«ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»
материал (8 класс)

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17-okt.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ                                    17 октября 2022 г.

                                                      для обучающихся 8 класса по теме:

                                                           «ЧТО МЫ МУЗЫКОЙ ЗОВЕМ?»

Цель занятия: расширение представлений обучающихся об искусстве, в частности, о музыке; формирование умений работать с информацией, аргументированно отвечать на вопросы; развитие эмоционального интеллекта.

 Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: музыкальная гостиная. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, аудиозаписей музыкальных произведений, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с аудиофрагментами и игру.

Комплект материалов:

 − сценарий,

 − видеоролик,

 − презентационные материалы,

 − комплект интерактивных заданий.

Подготовка к занятию: 

− таблица с вопросами к видеоролику, в которой обучающиеся дают ответы до просмотра и после. Таблица должна быть распечатана или выведена на экран; − чистые листы формата А4; − листы (блокноты, тетради) для записей.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная, вступительное слово учителя.

Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся. Интерактивное задание № 1 «Классификация». Просмотр видеоролика, задание перед просмотром. Интерактивное задание № 2. «Что? Где? Когда?».

Часть 3. Заключение. Рефлексия. Вариант творческого задания Заключительная рефлексия, краткое обобщение материалов занятия.

                                                             СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 Часть 1. Мотивационная часть, вступительное слово учителя (до 5 минут)

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о важном и побеседуем об одном из видов искусства (слушаем аудиофрагмент: Г. Свиридов, вальс из сюиты «Метель», портал культура.рф). Как вы уже поняли, мы погрузимся в мир музыки, поразмышляем, почему разные люди любят разную музыку, можно ли выразить музыку с помощью цвета. Вспомним, какие синтетические виды искусства существуют, и какова в них роль музыки.

Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся (до 20 минут).

 Создание кластера 

Учитель. Если мы спросим у разных людей, что для них значит музыка, то получим совершенно разные ответы. Давайте попробуем выяснить это в нашем классе: какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «музыка»? Предлагаю составить кластер «Музыка», включив в него слова-ассоциации.

Комментарий. Обучающиеся составляют кластер «Музыка». Выполнение задания можно организовать фронтально, составляя общий кластер и записывая все возникающие предложения, а также в группах или парах, а потом предложить поделиться с классом своими предложениями. Деление на группы можно организовать с помощью карточек разных цветов или листочков, на которых изображены ноты.

Беседа.

 - Когда вы слушаете музыку?

- Какую роль она играет в вашей жизни?

 - Какой стиль в музыке вы предпочитаете?

 - Знаете ли вы авторов (композиторов) вашей любимой музыки? Есть ли среди них русские композиторы?

Учитель. Когда вы рассказывали о своих предпочтениях в музыке, то (никто/ только несколько человек/ немногие из вас) назвали классическую музыку. Как вы думаете, почему не только дети, но и многие взрослые не слушают классическую музыку? (небольшое обсуждение)

Классическая музыка - часто музыка инструментальная. Если слова помогают понять смысл, то классика требует размышлений и времени, чтобы уловить содержание.

 Раз уж мы заговорили о классической музыке, не могу не рассказать вам об истории одного произведения. Шла Великая Отечественная война. В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович работал профессором в консерватории. Фронт был все ближе, и композитор записался в добровольную пожарную дружину – тушил зажигательные бомбы. В это время Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний – Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года. Весной 1942 эвакуированный оркестр Большого театра впервые исполнил Седьмую симфонию. Для исполнения симфонии в Ленинграде оркестр собирали с большим трудом. Из ленинградских репродукторов доносились просьбы к музыкантам явиться на регистрацию. Слабый и больной дирижер Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. Так начал возрождаться оркестр. От худобы некоторые музыканты не могли сидеть и репетировали стоя. Преодолев все трудности, 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. В это время заработала советская артиллерия. Огонь был таким, что за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая бомба. Очевидцы рассказывали, что симфонию транслировали из всех приемников и громкоговорителей как символ непокоренного города. Известнейшие дирижеры США и Англии обратились с просьбой выслать им нотную партитуру Седьмой симфонии Шостаковича. Существуют свидетельства о том, что уже после войны несколько бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом сказали, что, услышав его симфонию, поняли, что проиграли войну. Учитель. Как вы думаете, о чем мог думать, что мог испытывать человек, создавший такое произведение? Создавая эту симфонию, композитор думал о героизме и величии своего народа, о лучших качествах человека, о грядущей победе.

