Доклад «Значение игр в развитии мышления у детей с умеренной умственной отсталостью».
методическая разработка на тему

Анфиногенова Валентина Борисовна

В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализованы фундаментальные положения отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       ДОКЛАД

«Значение игр  в развитии мышления у детей с умеренной умственной отсталостью»                              

                                         

                               

                                   

                                    Подготовила :

                                                Учитель начальных классов

                                                     Анфиногенова В.Б.         

В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализованы фундаментальные положения отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания  реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Такая ситуация непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления.

Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенка речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется  побудительный мотив для собственных высказываний: фиксация выполненного действия, рассуждения, умозаключений. Словесное обобщение собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперированию ими в мыслительном плане. Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными.

Использование разработанной системы занятий по развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии позволяют сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Многолетнее исследование показало большую роль целенаправленных занятий по формированию мышления, их огромный вклад в умственное воспитание ребенка с отклонениями в развитии. Систематическая коррекционная  работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решение всех вопросов от взрослого.  

Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его  существенные связи и отношения  между   объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений,  понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка: способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи (фиксирующей, познавательной, планирующей). Важно то, что выработанное в процессе занятий стремление фиксировать выделенные и осознанные закономерности в слове ведет к активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех имеющихся у них речевых возможностей.

У детей с отклонениями в развитии наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия.

Поэтому, прежде всего надо научить детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение и формировать представления об использовании предметов-орудий в деятельности, научить подражать действиям взрослого. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя такие вспомогательные средства, как стул, ложка, чашка, карандаш, веревка, ножницы, лейка и другие предметы имеющие фиксированное назначение. Необходимо также обратить внимание детей на такие простейшие приспособления к предметам, как ручка, рукоятка, черенок, веревочка и так далее. Несмотря на то, что дети пользуются всеми этими вспомогательными средствами и приспособлениями к предметам в процессе действий в быту, во время игр, они не обобщают опыт действий и не осмысляют его. Наша задача – обобщить этот опыт, донести его до сознания каждого ребенка.

ПРИМЕРЫ ИГР:

«На чем мы сидим?»

Убираем из игровой все стулья и скамейки. Воспитатель садится на свой стул и приглашает детей тоже сесть. Если дети стоят, то спросить: «Дети, почему вы стоите? Садитесь!» Если дети не говорят, что у них нет стульев, воспитатель сообщает: «Вот я сижу, мне удобно. А на чем я сижу? А где же ваши стульчики? Давайте поищем их?» После того как дети найдут и поставят свои стулья, воспитатель говорит: «Как удобно всем детям сидеть на стульях?» В конце занятия воспитатель спрашивает детей: «На чем удобно сидеть?» После этого делается вывод, что людям удобно сидеть на стульях.

«За закрытой дверью»

Играем в игру «Найди игрушку». Выбираем водящего и предлагаем ему выйти из комнаты, закрыв дверь не пользуясь ручкой. У ребенка ничего не получается. Тогда предложить закрыть дверь с помощью ручки. А потом спросить: «Как легче закрыть дверь с помощью ручки или без нее?» «Конечно, с помощью ручки закрыть дверь легче. Поэтому на каждой двери есть дверная ручка, чтобы легче было открывать и закрывать дверь.» После этого продолжить играть.

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств.

«Достань ключ»- с помощью стула. Взрослый просит ребенка достать ключ с верхней полочки, которая очень высоко, и достать его стоя на полу нельзя. Задача заключается в том, чтобы использовать стул в качестве вспомогательного средства для достижения цели (достать ключ). Воспитатель просит ребенка достать ключ. Он дает возможность ребенку пробовать различными способами: подпрыгивать, становиться на носки, тянуться рукой и помогает ребенку сделать вывод, что таким образом ключ не достать, потому что он лежит высоко. Затем воспитатель предлагает ребенку подумать и поискать, что может помочь ему достать ключ, т.е. направляет ребенка на активный поиск вспомогательного средства. Если ребенок сам не догадывается взять стул, воспитатель подсказывает ему. После того, как ребенок достает ключ, воспитатель фиксирует его внимание на всех этапах решения задач. Он говорит: «Молодец. Тебе надо было достать ключ. Рукой ты достать не мог, ключ лежит высоко. Поэтому ты нашел стул, встал на него и достал ключ.» После этого воспитатель просит ребенка рассказать о своих действиях.

В этих играх-упражнениях создавались ситуации, в которых в поле зрении детей только одно вспомогательное средство (ручка, стул). Теперь надо создать ситуацию, при которой в поле зрения ребенка находилось несколько предметов и из них надо выбрать наиболее подходящее – по величине, форме, назначению. Например, учитель предлагает детям достать закатившийся за диван мяч. Для этого они должны выбрать вспомогательный предмет: палка, швабра, веник. В случае затруднения предлагаем ребенку выполнить задание методом проб. При этом ребенку представляется самостоятельность. После этого ребенок должен объяснить, почему удобно доставать мяч шваброй.

