, чтобы кто-то один принимал решение и говорил остальным, что делать. В большинстве других случаев проблемы решаются проще и быстрее при наличии обратной связи, когда к каждому поступают сведения о том, как идут дела. В связи с этим можно решить, какая структура отношений необходима классу. Ее можно разработать совместными усилиями и затем продумать, как ее реализовать. Важно, чтобы ребята понимали, зачем производится, например, деление на микрогруппы, даются определенные поручения. Игра-эксперимент - неплохое начало для организационного собрания, так как позволяет на деле убедиться в особенностях взаимодействия.

Литература

  1. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. 40 тестов-экспериментов. СПб, 1997.
  2. Владимирова Г.В. Домашние забавы: развлечения в часы досуга. Тверь, 1992.
  3. Е М Аджиева, Л А Байкова, Л К Гребенкина, О В Еремкина, Н А Жокина, Н В Мартишина. 50 сценариев классных часов, Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

Конспект классного часа по теме: Город-герой Новороссийск

Цель: познакомить детей с понятием «город-герой», воспитывать любовь к своей Родине и гордость за доблесть солдат, победителей ВОВ....

конспект классного часа по теме "Праздники"

Классный час "Праздники" ориентирован для учащихся 6-7 класса коррекционной школы VIII вида.  Классный час разработан с компенентностым подходом. В ходе  классного часа учащиеся научатся опр...

Сценка для классного часа по теме "Каким должен быть лидер"

Данная сценка предназначена для введения детей в дискуссию о лидерских качествах....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Классный час по теме «Какой мы коллектив»

Классный час по теме «Какой мы коллектив»...