Программа «Быть здоровым – стильно»
рабочая программа (5 класс)

Пахтышева Светлана Олеговна

Программа внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pahtysheva_12.12.21.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Быть здоровым – стильно»

Выполнила:

Пахтышева Светлана Олеговна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1, г. Советский

      Рабочая программа внеурочной деятельности «Быть здоровым – стильно» разработана на базе и в соответствии с образовательной программой школы и в соответствии с реализацией ФГОС ООО.

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Программа учитывает требования образовательной программы. Программа внеурочной деятельности «Быть здоровым – стильно» для детей среднего школьного возраста является дополнительной образовательной программой социальной направленности. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она направлена не на достижение высоких образовательных результатов, а на повышение уровня знаний о вреде вейпинга и повышения качества здоровья и жизни детей. А также формирование личности с набором ключевых компетентностей в здоровьесберегающей и информационной сферах. Образовательная программа рассчитана на 1 учебный год.

Проект программы учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан. Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими  знаний и умений в сфере здоровьесбережения. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения. В программе участвует коллектив 5 класса.

Содержание данной программы рассчитано на 1 час в неделю при 35 неделях учебного года. Практический материал осваивается в форме групповых занятий. Теоретический материал доводится до обучающихся с применением педагогических технологий и методик.

Содержание деятельности по данной программе предполагает проведение

бесед, встреч, самостоятельного сбора материала, совместного времяпровождения.  А также практическую работу, консультации специалистов, познавательную беседу, интерактивную беседу, творческую работу, выступления учащихся с показом презентаций, игры-путешествия, участие в акциях.

        Проект программы предусматривает использование современных учебных материалов и образовательных технологий. 

При изучении курса «Быть здоровым – стильно» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии. Данный метод предусматривает приобретение специальных компетенций в процессе решения практических задач. Учитывая актуальность проблемы вейпинга, в качестве основных образовательных технологий можно применить игровую и досуговую деятельность, стоит обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность по данной тематике.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

  1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
  2. Методы диалога и полилога;
  3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
  4. Игровые методы;
  5. Методы диагностики и самодиагностики;
  6. Технологии критического мышления;
  7. Информационно-коммуникационные технологии;
  8. Технологии коллективного метода обучения.

Оценка результатов  осуществляется безотметочным способом.

Основным критерием оценки группы являются стабильность состава занимающихся;

Реализация программы предусматривает привлечение социальных партнеров: 

 - медицинских работников,

 - инспектора по делам несовершеннолетних

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проект программы внеурочной деятельности.

       «Быть здоровым - стильно»

Пояснительная записка

В современном обществе нередко  констатируется факт возросшего интереса подростков к курению электронных сигарет, так называемых вейпов. Одна из наиболее существенных причин – мода, которой, следуют подростки, вторая - крайне упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка.

     Ставшее повсеместным в обществе «парение» (курение вейпов) требует от ребенка, подростка адаптации к условиям существования. Современные школы столкнулись с новой проблемой, захлестнувшей общество: раннее подростковое курение вейпов, не воспринимаемых детьми, как опасная вредная привычка. «Парение» электронных сигарет в подростковой среде воспринимается как модное занятие, многие считают это своим стилем жизни. Эта проблема носит общественный характер.

      По статистике, в России от 5 до 10 млн. человек используют в повседневной жизни электронные сигареты, почти 2/3 из них в возрасте до 18 лет. Средний возраст потребления начинается от 12-14 лет.

       Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формировании личностного иммунитета к соблазну «парения», предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления электронных сигарет, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.

      Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления вейпов подростками.

Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным. Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей.

Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести знания для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.

  Потребление вейпов имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Современная школа, осуществляя социальную защиту, должна дать учащимся знания о вреде вейпов, тем самым менять отношение к вейпингу, как к модному и стильному занятию. Отсюда и вытекает актуальность разработки Программы на современном этапе образования и воспитания школы.

Актуальность данной программы продиктована реалиями, которые влияют на подрастающее поколение. Дети пребывают в неведении вредности от электронных сигарет, считают их игрушкой и шалостью, не осознают, какой ущерб сигареты могут нанести организму. Необходимо изменить отношение к подобного рода «развлечениям»; поменять мнение детей о том, что это модно; предложить другой путь, следуя по которому подросток поймет, что на самом деле модно и стильно – это быть здоровым.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование негативного мнения подростков о вейпинге, создание модели альтернотивного проведения досуга и общения между собой; коллективное участие в мероприятиях, направленных на профилактику употребления вейпов.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Основными целями образовательной программы являются:

 - предупреждение употребления вейпов детьми и подростками;

 - обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

 - формирование культуры здоровья школьников.

