Классное руководство
методическая разработка

Воробцова Т.С.

Классный час:"Памятные даты Великой Отечественной войны"

Классный час:"Символы современной России"

Классный час:"Россия и Крым. Мы вместе"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час "Памятные даты Великой Отечественной войны»

День памяти, снятия блокады Ленинграда.

Воробцова Татьяна Сергеевна, учитель математики

Учитель

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем наш классный час. Сегодня он посвящен дню снятия блокады Ленинграда.

22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг:

(Левитан. Объявление о начале ВОВ)

Жизнь изменилась, началась война!!!

(музыкальный фрагмент "Вставай страна огромная»)

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт, и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.

Говоря о ВОВ, о блокаде, хочется сразу вспомнить стихотворение поэта-ленинградца, Юрия Петровича Воронова, который в это время был подростком, и ему на плечи легли все тяготы небывалого времени.

Учащийся 1

К 27 августа 1941 года с Ленинградом практически была нарушена железнодорожная связь. А в городе по подсчетам оставалось 2 544 000 гражданского населения, включая 400 000 детей, в пригородах внутри блокадного кольца - еще 343 000 человек. Кроме того, обороняющие город вооруженные силы около 500 000 человек. Таким образом, в кольцо блокады были заключены около 3 400 000 человек.

Учитель

Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевские склады. Ущерб складам был нанесен незначительный, но сам факт пожара породил устойчивую легенду, согласно которой при пожаре сгорели "стратегические запасы продовольствия", что и стало причиной последующего страшного голода. На самом деле во время этого пожара были уничтожены трехсуточный запас сахара и примерно полуторасуточный запас муки - то есть текущие запасы. В отделе Спецфонда Информационного центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области хранится папка с грифом СО-3, дело № 2901 от 9 сентября 1941 года "О пожаре на Бадаевских складах". Никакого серьезного запаса в Ленинграде в принципе не существовало - город жил на привозных продуктах, питаясь "с колес". В конце июля 1941 года в наличии был примерно недельный запас продуктов. Более того, создать стратегические запасы продовольствия для города с почти трехмиллионным населением было практически невозможно, тем более в условиях августа-сентября 1941 года.

Учащийся 2

Эти неповторимые, всегда живущие воспоминания пережитого не могут изгладиться из памяти.

И все новые и новые подробности обнаруживаются в неисчерпаемых переживаниях тех далеких уже дней, и заново встают героизм и мужество людей, которых не мог победить самый жестокий и сильный враг. Эти люди были непобедимы. Такими были ленинградцы, которым пришлось пережить страшнейшие испытания и выйти победителями из смертельной битвы с врагом, с голодом и холодом, пережить невероятные дни, которые носят название - блокада!

Учитель

Об этих днях говорят безжалостные страницы документов, написаны романы, где подробно излагается хроника событий, существуют стихи, фильмы, пьесы. Казалось бы, все известно широкому читателю и зрителю о великом городе и его подвиге во время 900 дневной блокады. Однако это не так! Память людей сохранила и тяжесть смертей, и скрип печальных саней, увозящих тела близких, и радость внезапных улыбок - "Москва перешла в наступление!", и красные облака пожаров, и страшные тропинки к воде, и силуэты людей, бредущих под вой метели на заводы, и блокадную тоску, и братские могилы, и горящие книги, и коптилки - все то, что нельзя забыть все это было временем, воспитавшим силу, мужество, бесстрашие, было закалкой характера, рождением новых героев.

Учащийся 3

"В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта.
И в этом нет беды. Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг стало страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда.

Учитель

В официальной истории Ленинграда о тяготах, перенесенных Ленинградцами в блокаду, говорится сдержанно:

"В мировой истории нет примеров, равных по трагичности ужасам голодающего Ленинграда. Каждый день в осажденном городе равнялся многим месяцам обычной жизни. Почти постоянные бомбежки уносили жизни. Было жутко видеть, как с каждым часом иссякают силы близких, дорогих людей. На глазах у матерей умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей, многие семьи полностью исчезали".

Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

Учащийся 4

"28 декабря 1941 года Женя умерла...

