Родительское собрание "Деньги как средство поощрения и наказания"
методическая разработка (7 класс)

Родительское собрание "Деньги как средство поощрения и наказания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobranie_dengi.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание для 7 класса

ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО ПООЩРЕНИЯ  И НАКАЗАНИЯ

Цель: выявление и согласование различных точек зрения по вопросу денежного поощрения и наказания.

Задачи; обобщить знания родителей по вопросу поощрения и наказания детей и подростков; дать возможность поделиться опытом применения поощрения и наказания в воспитании подростков.

Форма проведения: обмен опытом.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовительный этап

Анкета для родителей

Подчеркните ответ на вопрос.

1.  Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Личный пример, требование, убеждение, наказание, поощрение.)

 2.  Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку? (Да, нет,              иногда.)

 3. Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (Похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки.)

 4.  Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда.)

 5.  Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? Да, нет, не всегда.)

 6.  Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда.)

7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, не всегда.)

8. Уважаете ли вы ребенка как личность? (Да, нет.)        

Анкета для родителей

Инструкция

Уважаемые родители! Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Анкета анонимна, поэтому гарантирует конфиденциальность сведений о вашей частной жизни и семейных отношениях. Заранее благодарим вас за заинтересованное участие.

1. Считаете ли вы заявленную тему актуальной?

2.  Оцените по 5-балльной шкале способность ваших детей разумно распоряжаться деньгами.

3. Есть ли у вашего ребенка карманные деньги? Если да, то сколько в среднем ежедневно?

 4. Указанную сумму ваш ребенок:

а) зарабатывает самостоятельно;

б) берет у вас;

в) иное (указать).

5.  Сможет ли ваш ребенок, на ваш взгляд, стать успешным бизнесменом?

6.  Случается ли, что ребенок берет деньги без вашего на то разрешения?

7.  Подключаете ли вы своего ребенка к решению вопросов о серьезных приобретениях?

8.  Имеет ли ваш ребенок представление о том, каков бюджет семьи, сколько из него тратится (в среднем) на питание, одежду, развлечения? Укажите (если считаете возможным) примерную сумму, которую вы тратите на питание.

 9. Проявляет ли ваш ребенок инициативу по зарабатыванию денег?

10. Поощряете ли вы своего ребенка деньгами за выполнение

каких-то поручений, успехи в учебе, помощь по дому?

Анкета для детей

Дорогой друг!

Думаем, что проблемы, связанные с деньгами, представляют для тебя интерес. Поэтому хотим задать тебе несколько вопросов. Заранее спасибо за откровенность!

 1. Считаешь ли ты проблему культуры обращения с деньгами для себя актуальной?

2.  Оцени по 5-балльной шкале свое умение разумно распоряжаться деньгами.

3.  Имеешь ли ты карманные деньги? Если да, то сколько ежедневно?

4.  Указанную сумму ты:

а) зарабатываешь сам;

б) берешь у родителей;

в) иное (указать).

 5. Сможешь ли ты стать успешным бизнесменом?

 6. Приходилось ли тебе брать деньги без разрешения родителей? (Можно не отвечать.)

7.  Включаешься ли ты наравне с родителями в обсуждение серьезных проблем в связи с крупными приобретениями?

8. Знаешь ли ты размер семейного бюджета? Назови, сколько примерно семья тратит на питание?

9.  Приходилось ли тебе самому зарабатывать деньги?

10. Поощряют ли тебя родители деньгами за успех в учебе, помощь по дому?

Оформление помещения, оборудование и инвентарь

Заповеди русских купцов

  1.  Денежку наживай, да честь не продавай.
  2.  Почтенный покупатель дороже денег.
  3.  Не надо барыша, была бы слава хороша.
  4.  Лишнего не бери, душу не губи.
  5.  Неправая нажива - купцу не разжива.
  6.  Неправедно придет, быстро и уйдет.
  7.  Нажитое грехом не устроит дом.
  8.  В ком правды нет, тому и добра нет.
  9.  Хоть не корыстно, да людям не обидно.
  10.  Торгуй правдой, больше барыша будет.
  11.  Не возьмешь товаром, не возьмешь и обманом.
  12.  Обманом барыша не наторгуешь.
  13.  Барыш наживай, да совесть не теряй.
  14.  Копейку пожалеешь, рубль потеряешь.
  15.  Без ума торговать - только деньги потерять.
  16.  И дорого продают, да проживаются, и дешево продают, да наживаются.
  17.  Нам лишь бы сбыть да на покупателя угодить.