 -  создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;

 - формирование потребности вести здоровый образ жизни;

 - содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

 - выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития  и поиска своего места в жизни.

В рамках реализации программы решение задач проводится следующим способом:

 - Предоставить детям и подросткам объективную  информацию последствиях употребления   вейпов.

 - Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

 - Способствовать формированию новых здоровых привычек.

- Сформировать навык принятия обоснованных решений.

 -Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.

 - Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

 - Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.

 - Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

 - Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии вейпинга на жизнь человека.

- Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

 -  Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Методическое обеспечение программы.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, на основании указанных требований разработаны требования к освоению результатов программы внеурочной деятельности «Здоровым быть – модно»

  • личностные, включающие формирование мотивации к грамотному поведению, формированию ценностно-смысловых установок, отражающих личную позицию в выстраивании положительно ориентированных ценностно-смысловых отношений в семье, в обществе
  • метапредметные, включают универсальные учебные действия, такие как умение коммуникации в малой учебной группе, умение взаимодействовать с членами группы, взрослыми людьми и сверстниками
  • предметные, освоение основ здоровьесбережения.

Требования к умениям и навыкам учащихся.

В результате посещения занятий программы учащиеся должны знать:

- что такое вейпинг, как массовая вредная привычка,

- способы противостояния «парению»,

 - альтернативные способы времяпровождения с друзьями.

  В результате посещения занятий программы учащиеся должны уметь:

- формировать собственную позицию в отношении вейпинга;

- вырабатывать свою точку зрения по поводу курения электронных сигарет.

 

Методы изучения курса:

1. Учебный;

2. Игровой.

Формой подведения итогов программы является: совместное мероприятие, направленное на утверждение в правильности выбора здорового образа жизни.  

В течение посещения мероприятий все учащиеся целенаправленно убеждаются в правильности жизни без вредных привычек.

Знания, полученные при освоении программы, позволяют учащимся научиться адекватно реагировать на предложения попробовать вейп, участвовать в профилактических мероприятиях против распространения и употребления вейпов.

Ожидаемые результаты работы:

Личностными результатами изучения курса «Быть здоровым – стильно» являются:

- осознание себя как члена общества и государства, способного участвовать в формировании здоровой нации;

- овладение навыками разнообразить свой досуг в пользу здорового образа жизни;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;

- участие в принятии решений общеклассного и общешкольного масштаба.

 - формирование негативного отношения к вейпингу  у подростков.

 - популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от вейпов.

 - повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать  употреблению вейпов «Нет».

 - повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Метапредметными результатами изучения курса «Быть здоровым – стильно» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде фотографий, рисунков, плакатов, видеоматериала, презентаций;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Быть здоровым – стильно» являются:

- понимание основных принципов здорового образа жизни: представление о роли здоровьесбережения в семье и в обществе, о последствиях вредных привычек;

- понимание необходимости сохранять здоровье с детства;

- освоение приёмов работы с информацией, её осмысление;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки ситуациям;

- развитие кругозора в области медицины, биологии, физической культуры  и формирование познавательного интереса к изучению естественнонаучных дисциплин.

Содержание курса

№ п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

Количество часов

Форма контроля

1

Теоретический

Встреча-беседа с врачом-наркологом;

беседа с инспектором по делам несовершеннолетних;

просмотр документальных видеофильмов;

тематические классные часы

2

Доклад на родительском собрании,

открытое мероприятие

2

Медико-психологический

Осмотры детей медицинским работником школы и города; тестирования психологом школы, ознакомление родителей с результатами медосмотра и тестирования

2

Отчеты специалистов на  родительском собрании

3

Культурологический

Выпуск видеороликов, агитационных плакатов, конкурс рисунков, фотоконкурс, конкурс сочинений

5

Фото- и видеоматериалы о проделанной работе для сайта школы

4

Здоровьесберегающее и физическое воспитание

Спортивные соревнования, в том числе совместные с родителями и учащимися параллельных классов, совместные тренировки, флешмобы, велопробеги, лыжные походы, катание на коньках, совместные поездки в туры выходного дня, командные игры на свежем воздухе, совместный поход в бассейн, онлайн-разминки и тренировки, тематические вечера, библиотечные часы