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Учитель

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

Но, город продолжал жить: К 1 октября 1941 года город имел запас муки лишь на 15-20 дней, всего 20 052 тонны. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.

В хлеб начали добавлять жмых из хлопковых семян, который никогда не использовался в пищу, так как содержит яд. Но было выяснено, что при высокой температуре яд разрушается. Поэтому, сначала добавляли к хлебу 3% жмыха, а затем - до 10%.

Строки из писем ленинградцев

":Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".

":В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

К 20 ноября 1941 года нормы в городе составляли 250 грамм хлеба в день на рабочих и 125 грамм на всех остальных. Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца. Однако для жителей осажденного города это была катастрофа - у большинства их них, не привыкших делать какие-то серьезные запасы, ничего, кроме этого кусочка хлеба, который состоял из:

- Муки ржаной дефектной 50%

- Соли - 10%

- Жмыха - 10%

- Целлюлозы - 15%

- Соевой муки, мучной пыли, древесных опилок - 5%

Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.

Учащийся 5

Удивительные люди ленинградцы! Получая в день эти граммы хлеба (и какого хлеба!) они ежедневно, без всяких опозданий, являлись на работу, работали столько, сколько это было нужно, как правило, по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость, дежурили после работы по ночам на заводе, а свободные от дежурства возвращались домой. Трамваи и автобусы совершенно не ходили, и весь путь от дома до завода и обратно приходилось совершать пешком. Некоторые вынуждены были проходить по 20 километров. Рабочие выходили за много часов до начала работы, шли с трудом, иногда по колено в снегу, но приходили вовремя.

Учащийся 6

Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи. Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Заводы бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и шли прямо на фронт. Какая сила поднимала людей на столь опасную и изнурительную работу? Вера в правоту нашей борьбы, понимание своей роли в развернувшихся событиях.

Учитель:

Но, кроме голода, пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Но люди не сдавались: Город боролся: 

Учащийся 1

Цифры, говорящие о количестве умирающих людей ежедневно в голодающем городе не особенно точны, так как смертность была настолько высока, что сосчитать всех умерших просто не представлялось возможным. К голоду, прибавился еще и холод, и почти постоянные бомбежки. В городе появились дистрофия, цинга и инфекционные заболевания - к этому привели несъедобные добавки к пище, отходы в хлебе, мусор, штукатурка, клейстер и другое, чего человеческий желудок переварить не мог. Силы уходили из людей. 

Учитель:

В ноябре 1941 года, вероятно, умерло от голода 11 085 человек, в декабре - почти в 5 раз больше - 52 881. Цифры за январь и февраль менее точны. Один из авторов Карасев утверждает, что в январе умирало в день от 3500 до 4000 человек, т.е. от 108 500 до 124 000 в месяц. Дмитрий Павлов, который должен был кормить выживших, указывает, что за январь и февраль умерло 199 187 человек. Но цифра занижена. По данным перегруженного похоронного бюро, в ноябре умерло 9219 человек, а в декабре 27 463 человека. Данные за январь и февраль отсутствуют. 

Зимой трупы людей не убирали с улиц. Просто не было сил. Весной создавались специальные бригады по сбору и захоронению умерших. Митрополит Алексий вместе с верующими принимал участие в сборе и отпевании умерших, которые были оставлены зимой вокруг Никольского собора.

Учащийся 2

Для подвоза продовольствия и боеприпасов в умирающий город, оставалась единственная дорога. К началу войны она была мало освоена и практически не изучена. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. По этой трассе направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство.

Учащийся 3

Судов на Ладоге было крайне мало, и они не смогли существенно помочь голодающему городу. В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, что позволило уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".

Учащийся 4

Вдоль нее располагались ремонтные мастерские, на каждом километре стояли регулировщики, через каждые 5 км были расположены пункты забора воды. Зенитная артиллерия и истребители защищали небо над магистралью, дорожники перекрывали трещины во льду и воронки от вражеских бомб деревянными мостами. Дорога жила своей жизнью и давала   жизнь стоящему за ее спиной огромному городу. Но многих спасти не удалось:

Учитель:

За время блокады в Ленинграде погибло около 1000000 человек.

