ТЕХНОЛОГИИ воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
статья на тему

Калинина Елена Викторовна

Из всего многообразия иновационных направлений современной дидактики я расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_vospitaniya_i_socializacii_detey.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

               ТЕХНОЛОГИИ   воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Из всего многообразия инновационных направлений современной дидактики я сегодня расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями в нашей  школе.

 На первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий я выделила следующие:

  1. Личностно-ориентированный подход;
  2. Деятельностный подход;
  3. Здоровьесберегающие технологии;
  4. Арт-технологии;
  5. Игровые технологии;
  6. Тестовые технологии и др.
  7. Технология ситуативного анализа (кейс-метод) и др.

1.Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-воспитательной деятельности.

2. В основе деятельностного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты  деятельности им самим направляются и контролируются

3. Арт-технологии и игровые технологии позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, так как для школьников основной формой деятельности остается игровая деятельность. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации. Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья.

Арт-технологии – как совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения педагогической цели – это прекрасный инструмент разрешения и профилактики различных проблем. Применение арт-технологий в школьной практике способствует разрешению конфликтов, стрессовых ситуаций и переживаний. Виды арт-технологий разнообразны: изобразительное творчество, музыкальное искусство, работа со сказочными сюжетами, театральные и танцевальные импровизации, взаимодействие с природными материалами (песок, глина, вода) на практике показали свою эффективность. Раскрою основные особенности некоторых арт-технологий. Посредством сказки можно оказать помощь подросткам с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств). Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Применение данной технологии способствует развитию творческих способностей школьников, облегчает взаимодействие с окружающим миром. 

     Суть арт-технологии в том, что это обучение интеллектуальной деятельности, во всех её проявлениях, осуществляется средствами художественного творчества. 

Арт-направление выбрано в связи с тем, что не имеет возрастных ограничений, не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой "мягкостью" по сравнению с другими методами.

      Арт-технология является ещё  и здоровьесберегающей. Смена ролей, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей.

Сохранение здоровья школьников начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса.

На первое место выходит проблема профилактики утомляемости учащихся. Однако биологическое значение утомления двояко. С одной стороны, оно является защитной реакцией организма от чрезмерного истощения, а с другой - стимулирует последующий рост работоспособности. Поэтому гигиенические правильная организация учебной деятельности должна быть направлена на отдаление появления усталости и ограждение организма школьника от его отрицательного влияния. Чтобы утомление не разрушало здоровье, важно учитывать суточные циклы работоспособности детей. Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы происходят после четвертого часа занятий. Именно в это время не стоит загружать учащихся сложной и объемной учебной работой.

Здоровьесбережение безусловно зависит от объема и сложности домашнего задания. Учитель должен соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

4. Технология ситуативного анализа (кейс-метод)

 Сущность данного метода заключается в анализе ситуации по предложенному алгоритму. При этом заложенная в кейс ситуация представляет собой некоторое состояние социальной реальности, в которую попадают сами дети. Основные требования к ситуациям кейсов: доступность понимания для данной категории детей, актуальность с точки зрения их социального опыта, наличие проблемы. Источником кейсов могут быть текстовые описания и видеоролики реальных событий, литературные тексты. По сути дела кейсы имеют целью тренинг воспитанников в области анализа и выработки оптимального поведения в сложных жизненных ситуациях. Поясню сказанное на примере практического кейса, в основу которого положена реальная ситуация.

   Кейс «А была ли дружба?»

Видеоролик

Целью ситуативного анализа с точки зрения воспитания заключается в том, что они позволяют: 1.моделировать множество проблемных ситуаций, актуальных для детей: 2.позволяют выделить типичное и предопределять, способность детей к анализу и действию в реальной жизненной ситуации 3.расшиять социальный опыт 4. стимулировать нравственное развитие.

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического,  критического и творческого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой,  и прогр...

Сравнительный анализ результатов социализации воспитанников класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Анализу подлежали показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: Учебно-образовательный аспект: его уровень. Интерактивный аспект: интерактивна...

Методические рекомендации по теме: Основные формы и методы социализации школьников с умеренной умственной отсталостью на уроках по социально – бытовой ориентировке.

Дети с умеренной умственной отсталостью, имеют ограниченный круг общения в связи с особенностями  их интеллектуального развития. Социализация  детей начинается с момента рождения в семье, пр...

Значение и особенности музыкального воспитания в развитии детей с умеренной умственной отсталостью.

Развитие умственно отсталых детей требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса, и одним из таких средств является музыка. ...