26

Презентация на родительском собрании

Календарно-тематическое планирование

         Календарно-тематическое планирование рассчитано на  учебных недель (1 час в неделю) Возраст детей:  10-11 лет.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Классный поход на природу «Вместе весело шагать…»

3

30 августа

2

Беседа с врачом-педиатром и осмотр детей

1

сентябрь

3

Велопробег в городском парке «Мы за здоровый образ жизни»

3

сентябрь

4

Конкурс агитационного материала (плакатов, флагов, речёвок) для велопробега

1

сентябрь

5

Выступление на родительском собрании

1

октябрь

6

Беседа с врачом-наркологом о вреде вейпинга и с инспектором по делам несовершеннолетних об ответственности за курение в общественных местах

1

ноябрь

7

Фотоконкурс «Не «парить» – здоровым быть»

1

декабрь

8

Конкурс видеороликов «Спорт и Я в объективе»

1

ноябрь-декабрь

9

Конкурс сочинений-лозунгов «Мерзкое лицо вейпера»

1

сентябрь - декабрь

10

Демонстрация конкурсных сочинений, видеороликов и фотографий на родительском собрании

1

декабрь

11

Посещение Ледового дворца

4

сентябрь - май

12

Командные игры на природе

2

Сентябрь-май

12

Тур выходного дня на озеро Окунево

5

январь

13

Спортивное соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья»

2

февраль

14

Флешмоб «Танцуй зумбу вместе с нами»

1

март

15

Посещение плавательного бассейна

2

ноябрь, апрель

16

Вечер «Спортивные достижения моего класса» (по результатам участия в спортивных состязаниях во время учебного года)

1

апрель

17

Библиотечный час (в Центральной детской библиотеке) «Спортивная элита Советского района»

1

май

18

Велопробег в городском парке «На каникулы – на велосипеде»

3

май

Материально-техническое обеспечение.

Перечень инвентаря и оборудования необходимого для освоения образовательной программы из расчета на одну учебную группу.

№ п/п

Наименование инвентаря и оборудования

количество

1

Интерактивная доска

1

2

Компьютер

1

Литература

  1.  Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов
  2. М.М.Безруких, А.Г.Макеева,  Т.А.Филиппова  «Все цвета, кроме черного»  для начальных классов
  3. «Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец,
  4. «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной,  
  5. А.Л.Соловова  «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет)
  6.  «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной,
  7.  «Программа профилактики курения в школе» под ред. В.Н.Касаткиной
  8.  А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов
  9.  Учебно-методическое пособие для учителей «Здоровье» для 1-11 классов под ред. В.Н.Касаткиной

© С.О. Пахтышева, 2021

Приложение 1

 Ссылки на информационный материал об участии детей в мероприятиях

Название мероприятия

Адрес ссылки

Классный поход на природу «Вместе весело шагать…»

https://vk.com/public200923767?w=wall-200923767_625 

Велопробег в городском парке «Мы за здоровый образ жизни»

https://vk.com/public200923767?w=wall-200923767_671 

Конкурс агитационного материала (плакатов, флагов, речёвок) для велопробега

https://vk.com/public200923767?w=wall-200923767_671 

Участие в общешкольной акции «Быть здоровым, жить активно – это стильно, позитивно»

https://vk.com/public200923767?w=wall-200923767_992 

Участие в мероприятиях,

https://vk.com/photo-200923767_457240160?all=1

Посещение Ледового дворца

https://vk.com/public200923767?w=wall-200923767_690 

Командные игры на природе

https://vk.com/public200923767?w=wall-200923767_725 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по программе "SOS" для учащихся старших классов "Быть здоровым - это стильно"

Материал может быть использован при проведении КВН в старших классах....

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

Плакат "Быть здоровым стильно" 8Б класс

Плакат  "Быть здоровым стильно" выполнен учащимися 8Б класса Пестравской СОШ на районный конкурс "Здоровая Россия"...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Программа "Быть здоровым - здорово"

Программа "Быть здоровым - здорово" разработана для коррекции и устранения нарушений с позиции оздоровления обучающихся....

Классный час: "За здоровый образ жизни. «Быть здоровым, жить активно – это стильно, позитивно»"

laquo;Люди должны осознать, что здоровый образ жизни — это личный успех каждого»Владимир ПутинУчитель: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ УЧАЩИЕСЯ. В течении учебного дня сколько раз мы слышим слово ...

Программа "Быть здоровым-это модно"

Рабочая программа направлена на воспитание здорового образа жизни обучающихся школы  1-11 классов, профилактику табакакурения,  алкоголизма и употребления ПАВ....