В северной части города, у старой Пискаревский дороги, в годы Великой Отечественной войны возникло кладбище, где хоронили героев Ленинграда, его защитников- воинов и жителей. Подвиг Ленинграда отмечен многими замечательными памятниками и монументами. Но Пискаревский мемориальный  ансамбль занимает особое место. Здесь, на Пискаревском кладбище, в 1941- 1944 годах в братских могилах захоронено 470 тысяч ленинградцев, не переживших блокаду, и 50 тысяч воинов Ленинградского фронта.

Учащийся 5

Многое было пережито, но сердца людей не превратились в камень. Огонь жил в них, и души не очерствели. Люди стремились к добрым делам, спасали друг друга, помогали больным и детям, раненым и инвалидам. Люди жили и в тяжелейшее время могли еще творить. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих это было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет.

Учащийся 6

9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя 9 августа 1942 года в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал.

Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, признались: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть".

Учащийся 1

2 декабря 1942 года Ставка Верховного главнокомандующего утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов, условно названный "Искра". Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся к началу следующего года, Ставка приказала 12 января 1943 года перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе Рабочих посёлков №5 и 1 произошла встреча двух фронтов.

Учащийся 2

18 января 1943 года ГКО принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. За 18 дней строители проложили линию Шлиссельбург-Поляна протяжённостью 33 километра и возвели переправу через Неву. Утром 7 февраля жители Ленинграда восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. С февраля по декабрь 1943 года по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда.

14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-й армии началась в 10 часов 40 минут.

К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Класс слушает слова Левитана о прорыве блокады.

Учащийся 3

Поставленные в наистрашнейшие условия люди, до последней капли крови служили своему Отечеству, защищали город Ленинград. Они отстояли его, победили! Это незабываемо!

Учащийся 4

27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренным шпилем Адмиралтейства, над гигантским куполом Исаакиевского собора, над выжившим Ленинградом грянул гром, вспыхнули снопы золотых стрел - салют из 324 орудий, знаменующий собой освобождение Ленинграда, конец блокады, победу армий Говорова и Мерецкова! Прошли эти 871 день блокады самой долгой из всех, какие когда-либо пережили современные города.

Учитель:

"Первый раз за долгих два с половиной года мы увидели свой город вечером! - вспоминала потом Ольга Берггольц. - Мы увидели его светлым-светлым, освещенным вплоть до последней трещины на стенах, весь в пробоинах, весь в слепых зафанеренных окнах - наш израненный, грозный, великолепный Ленинград.

Мы увидели, что облик его неизменно прекрасен, несмотря ни на какие раны... и чувствовали, что нет нам ничего дороже этого города, где столько муки пришлось принять и испытать такое небывалое, гордое человеческое счастье, как в этот вечер 27 января. Незнакомые люди обнимали друг друга, и у всех в глазах светились слезы".

Учащийся 5

"За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика, но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют, и лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе - салют!
Сегодня ленинградцы плачут:"

Учитель

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Объявляется минута молчания. (Метроном)

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Классный час на тему:

" Памятные даты ВОВ.

День памяти, снятия блокады Ленинграда "

                                         Воробцова Т.С.,

                                                                           Классный  руководитель 7 класса,

                                                      МБОУ Карповская СОШ

                                                                             Багаевский  р-он ,Ростовская обл.



Предварительный просмотр:

МБОУ Карповская СОШ

Классный час

 «Символы  современной России»

                                                                             

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 Классный руководитель

                                                                                 8 класса

                                                                                 Воробцова Т.С.

                                                               

Тема: «Символы современной России»      

Класс: 8

Цели:

  1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
  2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
  3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
  4. Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика»,  «держава»,  «скипетр».

      5.  Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма. 

6.Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование: 

  • Текст Конституции Российской Федерации.
  • Проектор, экран.
  • Слайды, составленные в программе Power-Point:                                                портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.

 Ход внеклассного занятия

I. Постановка цели :

Слайд 1.                                                                                                                                                    Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации.                                                                                                                                      

- Как называется  страна, в которой мы живём?                                                                 Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.                            

     - Назовите столицу нашего государства?                                                                                                     Город – герой Москва.

- Какие народы живут в России?

       Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.

II Символы Российской Федерации.                                                                                             Учитель.                                                                                                                                                                                                         

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)

- Когда сложились современные символы России?

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.  

 Слайд №2.                                                                                                                                                      Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.(Слайд №3)

Назовите символ президентской власти.( Слайд № 4)

Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства. Штандарт Президента Российской Федерации.

Штандарт (флаг) президента Российской Федерации  ( слайд №5 )

Штандарт президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Место нахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации - городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.

Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.

Конституция Российской федерации. (слайд №6)

На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты.

Как вы понимаете слово «инаугурация»?

Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».                                                                                                                                               Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём?                                             (12 декабря 1993 года.)                                                                                                                                - С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.

Что такое Конституция?

Конституция – это основной закон, по которому мы живём.                                                     Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства  или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

- Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ:                                                                                                                                                                     «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

   

Какие символы государственности вы знаете? ( слайд №7)

Флаг, герб, гимн.

                                                                                                                                         Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

 Герб ( слайд №8)

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ.  Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов?                                                                                                      1 ученик. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.   Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.  Попробуем прочесть герб РФ.

3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца? (слайд № 9)

               Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные убедились в силе христианской веры и  крестились.  Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.                                                                                                                                                          

                В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком  Москвы — столицы России.

               Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.

                На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

 4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.                                                                                                                      

- Что  символизирует герб?                                                                                                                     Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

                                                                                                               Дата принятия: 08.12.200

- Что такое флаг?     ( Слайд  № 10)                                                                                                                                   Это символ государства.

- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)                                                                    6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

1 ученик.Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости.                                                                                                                                        Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

2 ученик.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!                
А. Ахматова

3 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

- Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

- Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства - это гимн.

Гимн РФ( слайд №11)

                                                                                                                                                                4 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.                                                                                                                          При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».                                                                                                                        В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн?                                                      Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

- Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Прослушивание (или исполнение)  гимна РФ.                                                                                                                                                                                                                                                                  (слова С.Михалкова)

1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2-й куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3-й куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!



Дата принятия: 07.03.2001

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

- Совсем недавно умер автор гимна С. Михалков. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.

Итог

- О чем мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

             Список использованной литературы:

  1. Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
  2. Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.
  3. Лебедев В. Державный орел России. – М.: “Родина”,1995.
  4. Михайлов Г.Святыня российской державы.- Патриот Отечества, №1, 2002.
  5. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1989.
  6. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Беседа «Символы современной России» Учитель: Воробцова Т.С. М БО У Карповская СОШ

Слайд 2

Российская Федерация

Слайд 4

Медведев Дмитрий Анатольевич

Слайд 5

Штандарт президента РФ

Слайд 8

Символы государства Флаг Гимн Герб

Слайд 9

ГЕРБ Герб – знак отличия, важнейшая эмблема государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Слайд 10

Святой Георгий Победоносец Изображение всадника, пронзающего копьем змея, называют Святым Георгием Победоносцем. Это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов.

Слайд 11

ФЛАГ Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трёх горизонтальных полос. Белый цвет означает мир, чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – храбрость.

Слайд 12

ГИМН Россия — священная наша держава. Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твое достоянье на все времена! Припев . Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Припев. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова)



Предварительный просмотр:

МБОУ Карповская СОШ

Россия и Крым.

 Мы вместе!

(разработка  классного часа)

Классный руководитель 6 класса

Воробцова Т.С.

                                                   

Цель:

  1. Познакомить учащихся с историей, географическим расположением и основными достопримечательностями Крымского полуострова, произведениями русских поэтов о Крыме. Рассмотреть особенности исторического и культурного единства республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией.

  1. Развивать умение анализировать, делать выводы, способствовать развитию творческих способностей школьников.

  1. Воспитывать интерес к изучению  культурного прошлого своей Родины, чувство уважения к  истории России и гордости за свою страну и ее народ.

Оборудование: слайдовая презентация

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

События, произошедшие на Украине, не оставили равнодушными россиян. Раскол Украины внутренними политическими силами страны и его последствия остро отозвались в наших сердцах , для которых понятие «братский народ» наполнен особым смыслом.