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, самостоятельность фирм, благополучие государства. О чем сегодня наши сограждане говорят так же активно, как англичане о погоде? Любимый предмет - денежные дела, трудности семейного быта, возможность заработать. И наверняка все согласятся с мнением поэта: «Хотя нам деньги счастья не приносят, но с ними много легче быть несчастным».

Общий язык с деньгами найти можно, если не делать накопление смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные, хотя и очень соблазнительные методы. Культура общения с деньгами - часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги. Такая мысль заложена в «Заповедях русских купцов», они и сегодня не утратили своей нравственной ценности (читает текст Заповедей).

II. Анализ результатов анкетирования учащихся

Многие считают, что научить детей правильно обращаться с деньгами можно, если они сами начнут зарабатывать. И в этом утверждении - большая жизненная мудрость. В странах Запада человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа - миллионер, а сын стоит у конвейера или заворачивает гамбургеры, или автомобили ремонтирует, или даже газетами торгует, зарабатывая на жизнь. И это не жестокость, не редкая жадность, а норма, воспитательное средство, способ получения социального опыта. Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая отцу, а игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что она всего должна добиваться самостоятельно.

В 90-е годы XIX века электрическая компания в Детройте приняла на работу молодого механика с жалкой оплатой 11 долларов в неделю. Он трудился по 10 часов в день, а вечерами уединялся в старом сарайчике и до полуночи работал над новой машиной. Соседи называли его чокнутым. После трех лет упорного труда, незадолго до своего 30-летия, этот странный парень выехал из сарая в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи.

Кто-то однажды сказал, что если сегодня раздать всем людям по сто рублей, то уже к обеду окажется, что у одних денег больше, а у других - меньше. Я думаю, вам будет интересно изучить результаты тестирования своего ребенка на тему «Можете ли вы подружиться с деньгами?». Респонденты должны были ответить на приведенные высказывания «да» или «нет». Затем с помощью психолога ребята оценили каждое в баллах в зависимости от ответа и суммировали результат. Они уже его проанализировали, а теперь мы предлагаем это сделать вам (раздает обработанные бланки теста).

III. Беседа-диалог

Конечно, большинство детей понимают, что деньги не падают с неба, их нужно зарабатывать. И кто-то по-прежнему будет «гибнуть за металл», а кто-то - мечтать о гибели самого металла. Но реальность такова, что общий язык с деньгами нужно найти каждому. Осложняет задачу то, что много лет в нашей стране говорили, что деньги - зло. Сейчас крен к полярной точке зрения: деньги - это главное, к чему надо стремиться, за них можно купить все. Как сориентировать ребенка в этом море противоречий, как сделать так, чтобы они приняли золотую середину, разумный компромисс между необходимостью стремиться к достатку и деньгам и опасностью стать их рабом.

Я предлагаю вам ответить на вопрос: «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами?»

Возможные варианты «советов» родителей:

  1.  Научить зарабатывать.
  2.  Доверять, но проверять.
  3.  Брать к себе на работу, чтобы наблюдал.
  4.  Как минимум он их должен иметь.
  5.  Вместе делать покупки.
  6.  Подключать к расчету семейного бюджета.
  7.  Доверять делать самостоятельные покупки.
  8.  Разрешить тратить все, что заработает сам.
  9.  Находить примеры, подобные сегодняшнему о Форде.
  10.  Устроить на работу.

Как вы считаете, какая часть старшеклассников сегодня работает и какие виды деятельности предпочитает?

(Родители высказывают суждения.)

Мы попросили двух мам, больших наших помощниц, обратиться в центр занятости, порыться в литературе и подготовить для нас эту информацию.

