Работа классного руководителя через проект Деревья Добрых Дел
проект

Суворова Екатерина Эдуардовна

Из многолетнего опыта работы классных руководителей (от проекта Деревья Добрых Дел до волонтерского отряда)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_sosh_3_avgust_pedkonferentsiya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская педагогическая конференция работников

муниципальной образовательной системы
«Внедрение рабочих программ воспитания и календарных планов
воспитательной работы в образовательных организациях

в рамках нового учебного года»

Методические онлайн площадки

Трек-площадка № 2 «Классное руководство»

МБОУ «СОШ № 3»

Выстраивание работы классного руководителя через проект

«Деревья Добрых Дел»

Ожегова Елена Борисовна, учитель начальных классов,

Любимцева Марина Ивановна, учитель начальных классов,

Суворова Екатерина Эдуардовна, педагог – психолог

Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм (милосердие в том числе) без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил.

В 2010 году творческие группы педагогов из МБОУ СОШ №3 и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35» начали работать над проектом «Деревья Добрых Дел».

Направленность проекта:

- социально-личностное и художественно-эстетическое развитие детей.

Характер контактов участников проекта - групповой.

Образовательные области – физическая культура, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.

Тип проекта – творческий,  

Организация – исполнитель:

- Творческая группа педагогов МБОУ СОШ №3 города Усолье-Сибирское

- Творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»

- Центральная городская детская библиотека (ЦГДБ)

Цель проекта:

Формирование и развитие активной,  творческой личности детей дошкольного и школьного возраста через взаимодействие двух возрастных категорий  в процессе проведения совместных мероприятий – праздников, конкурсов, акций.

Задачи проекта:

- Выявить эффективность формирования нравственных качеств в личности школьников в процессе формирования осознанности собственного Я- как образца поведения для младших детей.

- Формировать дружные сплоченные детские коллективы школьников посредством внимательного и бережного отношения к детям с проблемами в развитии.

- Выявить эффективность положительного эмоционального состояния и ситуации успешности для детей с проблемами в развитии в их дальнейшей социализации и успешной адаптации в школе.

- Спланировать совместную деятельность школьников и дошкольников в продуктивной, музыкально-художественной, коммуникативной, игровой деятельности и в чтении художественной литературы.

- Привлечь к проблеме формирования успешной и развитой личности школьников, готовности дошкольников с проблемами в развитии к обучению в школе педагогов школы и детского сада, работников  библиотеки и родителей детей.

         Как же строилась наша работа?  

Добрые дела заранее планировались на год. Но в течение  очередного  года мы включались в мероприятия, которые предлагал Город, Городская газета или Центральная Детская Библиотека. Мероприятия расширялись, добавлялись и участники: МДОУ№33, Усольский областной специализированный дом ребенка, Биликтуйская средняя школа.  К каждому мероприятию мы тщательно готовились, проводилось множество репетиций. Мы старались, чтобы участие принимали все дети в классе. Со временем сформировалась активная группа в количестве 20-25 человек, которая постоянно хотела участвовать везде. Остальные ребята предпочитали быть зрителями, они вносили свои предложения, высказывали свое мнение об увиденном, и с нетерпением ждали очередного праздника. Артисты же с радостью представляли свое творчество.

Чтобы участники проекта отличались друг от друга, мы ввели свою форму. У детей были свои отличительные знаки, это – галстуки определенного цвета. На каждом мероприятии, будь то школьные линейки, смотры,  парады, экскурсии  и другие добрые дела, дети с 1 по 4 класс выходили в этих галстуках.

Кроме этого, у обоих классов были оформлены классные уголки. Все добрые дела, которые делали ребятишки, обязательно оформлялись в классных уголках, которые по форме напоминали деревья. Они пополнялись в течение года фотографиями, статьями о работе проекта, грамотами, благодарностями и, конечно, планом следующих мероприятий. Это было наглядное представление практической работы по проекту.

         В первый год проекта запланировано и проведено более 10 творческих встреч. Это праздники: «Спор овощей», «Масленица»,  «Если бы не было школ», «В мире много сказок», «Самые смелые, сильные и умелые», «Самые красивые, добрые и милые», «Вы – будущие первоклассники».  Акции: «Добрая зима», «Пернатые друзья», «Мастерская Деда Мороза» и  другие.

Долгожданные встречи школьников и детей проходили и в кабинетах школы, и в группах и залах детского сада, и в читальном зале ЦГДБ. Многообразие мест проведения мероприятий обеспечивало 100 процентную новизну впечатлений, позволяло нашим детям проявлять себя  каждый раз в новых условиях.         Анализируя участие школьников в проекте, хочется отметить их активность.  Все  ребята  с большим удовольствием готовили  сюрпризы, разучивали сценки, пели песни, радовали своими костюмами, стихами,  готовили  выставки с аппликациями к народным сказкам, которые так хорошо знакомы   дошколятам. С родителями они изготовили столько кормушек, что ими были увешаны почти все участки детского сада. А к концу 4 года из двух  классов выделилась стабильная  творческая группа детей из 15-17 человек, которые с большим успехом продолжали творить добрые дела за пределами школы и сада.

Рамки проекта «Деревья Добрых Дел» расширились  и охватили постоянным вниманием Усольский областной специализированный дом ребенка, Дом – интернат для престарелых и инвалидов. Дружба с этими учреждениями была информационно отмечена СМИ – статьями в городских газетах и роликами на местном телевизионном канале.