16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о его правовом статусе. В голосовании приняло участие  более 82 % избирателей, более 96 % высказалось за воссоединение с Россией. 21 марта  2014 г. президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Выступление лекторской группы «Знакомимся с географией и историей Крыма»

Выступающий 1.

Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7 - 23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока - воды Азовского моря и его залива Сиваша. Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» - вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века - Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

Выступающий 2.

С VIII по IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем.

В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир.

Противостояние России с Крымским ханством и завоевание Крыма Екатериной II.

По итогам войны 1768-1774 гг., был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю. В 1783 году Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791 г.) между Россией и Османской империей.

Выступающий 3.

Крымская война.

В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-адмирала В.И. Истомина. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. В эпоху «Великих реформ» XIX века население Крыма удвоилось.

После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР.

Выступающий 4.

Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. Многие соединения и части Красной Армии получили почетные наименования «перекопских», «сивашских», «керченских», «феодосийских», «симферопольских», «севастопольских». За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.

Выступающий 5.

В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.

Выступающий 5.

20 января 1991 г. в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%.

4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики. 26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику

Крым в составе Украины. В мае того же года принята конституция и введена должность президента. В марте 1995 г. решением Верховной Рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента упразднен. В декабре 1998 г. вступила в действие новая конституция Крыма. Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым. При принятии этого решения не были учтены результаты референдума 1991 года.

Выступающий 1.

На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

16 марта 2014 года жителями Крыма было принято решение об отделении от Украины и проведение референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации (96 % «за» воссоединение с Россией).

Выступающий 2.

17 марта 2014 г. была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.

18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Звучит гимн России

Заочное путешествие по Крымскому полуострову. «Достопримечательности Крыма»

Керчь

Керчь – один из старейших городов мира, процветающий уже тогда, когда не было ни Киева, ни Москвы, ни Лондона, ни Парижа. Его возраст свыше 2600 лет, здесь множество памятников разных эпох.

  1. Руины древнегреческого рода Пантикапея
  2. Митридатская лестница, ведущая на вершину горы Митридат.
  3. Крепость Ени-Кале.
  4. Царский курган – усыпальница одного из боспорских царей, шедевр античного зодчества.
  5. Храм Иоанна Предтечи – уникальный памятник раннесредневекового зодчества.
  6. Обелиск Славы на горе Митридат возведен в честь воинов-освободителей, защищавших Керчь от немецко-фашистских захватчиков.

Феодосия

Один из древнейших городов Юго-Восточной Европы. Основана около 540-530 гг. до Р.Х. древними греками. В переводе название города – «дар богов», что являет неохватную щедрость. Если таким даром становится будущий город, то ему суждена вечность. Феодосия и есть – вечный город. Город менял свое название неоднократно. Генуэзцы его назвали Кафа. Османцы – Кефе или Кучук-Стамбул. Основные достопримечательности города:

  1. Национальная картинная галерея знаменитого художника-мариниста И.К. Айвазовского.
  2. Феодосийский музей древностей.
  3. Литературно- мемориальный музей Александра Грина.
  4. Памятники генуэзской эпохи.
  5. «Фонтан Айвазовского»

Стихотворение Марины Цветаевой о Феодосии

Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.

Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.

Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.

И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.

Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.

Коктебель

Расположен на побережье Чёрного моря, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Кара –Даг. С севера и востока Коктебель окружают степные горы. На северо-западе высится скалистая горные массивы. Одно из названий города в переводе с крымскотатарского - «край голубых холмов».

Особую привлекательность имеет горный массив Кара-Даг. Это фантастическое явление природы образовалось в результате вулканических процессов: скалы Лев и Золотые Ворота, Каменные сфинксы.