 IV. Информационный блок «Детский бизнес языком

статистики»

В настоящем тексте представлены результаты исследования феномена детского бизнеса, под которым подразумевается организованная ребенком самостоятельно или под руководством других лиц трудовая деятельность с целью заработка. В ходе исследования под руководством А.В. Леонтьева было опрошено 6529 городских школьников 1-11-х классов из различных регионов России и типов учебных заведений: гимназий, общеобразовательных школ, центров дополнительного образования и УПК.

Сегодня в России примерно 3-4 млн детей в возрасте от 6 до 18 лет зарабатывают деньги. Это дает основание говорить о таком социальном явлении, как вторичная занятость, когда наряду с основным

своим видом деятельности - учением - дети выполняют различные виды работ за деньги. Одни это делают эпизодически, другие систематически. Кто-то - организованно, по найму, кто-то - стихийно, в неформальном секторе вне семейного и общественного контроля.

Данные показывают, что существуют два периода всплеска активности детей в бизнесе - 9-10 лет и 14-17 лет.

Число детей в бизнесе в возрасте до 17 лет составило 8,2% от общего количества опрошенных при несколько большей активности мальчиков (58%) по сравнению с девочками. В 3-4-х классах (9-10 лет) количество детей, зарабатывающих деньги, почти вдвое больше. При этом несколько возрастает активность девочек. Завершается период адаптации к школе, повышаются самостоятельность учащихся и их способность к саморегуляции, сознательной постановке цели и ее достижению. В 5-7-х классах (11-13 лет) происходит резкий спад участия детей в бизнесе. Организм подростка перестраивается, ребенок взрослеет, его характер и поведение противоречивы, личность нестабильна. Начиная с 8-го класса наблюдается резкий и устойчивый рост количества детей, работающих за деньги. Если в 7-м классе их было 4,5%, то в 8-м - 11,5%, а в 9-м, 10-м и 11-м классах соответственно - 15,15,5 и 20,5%. При этом активность юношей и девушек примерно одинакова.

Диапазон видов трудовой деятельности детей, зарабатывающих деньги, весьма широк и не зависит от региона и типа учебного заведения. На первом месте стоит торговля, однако по мере взросления количество детей, зарабатывающих деньги в этом виде бизнеса, уменьшается. Если в 6-9 лет в торговле занято 57% всех работающих, то в 11 -17 лет - лишь 20,4%. При этом существуют виды деятельности, которыми занимаются только мальчики (мойка и заправка машин, грузчик) или только девочки (воспитатель в школьном лагере или детском саду).

 Большинство детей (65%) работают в компании со своими сверстниками, 35% - в одиночку.

большинство работающих младших школьников (64,8%) - новички в бизнесе и работают всего 3-6 месяцев. Однако уже в этом возрасте 17,2% детей имеют двух- трехлетний стаж работы. По мере взросления число детей со стажем работы более двух лет значительно увеличивается.

V.  Обсуждение вопроса «Деньги как средство поощрения и наказания»

Могут ли деньги быть средством поощрения и наказания?

В каких формах и размерах деньги являются средством поощрения (наказания)?

VI.  Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....

Презентация к родительскому собранию на тему: "Поощрение и наказание в современных семьях".

Презентация содержит вопросы анкеты для детей по вопросам поощрения и наказания в семьях. а также психологические аспекты поощрения и наказания....

Родительское собрание. 5 класс. Поощрение и наказание в воспитании детей

Работа содержит материалы доклада "Поощрение и наказание в воспитании детей"...

конспект родительского собрания на тему "Поощрения и наказания в семье: как быть?"

теоретические и практические материалы по работе с родителями...

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

Цель собрания:Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.Участники: классный руководитель, родители уч...

Материалы родительского собрания на тему "Этические средства поощрения и наказания ребенка в семье"

Цель: повысить ответственность родителей за становление личности ребенка, его поступки и поведение....

Родительское собрание "Деньги как средство поощрения и наказание"

Родительское собрание "Деньги как средство поощрения и наказание"...