Духовно-нравственное воспитание у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)
статья

Боруль Лидия Александровна

Самое лучшее для детей – это дружественная атмосфера в семье и классе, которая формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему.

ДНВ - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых ценностей

Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

Главной задачей воспитания является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dnv.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание (ДНВ)

Определение ДНВ

ДНВ - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых ценностей

Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

Главной задачей воспитания является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

Принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем, воспитателем и другими значимыми взрослыми.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: ценность человека; ценность добра, справедливости, милосердия.

2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как аккуратность, бережливость.

3. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение по отношению к родителям, забота о старших и младших;

4. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Ценность здоровья.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы; ответственность человека за окружающую среду.

Содержание ДНВ в классе.

1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Совместные игры. Дружественные отношения.

Просмотр мультфильмов и обсуждение нравственных ценностей.

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

Дидактическая игра: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

Совместные внутригрупповые мероприятия: дни рождения, проведение масленицы и т.д.

Уважительное отношение к старшим.

Обсуждение норм поведения по отношению к старшим.

Практическое занятие: «Уступи место» (ролевая игра)

Содержание ДВН в классе.

2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни.

Уборка в классе (протирание столов.), мытье посуды.

Элементарные представления о различных профессиях.

Практическое занятие: «Работа кондуктора» (ролевая игра)

Практическое занятие: «Продавец»(ролевая игра)

Содержание ДВН в классе.

3. Формирование ценностного отношения к семье

Поделки, творческие проекты, открытки детей для родителей на праздники, например ко Дню матери, 23 Февраля, 8 Марта.

Содержание ДВН в классе.

4. Формирование ценностного отношения к ЗОЖ

Физкультминутки, подвижные игра, самостоятельная деятельность детей, прогулки, спортивные и музыкальные праздники.

Содержание ДВН в классе.

5. Воспитание ценностного отношения к природе (экологическое воспитания)

Наблюдение за живой и неживой природой : экскурсии, прогулки.

Содержание ДВН в классе.

Самое лучшее для детей – это дружественная атмосфера в семье и классе, которая формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Из всего многообразия иновационных направлений современной дидактики я расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями нашей школы....

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения

В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.  Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальны...

Презентация:Духовно-нравственное воспитание у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)

Духовно-нравственное воспитание является наиболее значимым направлением воспитательной работы в специальной коррекционной школе VIII вида. И его следует рассматривать как всестороннее возде...