Учитель. Мы прикоснулись к творчеству Дмитрия Шостаковича. Какие русские композиторы еще известны во всем мире? (Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Скрябин, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Васильевич Рахманинов, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Альфред Гарриевич Шнитке, Родион Константинович Щедрин и многие другие) (смотрим видеофрагмент: С. Прокофьев, отрывок из балета «Ромео и Джульетта», портал культура.рф).

 Учитель. У каждого вида искусства есть свои средства выразительности. В литературе, например, это тропы (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола и другие), фигуры (антитеза, инверсия, градация и т. д.), звукопись (аллитерация, ассонанс).

 Работа с интерактивным заданием №1 «Классификация»

 Укажите, какие средства выразительности характерны для музыки. Варианты для выбора: 1. Мелодия 2. Лад 3. Ритм 4. Темп 5. Тембр 6. ектоника 7. Тень 8. Динамика 9. Цвет 10. Аллегория 11. Оксюморон 12. Пластическое движение 13. Пропорции 14. Линия

 Правильные ответы: 1, 2, 3, 4, 5.

 Учитель. Только что мы затронули вопрос о средствах выразительности в музыке. А какой стиль в музыке является одним из самых выразительных?

 Народная музыка. Чувственность, сокровенность интонации, широта души русской – все это отражается в русских народных песнях. Это неотъемлемая часть русской культуры.

 - Какие народные песни вы знаете?

 - Какие народные песни поют у вас дома?

 - Давайте все вместе споем народную песню (на выбор школьников).

 Задание перед просмотром видеоролика 

Учитель. Творческие люди, пытливые умы не одно столетие занимались вопросами взаимосвязей, взаимопроникновения разных видов искусства, например музыки и живописи. Возможно, вы что-то знаете об этом. Составьте предположения, ответив на вопросы в таблице.

Ответы до

Вопросы

Ответы после

Кто называл музыку сестрой живописи?

Как, по мнению Ньютона, звучит радуга?

Кто из музыкантов первым создал партитуру для света?

Кто из художников создавал живописные сонаты?

Кто из художников слышал зеленый цвет как звуки скрипки?

Предлагаю посмотреть видеоролик, уточнить или сверить свои ответы.

Демонстрация видео (дикторский текст)

Когда-то давным-давно все виды искусства были неразделимы. Древние обряды включали в себя и пение, и танец, и устное народное творчество, и музыку, и изобразительное искусство. Возможно, этим объясняется неочевидная связь между музыкой и цветом. Художники и музыканты отмечают родство этих видов искусства. Так Леонардо да Винчи называл музыку сестрой живописи, В. БорисовМусатов писал: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски...». Ученые, художники и музыканты не одну сотню лет пытаются найти универсальный способ перевода музыки в цвет и наоборот. Посмотрите на радугу и подумайте, как могут звучать ее цвета. По мнению Исаака Ньютона, спектр радуги соответствует восходящей гамме до мажор. До – красный, Ре – фиолетовый, Ми – синий, Фа – голубой, Соль – зеленый, Ля – желтый, Си – оранжевый. Опыты по соединению звука и цвета продолжались. Так монах Кастель из Франции создал цветные клавикорды. В XIX веке появились цветовые органы англичанина Ремингтона и американца Бишопа. Два великих русских композитора Николай Андреевич РимскийКорсаков и Александр Николаевич Скрябин обладали уникальным даром – видеть музыку в цвете. Так, Римский-Корсаков писал, что тему Моря в опере «Садко» он создавал в сине-голубых тональностях. Александр Скрябин сочинил симфоническую поэму «Прометей. Поэма огня», где были прописаны не только партии для музыкальных инструментов, но и партия цвета. Интересны работы художника Василия Васильевича Кандинского, который считал, что музыка передает не только цвет, но и формы. Например, «Светло-синий подобен звучанию флейты, …а красный — фанфарам или барабану». Эксперименты с цветомузыкой или музыкой цвета не прекращаются и сегодня. Поэт Лев Озеров подметил: «Есть в красках отзвуки и звуки…». Важно только услышать, разглядеть, захотеть понять.

Комментарий для учителя. Вопросы предлагаются до показа видеоролика. Школьники записывают свои ответы в левый столбик. После просмотра видеоролика ответы записываются в правый столбик. Обязательно отметьте эрудицию ребят, верно ответивших на вопросы до просмотра видеоролика и внимательность тех, кто правильно ответил после просмотра материала.

 Работа с интерактивным заданием № 2 «Что? Где? Когда?» 

Общий вопрос: «Назовите фамилию композитора, фрагмент произведения которого вы слышите». Ответ (фамилия композитора) необходимо впечатать в окошко.

