Опыт социализации детей с ОВЗ
материал

Комочков Артем Игоревич

Опыт социализации детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_sotsializatsii_detey_s_ovz.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Опыт социализации и реабилитации детей с ОВЗ на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области»

Каждый год в общеобразовательную школу приходит все большее количество детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы - это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Это объясняется в первую очередь тем, что численность людей с различными отклонениями и ограничениями жизнедеятельности возрастает. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. впервые. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, а также особом режиме со стороны системы образования, существующей в нашей стране.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

При этом существует целый ряд психолого-педагогических трудностей и проблем инклюзивного образования. Эффективное преодоление, которых возможно только при специализированном психолого-педагогическом сопровождении, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.

В 2011 наша школа стала одной из площадок, функционирующих на территории нашего региона, по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. А с 1 сентября 2014 года школа начала вести работу по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.

Безусловно, инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в нашем образовательном учреждении в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов.

Поскольку для нас - это дело новое, возникает масса вопросов, особенно на начальном этапе введения инклюзивного обучения в учреждении.

Летом 2014 года педагогами нашей школы проведена колоссальная работа по информированию родителей имеющих детей с ОВЗ, и проживающих в нашем городе, об открытии площадки инклюзивного образования на базе МБОУ СОШ №9. Итогом данной деятельности стало привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в основной школе в этом учебном году.

Все дети из данной группы имеют нарушения интеллектуальной и личностной сфер различной степени (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Всем детям необходима организующая и стимулирующая помощь. 

Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям условия для их дальнейшего роста. С этой целью школой ведётся тесное сотрудничество с учреждениями, работающими на территории города и занимающиеся с детьми с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов. Тремя педагогами нашего образовательного учреждения были пройдены курсы повышения квалификации по работе с данной категорией детей. В процессе прохождения курсов педагоги расширили сферу знаний психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды, а также было сформировано умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды. Теперь педагоги адаптируют учебные программы к особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют вариант индивидуального маршрута, составляют индивидуальный учебный план, находящийся в сфере ближайшего развития ребёнка.

Среди педагогов сформирована установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. 

С данной категорией детей проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей. Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти и внимания. 

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. На базе нашей школы уже проведён ряд консультаций по индивидуальным запросам родителей, которые помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.

Однако эта работа находится лишь в стадии становления. Хотелось бы её расширить и создать «Клуб родителей», имеющих детей с ОВЗ, где они могли бы прорабатывать свои затруднения и проблемы в воспитании при активной помощи специалистов-психологов.

Подобное сотрудничество с родителями поможет создать как можно более благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей. 

Также нами проводятся мероприятия по просвещению нормально развивающихся детей и их родителей, о плюсах инклюзивного обучения, что помогают формировать толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, а главное правильно организовать общение с ними.

Кроме этого в нашей школе планируется: отслеживание динамики развития ребенка (начало – окончание учебного года); а также проведение ряда занятий, где дети будут обучаться навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.

Многие результаты исследований на тему о том, когда формируется отношение обычных детей к детям с особенностями развития, доказывают, что положительное или отрицательное восприятие таких детей развивается в период до пяти лет. Поэтому мы только в начале этого пути. И, безусловно, что положительные результаты достигаются лишь при длительной работе и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

Сексуальная активность детей и психология полового воспитания в решении задачи полоролевой социализации детей

Сексуальная активность детей и психология полового воспитанияв решении задачи полоролевой социализации детей....

Дети и родители. Социализация детей в изменяющемся мире.

В XXI веке появилось большое количество современных технологий, благодаря которым работа с детьми и их родителями становится проще, интереснее. В центре внимания педагога личность человека, его семья....

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Тема: «Опыт социализации и элементарного трудового обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в Городецкой (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

В докладе показаны направления работы по социализации детей с глубокой умственной отсталостью; описана работа по профилю"Озеленитель"....

Сборник статей посвященных "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт. проблемы, инновации"

Сборник составлен по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья...