Доклад "Киноуроки в школе"
учебно-методическое пособие (8 класс)

Боярская Татьяна Григорьевна

Укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи является одним из важнейших стратегических направлений развития общества, что отмечено в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». В Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» сделан акцент на формировании гражданской идентичности, развитии гармоничной личности, сочетающей любовь к большой и малой родине, уважение к культуре и истории, традициям.

 Данное направление выбрано в качестве ключевого при определении концепции Всероссийских проектов «Киноуроки в школах России»и              « Разговоры о важном» , заложенной в основу создания воспитательной системы детей и молодежи. Проекты нацелены на воспитание подрастающего поколения, любящего и уважающего свою Родину, ее историю и наследие, способного к сохранению лучших традиций и созиданию достойного настоящего, готового к гражданскому деятельностному сотрудничеству при решении значимых для общества проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad11.11.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Павлодарский  филиал

МБОУ Моисеево – Алабушской сош

Доклад

Реализация Всероссийского проекта «Киноуроки в школе» и проведение уроков « Разговоры о важном»

Учитель: Боярская Т.Г.

2022 год

Укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи является одним из важнейших стратегических направлений развития общества, что отмечено в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». В Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» сделан акцент на формировании гражданской идентичности, развитии гармоничной личности, сочетающей любовь к большой и малой родине, уважение к культуре и истории, традициям.

 Данное направление выбрано в качестве ключевого при определении концепции Всероссийских проектов «Киноуроки в школах России»и              « Разговоры о важном» , заложенной в основу создания воспитательной системы детей и молодежи. Проекты нацелены на воспитание подрастающего поколения, любящего и уважающего свою Родину, ее историю и наследие, способного к сохранению лучших традиций и созиданию достойного настоящего, готового к гражданскому деятельностному сотрудничеству при решении значимых для общества проблем.

Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.

Проект является инновационной педагогической технологией и позволяет организовать воспитательный процесс в школе в увлекательной и интерактивной форме. Каждый киноурок посвящен раскрытию одного личностного качества человека или нравственного понятия.

Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей.

Обучение на основе игровых фильмов и методических разработок к ним способствует формированию моральных принципов у детей и подростков, знакомит их с системой вечных духовных ценностей человечества, решает задачи нравственного воспитания личности. Вокруг каждого фильма ведется активная социально-творческая работа: акции в поддержку создания фильма, совместные просмотры, обсуждения в группе, написание сочинений и т.д. Все это формирует систему, позволяющую ученикам полноценно погрузиться в творческий процесс и приобрести действенную социальную практику.

Условия проведения киноурока:

1) Просмотр профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.

2) Обсуждение фильма, выстроенное педагогом в соответствии с методическими рекомендациями к кино уроку, раскрывающими авторский замысел содержания, особенности выстраивания воспитательной беседы, позволяющей расставить верные акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни.

3) Проведение социальной практики – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего закрепить и проявить рассматриваемое качество личности на практике.         

Типы и виды социальных практик могут быть различными:

А) социально-педагогические – профилактические, развивающие, воспитательные мероприятия;

Б) социально-культурные – культурно-массовые мероприятия (спортивные, патриотические, развлекательные и т. д.);  научно-просветительские  мероприятия (с посещением музеев, галерей, выставочных залов); культурно-досуговая деятельность;

В) социально-бытовые – мероприятия по физическому и культурному развитию; по оказанию волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам, лицам с ОВЗ;

Г) социально-медицинские – профилактические оздоровительные мероприятия; мониторинги знаний с помощью викторин, опросов, тренингов;

Д) социально-трудовые – волонтерская социально значимая трудовая деятельность; профориентационные проекты.

  Проект раскрывает способ формирования гражданской идентичности, определяющей ментальную близость с родной страной, культурой, историческим прошлым и перспективой создания образа будущего, пропагандирует тему активного субъектного участия детей и молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях.

   В 2022/2023 учебном году в российских школах реализуется еще один   новый проект «Разговоры о важном». «Разговоры  о важном» — это  тематические классные часы, которые проводятся в 1-11 классах  в начале каждой учебной недели 1 час в неделю (по понедельникам) за счет часов,  отведенных на внеурочную деятельность. 

     Эти классные часы не должны повторять традиционные для урока формы, а учителя не просто рассказывать, а вовлекать детей в обсуждение. Будет ли это в формате дискуссий или конкурсов, деловой игры или мозгового штурма зависит и от самих школьников.

     Конкретная тематика занятий зависит от возрастных групп. Так, при проведении  занятий под общим названием  «Наша страна – Россия», для учеников 1-2 классов занятие пройдет на тему «Где мы живем?»; для школьников 3-4 классов -«От поколения к поколению: любовь россиян к Родине»; в 5-7 классах – «Что мы Родиной зовем?»; у  8-9 классов – «Мы – жители большой страны»; для старшеклассников и студентов — «Мы сами создаем свою Родину».

      Все учителя уже провели свои запланированные первые несколько уроков. Теперь остановимся на конкретных   темах, которые мы обсудили с детьми. 1и 8  октября - День пожилого человека, день отца. В  эти дни мы говорили с детьми об уважительном отношении к людям старшего поколения. Основная ценность этого урока в рамках «Разговоры о важном»— это доброта, забота и милосердие. Я думаю, что это был один из самых ярких и эмоциональных уроков, которые мы провели, потому что мы говорили о самых наших близких людях, которые рядом с нами.

    Актуальные вопросы патриотизма раскрыли на уроках «День народного единства». Уже сегодня, как и всегда, нам приходится доказывать, что любовь к Родине никогда нельзя купить, она у нас есть испокон веков. Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить на уроках в рамках проекта «Разговоры о важном».

    Чтобы достигнуть этих целей разработчики очень постарались, материал по циклу «Разговоры о важном» очень обширный, темы актуальные.

      Опыт системной реализации проектов« Киноуроки в школах России»и         « Разговоры о важном», накопленный детьми в период обучения в школе, продолжает свой алгоритм действия в модели развития сознательного поведения в течение всей жизни. Таким образом, Россия формирует созидательную картину будущего в направлении развития цивилизации, подтверждая практической деятельностью успехи развития в науке, культуре, искусстве и других областях деятельности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...