И последний этап в формировании наглядно-действенного мышления- это определение причинно- следственных зависимостей. Самыми простыми случаями, в которых ребенок сталкивается с поисками причинно-следственных связей, являются такие, в которых нарушается привычный ход явления. Это вызывает у него удивление и следом за ним ориентировочную реакцию, которая является начальным этапом поиска причины нарушения.

Игра «Угости куклу чаем»

Ребенку предлагают угостить куклу чаем. Кукла сидит за столом на стульчике. У стола -три ножки, а четвертая, сломанная лежит недалеко от стола. Посуда находится на другом столе.  Когда на стол, за которым сидит кукла, ставят посуду, стол падает. Ребенок должен обнаружить причину падения стола, т.е. отсутствие одной ножки, найти ее и вставить на место. Ребенку предлагают напоить куклу чаем. Уточняют, что надо на стол поставить посуду. Ребенок берет по одному предмету и ставит на стол. Когда стол падает, педагог спрашивает: «Что случилось? Почему стол упал?» При затруднении он помогает ребенку найти причину падения стола -нет одной ножки. Вместе ищем ножку, вставляем на место, а затем ребенок угощает куклу чаем. Затем педагог спрашивает: «Что случилось со столом? Почему он упал? Что ты сделал, чтобы стол не падал?»

Важно отметить, что в процессе решения проблемных практических задач поэтапно должна включаться речь ребенка. Таким образом, развивая ориентировочно- познавательную деятельность ребенка, необходимо активно формировать основные функции речи. Таким образом происходит взаимосвязь между действием и словом. Это готовит предпосылки для развития  наглядно-образного мышления, так как слово помогает детям закрепить опыт действия. А затем и обобщить способ этого действия, что способствует формированию полноценных образов- представлений.

По развитию наглядно-образного мышления детей важное место занимает формирование тесной связи между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

Задание «Полевой цветок»

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать, как полить цветок. В случае затруднения учитель говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок?» Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т. е. фиксирует последовательность действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.

Прием наблюдения за реальными действиями сверстника помогает ребенку узнать в изображенной ситуации реальную, только что им наблюдаемую, а следовательно, осуществить перенос с предметных действий на действия с образами-представлениями.

Задание «Кошка и молоко»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Посмотри, что тут изображено. Что тут произошло? Расскажи». В случае затруднения учитель задает уточняющие вопросы: «Где стояла банка? Что было в банке? Кто захотел молока? Куда прыгнула кошка? Что случилось с банкой? Кто опрокинул банку с молоком?

Эти задания формируют у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт.

Важно также научить ребенка устанавливать связь между предметами.

Игра-задание «Сгруппируй картинки»

Кладем перед ребенком две картинки: шарик с веревочкой и шарик без веревочки. Картинки надо разложить в два ряда. В первый ряд кладем картинки похожие на шарик с веревочкой, а в другой- шарик без веревочки. Затем помочь ребенку разложить правильно вторую пару картинок. А дальше дать ребенку вперемежку картинки и предложить их разложить. Если ребенок совершил ошибку, то предложить ему повнимательнее посмотреть на оба ряда и исправить ошибку. В случае затруднения помочь ребенку сравнить две-три пары картинок, обращая внимание на разницу в картинках. Потом обобщить с ребенком. В первом ряду все предметы, с которыми можно действовать, играть, а здесь- все предметы, с которыми играть нельзя.

После таких заданий можно прочитать с детьми сказку Сутеева «Палочка-выручалочка».

Необходимо формировать понимание последовательности событий: задание «Утро мальчика», «Одевание на прогулку».

Игры на формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов: Задание «Большие- маленькие», «Из чего сделано», «Что где растет», «Где мы были не скажем…».

Формирование связи между словом и образом: «Отгадай», «Картинки- половинки»

В процессе такой целенаправленной работы ребенок учится устанавливать временные, причинно- следственные связи и зависимости, учится рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по общему свойству, различать по разным свойствам.

Все эти задания способствуют развитию логического мышления: сравнение. Обобщение, противопоставление, аналогия, установление связей между явлениями и объектами природы, формирование выводов в виде суждения и умозаключения: игры на исключение, рассказы- задачи, загадки.

Такие занятия по развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии позволит сформировать у них взаимосвязь между наглядными и словесно- логическими формами мышления. Для эффективного школьного обучения нужна полноценная основа наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Начиная с развития наглядно- действенного и продолжая формировать наглядно- образное мышление, создается условие для появления возможности мысленно воспроизводить наглядную ситуацию на основе слова. Ведь многие школьные предметы основываются на способности ребенка представить ситуацию по словесному описанию учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

Система игр и упражнений по развитию навыков мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; вкл...

тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

развернутое тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...

Доклад «Особенности мышления детей с умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом».

Основной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование  и закрепление у учащихся простейших алгоритмов мыслительной и практической деятельности, позволяющих им ориенти...

Значение и особенности музыкального воспитания в развитии детей с умеренной умственной отсталостью.

Развитие умственно отсталых детей требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса, и одним из таких средств является музыка. ...

Доклад.«Приемы и методы используемые при формировании БУД у детей с умеренной умственной отсталостью»

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образовани...