Судак

Город был основан предположительно в 212 году аланами. Греки и итальянцы, населявшие город в Средние века, называли его Сугдея и Солдайя, соответственно. Славянское же название города — Сурож. В VI веке по приказу византийского императора Юстиниана I в городе была сооружена крепость, и он стал важным торговым центром и значительным транзитным пунктом на Великом Шёлковом пути. Наибольшего расцвета Судак достиг в XII-XIII веках. После завоевания Константинополя и раздела Византии в 1206 году город переходит под управление Венецианской торговой республики. В XIII-XIV веках город был разорён и разрушен монголами, но его быстро восстановили. А в 1365 году Солдая была завоёвана генуэзцами, и включена в состав генуэзских владений в Крыму. От этой эпохи сохранились башни и стены городских крепостных стен, называемые «Генуэзская крепость». В 1475 году город вместе со всеми генуэзскими территориями и православным княжеством Феодором в Крыму был завоёван Османской империей. В 1783 году Судак вместе со всем Крымом отошёл к Российской империи.

Большая Ялта

Ласточкино гнездо

Ла́сточкино гнездо́  — памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра. Строение напоминает средневековый рыцарский замок. Ласточкино гнездо стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма. Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна.

Экзотическое ласточкино гнездо не раз становилось объектом съемок множества кинофильмов.  В 1987 году на территории Ласточкиного гнезда проводились съёмки известного советского триллера Станислава Говорухина по мотивам романа английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят».Ласточкино гнездо запечатлено во многих детских фильмах.

Ливадийский дворец-музей

Ливади́йский дворе́ц — бывшая южная резиденция российских императоров, расположенная на берегу Чёрного моря в посёлке Ливадия в Ялтинском регионе Крыма в 3 км от Ялты. В 1834 году Ливадия (Ливадия с греческого — полянка, лужайка) была куплена у командира греческого Балаклавского батальона Феодосия Ревелиотти графом Львом Севериновичем Потоцким. В имении Потоцкого, по проекту Ф. Эльсона был построен господский дом, оранжереи, а также заложен ландшафтный парк.

В 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова для императора Николая II был построен новый Белый дворец. В 1925 году в бывшем царском дворце был открыт санаторий для крестьян, в 1931 году преобразованный в климатический лечебный комбинат.

С 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (И. В. СталинФ. Д. РузвельтУ. Черчилль), а также проживала американская делегация во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом.

В 1977 году Ливадийский дворец и парк были местом съёмок музыкальной комедии «Собака на сене» (киностудия «Ленфильм»). В 1982 году внутренний двор Ливадийского дворца были местом съёмок фрагмента фильма «Возвращение резидента» (киностудия им. М.Горького).

Алупкинский дворец-музей

Легендарный Севастополь

Севастополь основан в 1783 году как база Черноморского флота Российской империи. Дважды, во время Крымской (1853-1856) и Второй мировой (1941-1945) войн, он был осажден неприятелем. Поэтому в городе множество военно-исторических памятников. В центре одноименной площади возвышается памятник адмиралу Нахимову – генералу Первой обороны Севастополя.

Графская пристань – парадный причал города. Название связано с титулом графа Войновича, командующего Черноморским флотом в восьмидесятых годах 18 века.

Памятник Затопленным кораблям у Приморского бульвара –своеобразный символ Севастополя. Воздвигнут в 1905 году.

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 года» - выдающееся произведение батальонной живописи.

Ханский дворец в Бахчисарае

Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татархудожественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су.

Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVIXVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад. Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.

Знаменитостью Ханского дворца является  «Фонтан слёз», который  был создан в 1764 году иранским зодчим Омером. По легенде, Диляра была любимой женой Крыма Герая, которую отравила соперница. Фонтан, созданный в честь жены, должен был символизировать скорбь хана. Эта легенда легла в основу поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Бахчисарайский фонтан», благодаря которой фонтан стал широко известен.

            Свято-Успенский православный монастырь

На окраине Бахчисарая находится один из старейших монастырей в Крыму. Он основан в 8-9 веке иконопочитателями, бежавшими сюда из Византии. В 15-м веке монастырь стал центром православия в Крыму. Недалеко от монастыря находится пещерный город Чуфут-Кале.

Уникальная природа Крыма: море, горные ландшафты, степи, лесные массивы, горные водопады не могли не найти отражение в творчестве русских поэтов. Валерий Брюсов писал:

Итог:

Звучит песня «Мы дети твои, Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.

Бланки  для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению  о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....

Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"

Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Классное руководство. Классные часы

Военно-патриотическая игра "Юные защитники Отечества". Классный час "Я – гражданин России"...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...