1. Время, вперёд! VI (Георгий Свиридов)

2. Танец с саблями (Арам Хачатурян)

3. Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (Петр Ильич Чайковский)

4. Турецкий марш (Вольфганг Амадей Моцарт)

 5. Лунная соната. Часть 1 (Людвиг ван Бетховен)

 Учитель. Продолжая разговор о музыке, давай те попробуем все же дать ответ на вопрос, звучащий в теме нашего занятия: «Что мы музыкой зовем?». Мы говорили об ассоциациях, связанных с музыкой, об известных композиторах, о необыкновенном представлении музыки цветом в произведениях известных русских композиторах… И все же – что мы подразумеваем, говоря слово «музыка»? Чем она для нас является?

 - Помогает ли она выражать чувства человека?

 - Отражает ли музыка национальные черты, культуру народа?

 Презентация «Музыкальные проекты России для школьников и студентов» (см. дополнительные материалы)

 - Знали ли вы, что есть разнообразные проекты, связанные с нашим всемирно известным музыкальным наследием? Например, культурнопросветительский проект «Моя Россия: музыкальное путешествие» (музыкальноепутешествие.рф).

 - Есть еще один проект - Международная просветительская акция «Всеобщий музыкальный диктант» (https://musdict.ru/). Туда могут заглянуть те ребята, которым интересна музыка, при этом не обязательно иметь музыкальное образование.

                      Часть З. Заключительная. Рефлексия (до 5 мин.)

 Учитель. Сегодня мы только прикоснулись к безграничному миру музыки. Мы послушали несколько отрывков из музыкальных произведений разного стиля. - Какой из отрывков вас привлек больше всего? - Какая информация оказалась для вас совершенно новой? Мне хотелось бы познакомиться с музыкой, которая привлекает лично вас, поэтому вы можете переслать мне ссылку на свое любимое произведение, которое вас вдохновляет и, если у вас будет желание, мы могли бы обсудить ваши предпочтения на одной из наших встреч.

                              Вариант творческого задания 

Учитель. Посмотрите вместе с родителями и обсудите прекрасный российский художественный телесериал. Его премьера состоялась в 2021 году. Режиссер А. Котт рассказал о подготовке и исполнении симфонии №7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Название телесериала – «Седьмая симфония».

Подведение итогов занятия, итоговое слово учителя 

Лев Толстой написал: «Музыка – это стенография чувств». На сегодняшнем занятии мы пытались выяснить, что мы называем музыкой, что она для нас значит. Мы вспомнили имена русских, советских и российских композиторов, чья музыка широко известна в мире. Музыка, которую создали наши соотечественники, вошла в мировую сокровищницу культуры. И все же – музыка у каждого своя. Это показали те творческие задания, в которых вам нужно было выразить ваше отношение к музыке.

Ты слышишь музыку в любом движенье дня.

 Она бежит навстречу лёгкими шагами

Или течёт, тихонечко звеня,

 Перекликаясь с небом голосами.

 Ты слышишь музыку в гудении осы

И в шорохе опавшего листочка.

 Пусть капают минуты и часы

И разбивают время на кусочки,

Но музыку разъять нельзя никак,

 Она течет единою волною,

 И, как морской прилив, за тактом такт,

 Всё заполняет музыка собою.

 И я в её волнах тону, тону, тону

 И, вынырнув, так сладко удивиться,

 Как музыку, услышав тишину

И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы.

                                                                  Татьяна Зубкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Фамилия, имя, отчество"

Разработка данного классного часа поможет в организации и активации познавательной деятельности у обучающихся при составлении своей родословной. Узнать как появилась их фамилия, имя. и отчество и что ...

Защита Отчества – многонациональная традиция народа России

Урок посвящён теме Защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны и раскрывает один из её важнейших аспектов - многонациональное единство страны. Перед учащимися ставятся проблемные воп...

«Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

Занятие проводится для формирования у летей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие, уважения и терпимости к другим людям и их правам. рекомендован...

эссе "Имя и отчество-моя профессия"

Это эссе о моей педагогической деятельности, вернее о её начале и продолжении, так как мой педстаж составляет всего 6 лет, а общий стаж -9 лет. Уважаемые педагоги, не судите строго! Возможно в моём эс...

Урок-викторина “Русские фамилия, имя, отчество и их происхождение”

Данный урок проводится в рамках дистанционного курса "Секреты ономастики". Учителя могут использовать данные материалы во внеклассной работе по русскому языку....

Рабочая программа по истории отчества в 7 - 9 классах специальной коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой,2011г. Ра...

Игра "По имени называют, по отчеству величают"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов...