Значение и особенности музыкального воспитания в развитии детей с умеренной умственной отсталостью.
статья по музыке

Васенко Николай Степанович
Развитие умственно отсталых детей требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса, и одним из таких средств является музыка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение и особенности музыкального воспитания в развитии детей с умеренной умственной отсталостью.

Под умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческих сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Согласно классификации, принятой Всемирной организации здравоохранения в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

Умеренная умственная отсталость – это средняя степень психического недоразвития. Главным образом, она характеризуется несформированными познавательными процессами. Интеллектуальный коэффициент у учащихся с умеренной умственной отсталостью находится в пределах 35-49.

У детей с умеренной умственной отсталостью часто встречаются нарушения осанки, искривление позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей, нарушения координации движений. У некоторых из них задерживается процесс окостенения скелета, наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора. Более позднее освоение основных видов движений отрицательно влияют на общее развитие ребенка. Многие дети проявляют или крайне низкую, или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. Походка  у некоторых из детей является неуверенной, неустойчивой, шаркающей, неритмичной. При ходьбе, беге и прыжках они излишне напрягают мускулатуру всего тела, чрезмерно размахивают руками, плохо координируют движения рук и ног. Долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах.

О недоразвитии моторики у детей с нарушениями интеллекта имеются многочисленные данные у всех педагогов и психологов, занимавшихся изучением особенностей развития умственно отсталых детей: Демор, М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий, С. Я. Рабинович, А. Н. Граборов, А. Гезелл и многие другие авторы подчеркивают двигательную недостаточность умственно отсталых детей, особенно в первые годы их развития. Моторная недостаточность у детей с интеллектуальной недостаточностью тем более ярко проявляется, чем глубже у ребенка степень умственной отсталости  

Большие трудности дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают в овладении произвольными движениями. При повторении предложенного взрослым образца действия они допускают неточности, не выдерживают заданной амплитуды, угла наклона, ритма и темпа движения. Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является также недоразвитие выразительных движений.

Жестикуляция отличается скудностью, невыразительностью, а мимика -  слабой дифференцированностью и бедностью.

Характерным для учащихся с умеренной умственной отсталостью является нарушение мелкой моторики. Расстройства мелкой моторики возникают не вследствие мышечной слабости или недостаточности мышечных ощущений, обусловленных парезами, а за счет очагового поражения мозга. Школьники с умеренной умственной отсталостью обнаруживают крайнюю неумелость, моторика мало дифференцирована, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений. Недостаточность ручных умений и навыков у учащихся оказывает негативное влияние при формировании трудовых навыков.

Развитие умственно отсталых детей требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса, и одним из таких средств является музыка. По мнению И.В. Евтушенко, она является средством развития таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, восприятие и др. Кроме того, автор считает, что музыку необходимо использовать для создания и поддержания положительного эмоционального настроя у детей и формирования нравственной личности. У детей с умственной отсталостью восприятие музыки отлично от восприятия ее детьми, развивающимися нормально. Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью изучали М. Г. Яновская, Л. Кольберг, Л. А. Григорович, Э. Сеген, Ж. Демораидр., которые выявили, что умственно отсталые дети младшего школьного возраста живо реагируют на музыкальное звучание. Они так же отмечали, что реакция на музыку у аномальных детей оказывается различной. Заторможенных детей музыка часто выводит из оцепенения. На некоторых, сильно возбудимых детей, музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее действие. В исследованиях И. В. Евтушенко, С. М. Миловской и Е. А. Медведевой отмечается, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается замедленность темпа восприятия, в связи с этим дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки [1].

Восприятие музыки — это вид музыкальной деятельности младших школьников с умственной отсталостью, организуемый музыкальным педагогом, предполагающий не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами. Слуховое восприятие играет огромную роль в развитии психики ребенка. С помощью слухового анализатора человек воспринимает звуки окружающего мира, речи и музыки. Процесс восприятия у детей с умственной отсталостью протекает значительно медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это обусловлено замедленностью процессов анализа и синтеза, тугоподвижностью, инертностью нервныхпроцессов. Развитие музыкального восприятия умственно отсталых детей является новой ступенью сенсорного познания, в процессе которого создается целостный образ о музыкальных явлениях. Целостный образ возникает из отдельных средств музыкальной выразительности и не сводится к их механической рядоположенности или сумме; он складывается на основе представлений о средствах музыкальной выразительности, их связи с окружающим миром, всей совокупности воспринимаемых ощущений и действий. Развитие музыкального восприятия младшего школьника с умственной отсталостью как необходимого элемента для формирования восприятия ребенка в целом — многогранный процесс.

Несомненно, все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкальных занятий, должны иметь коррекционную направленность. Так, в процессе слушания и восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях. У детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди — взрослые, сверстники. В процессе певческой деятельности у детей с отклонениями развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость). У детей с нарушением слуха пропевание протяжных музыкальных звуков в певческих упражнениях помогает закрепить навык чтения с губ. В процессе пения остаточный слух у таких детей вступает в действие с наибольшей активностью, что было показано  в исследованиях Г.И.Яшунской. Музыкально-ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует двигательный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений, способствует ориентировке в пространстве. Например, умственно отсталые дети благодаря музыкально ритмической деятельности учатся выполнять простейшие движения под музыку, менять их в связи с разным характером и жанром музыки (марш, пляска, колыбельная), сопровождать пение несложными ритмическими движениями. Игра на детских музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления, но и развивает слух, память, способствует выработке координации движений рук, пальцев. В целом у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально-слушательская культура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

ТЕХНОЛОГИИ воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Из всего многообразия иновационных направлений современной дидактики я расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями нашей школы....

Доклад «Значение игр в развитии мышления у детей с умеренной умственной отсталостью».

В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализованы фундаментальные положения отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления: наглядно...

Доклад «Особенности мышления детей с умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом».

Основной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование  и закрепление у учащихся простейших алгоритмов мыслительной и практической деятельности, позволяющих им ориенти...