 Наш проект с большим успехом продолжился и в 2011-2012г. Появляются новые идеи… Мы участвуем в Поздравительной программе к дню Пожилого человека, в поздравительном концерте «К 10-летнему юбилею Усольского Дома Ребенка», в телевизионном конкурсе «Поздравления снегурочки», берем шефство над   бабушкой Ниной Турляковой.  Ходим к ней в гости, приглашаем ее на свои праздники, дарим ей сувениры, приготовленные своими руками. Бабушка Нина Азаровна  угощает всех своими пирогами…

     Идея проекта остается: мы творим добрые дела. У детей формируется потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу, шефство и наставничество. Классный руководитель имеет дело с постоянно развивающимися личностями своих детей. Он и сам постоянно развивается, работает над совершенствованием самого себя. Собственное развитие стимулирует работу мысли и не дает педагогу находиться в покое. Участники проекта добавляются. Изначально реализовать  его планировали за 1 год, но всем (детям, педагогам и родителям)  эта работа так понравилось, они так воодушевились и увлеклись, что проект Деревья Добрых Дел работает и сейчас уже на четвёртом  поколении детей.

 Огромное количество мероприятий было проведено за это время. Мы стали сотрудничать с краеведческим музеем. Мероприятие, посвященное 70-летию снятия Блокады Ленинграда надолго запомнится всем участникам.  Принимали участие во Всероссийском  мероприятии, приуроченном  Году литературы в России. В  Клубе Пожилого человек на базе    МБОУ СОШ № 16,  была организована  встреча с ее участниками, которым был показан мини-спектакль о детях, оказавшихся в оккупации на Украине. Стали активными участниками  Акции «Подари Георгиевскую   ленточку». Вместе с родителями  шили, вязали георгиевские ленты, а потом дарили их прохожим. В Центральной Детской Городской библиотеке встречались с известными Усольскими писателями, читали интересные книги, превращались в героев сказок, сами изготавливали  книжки-малышки.

 После   6 лет работы в проекте ДДД мы познакомили уже новых  второклассников    с термином Волонтерство, пригласив наших выпускников шестиклассников на классный час « Кто такие волонтеры».  

         Мы  считаем, что за эти 11 лет с детьми проведена значительная воспитательная работа. Ребята за это время  сильно  привыкают друг к другу, дружат   между собой, эта дружба продолжается и в старшем звене.

         Дети идут в среднее звено уже мотивированные, способные творить добрые дела, участвовать в акциях, праздниках. Эти ребята предлагают свою помощь бывшим классным руководителям   (разучить с первоклашками песню, танцевальные движения, провести игровую программу и т.д.)

Проект «Деревья Добрых Дел» нашел свое продолжение и в среднем звене, и в старшей школе. Добрые дела – это основная работа волонтеров (добровольцев). В школе создан отряд волонтеров. Кстати, большая часть детей в начальной школе участвовали в проекте Деревья Добрых Дел. Ранее отряд назывался 3-Д формат. Сейчас – Министерство Добрых Дел (МДД).

Волонтеры не только сами учатся, но и учат младших товарищей, подрастающее поколение. Ребята разрабатывают и реализуют социальные проекты, помогают ветеранам, проводят экологические десанты, пропагандируют ЗОЖ, проводят Добрые уроки. Не забывают начальную школу, часто приходят к малышам. Работа отряда высоко оценивается на муниципальном и областном уровне.

Проект Деревья Добрых Дел показал свою эффективность и результативность, он оказал положительное влияние на подрастающее поколение, заложил и развил в детях основы добровольческой (волонтерской) работы.

Литература:

  1. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие - М.: Мир науки, 2016., 140 с.
  2. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
  3. Усольские новости, 01.2011, Зимняя сказка для подопечных. О.Сурусин, корреспондент
  4. Усольская Городская газета, 20.01.2011, Мама, я хочу учиться. О.И.Тарасова, учитель-дефектолог  МДОУ Д.с. к.в.35
  5. 7 дней в Усолье, 17.02.2011, Приходи в библиотеку и тебе сказочно повезет. А. Ковтоногова, зам.директора МУК УГ ЦБС, М.О. Шушарина, методист по работе с детьми, С. Андреева, библиотекарь ЦДБ.
  6. Усольская Городская газета, 21.04.2011, Подарили радость малышам. Валентина Кирьянова, председатель «Общество милосердия и Красного Креста».
  7. Усольская Городская газета, 19.01 2012. Добрые дела четвероклассников Татьяна Щербакова.
  8. Усольские Городская газета, 01.05.2013. В гостях у Агнии Барто. Жанна и Александр Поргуновы, родители 1 класса.
  9.  Усольская Городская газета, 13.11.2014. Деревья Добрых Дел. Ольга Шестакова.
  10. Усольская Городская газета, 29.01.2015. Пережившие голод и холод. О. Сурусин, корреспондент.
  11.  Усольская Городская газета, 29. 01.2015. Живая история блокадного Ленинграда. Татьяна Щербакова.
  12.  Сайт «Усольской городской централизованной библиотечной системы» http://noviy.usoliecbs.ru/
  13. http://noviy.usoliecbs.ru/spasibo-za-detstvo-spasibo-za-chudo-6/
  14. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/12/rol-klassnogo-rukovoditelya-v-formirovani
  15. https://vk.com/club172536888


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Презентация "Использование метода проектов в работе классного руководителя."

Цель проекта: познай себя. Данная работа направлена на выявление интересов и увлечений учащихся одного класса. Итогом работы было оформление герба класса....

Проект работы классного руководителя

В нашей жизни много всего интересного и яркого,но из-за современного использования различных гаджетов дети этого не видят.В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобил...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя

Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...