Классный час « На весах Фемиды».
методическая разработка

Шмидт Ольга Васильевна

Классный час « На весах Фемиды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_vesah_femidy.docx27.79 КБ
Office presentation icon femida.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час « На весах Фемиды».

У меня в руках две нити.

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец   нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица «от сумы и то тюрьмы не зарекайся»

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Дети могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

( весы)

Во мне два я  - два полюса планеты,

Два разных человека, два врага.

Когда один стремится на балеты,

Другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица,-

Но часто вырывается на волю

Второе я  в обличии плохого.

И я боюсь, давлю в себе его

О, участь беспокойная моя,

Боюсь ошибки: может оказаться,

Что я давно не то второе я.

На какие мысли наталкивает вас это стихотворение? В каждом из нас живет два человека, два противоположных чувства. И задача каждого состоит в том, чтобы на первый план выводить своё лучшее я. Не оступиться в жизни – трудно. Стать настоящим человеком, гражданином своей страны, сильной личностью - очень сложно.

Что же помогает нам не оступиться в этой жизни? С помощью чего государство предостерегает нас об опасности? (закон)

        Знаете ли вы,  как зовут богиню греческой мифологии, которая хранит законы, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон.

        Фемида изображается с повязкой на глазах (символ беспристрастия) с мечом и весами в руках.

Таким образом, как бы вы назвали тему нашего занятия сегодня?

С чем мы должны сегодня  познакомиться? И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.  И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

И прежде чем мы начнём игру давайте дадим определение, что же такое закон.  Законы- это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Как называется главный закон нашей страны? Конституция РФ.

В конституции прописаны   обязанности и права наших граждан. Что вы понимаете под словом обязанности?

1. «Наши обязанности»

Обязанности -  это установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом.

Нет прав без обязанностей.

Вам предлагается поработать в группах, найти и подчеркнуть только обязанности гражданина РФ. На работу 1 минута.

1.Строго соблюдать Конституцию РФ и законы

2.Неприкосновенность жилища

3.Свобода мысли и слова

4.Заботиться о своих детях, их воспитании

5.По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях

6.Свобода передвижения

7.Получить основное общее образование (9 классов)

8.Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории

9.Свобода совести

10.Платить законно установленные налоги и сборы

11.Неприкосновенность частной жизни

12.Охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

13.Защищать Отечество и нести военную службу

14.Свобода и личная неприкосновенность

15.Уважение прав и свобод других лиц

  У каждого жителя РФ с рождения возникают определённые права и обязательства,  некоторые же права возникают в ходе взросления человека.

2.«Правовой статус ребенка»

Каждая команда получает таблицу: 1) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности; 2) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка. Командам необходимо  сопоставить все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают.

  1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
  2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
  3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.
  4. Подлежит административной ответственности.
  5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
  6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
  7. Имеет право на получение паспорта.
  8. Имеет право на вступление в брак.
  9. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.)

10) Выражает свое мнение о том, с кем из родителей расторгающих  брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

11)  Имеет право на имя, отчество и фамилию.

12) приобретает право на гражданство.

основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»;

Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».

Правильный ответ: А-11,12; Б- 10; В- 7,9; Г- 3,4,5,6; Д -2; Е – 1,8.

3. «Ответственность несовершеннолетних»

Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ и с 16 лет. Вам нужно определить за какие из перечисленных преступлений ответственность наступает с 14 лет, а за какие – с 16 лет.  Если вы считаете, что ответственность наступает с 14 лет, то вам необходимо встать, если  с 16 лет вы остаётесь на месте.

1. Побои

2. Убийство

3. Кража

4. Грабеж

5. Клевета

6. Мошенничество

7. Терроризм

8. Неправомерное завладение автомобилем

9. Умышленное причинение вреда здоровью

10. Контрабанда

11. Вымогательство

12. Похищение человека

Правильный ответ: подчёркнутые с 16 лет, остальные – с 14 лет.

4. «Знаете ли вы закон?»

Существует 5 видов ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, материальная,гражданско-правовая).

Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации. Вам необходимо обсудить в парах.

  • Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
  • Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения (Административная)
  • Ребята избили одноклассника (Уголовная)
  • Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы (Уголовная)
  • Ученик прогулял занятия в школе (Дисциплинарная)
  • Девочка перешла дорогу в неположенном месте (Административная)
  • Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
  • Мальчики нецензурно выражались в автобусе (Административная)

5 «Вопрос-ответ»

Незнание закона не освобождает от ответственности. Это выражение у всех на слуху, но, к сожалению, задумываются над ним только тогда, когда попадают в беду. Хотелось бы уберечь вас от того неверного шага, когда человек преступает закон. Чтобы избежать неприятных встреч с законом, необходимо знать основы права. Давайте вместе разберем ситуации. Сначала я предлагаю каждой группе обсудить по две ситуации.

1. 10-летний Саша переходил дорогу в неположенном месте. Можно ли его подвергнуть административному наказанию, штрафу? (Нет, ему не исполнилось 16 лет, возраст, с которого можно подвергнуть административному наказанию)

2. 12-летний Дима исцарапал машину соседа. Он уверен, что его по закону не могут заставить возместить материальный ущерб. Так ли это? (Да, но за вред причиненный несовершеннолетними отвечают их родители или лица, их замещающие)

3. Игорю 17 лет. Вместе с другом он совершил разбойное нападение и был задержан полицией. Можно ли считать, что это преступление совершено группой лиц?  (Да, так как, если два и более человека участвуют в преступлении, его считают групповым и наказание за него серьезнее)

4. Несовершеннолетнему Косте сосед предложил попробовать наркотики. Являются ли действия соседа преступлением? (Да, склонение несовершеннолетних к употреблению наркотиков – уголовное преступление)

5. 15-летний Максим, управляя мопедом, совершил наезд на пешехода, который в тяжелом состоянии был отправлен в больницу. Как вы оцениваете это правонарушение – как преступление или проступок? (Тяжелая травма, нанесенная пешеходу транспортным средством, классифицируется как преступление)

6. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Вопрос: Как можно расценить их поведение?

Ответ: это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры. Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20. 20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

7. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Ответ: (эти ребята совершили преступление) - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Практикум с весами

А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили школьный устав и правила морали. Перед вами весы. Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте: РАЗРЕШЕНО или ЗАПРЕЩЕНО?

Кладите на весы по одной фасолине.

∙ На каникулах отдыхать в оздоровительном лагере

∙ Посещать секции

Отнимать чужие вещи

Рвать цветы на клумбе 

Гулять после 22 часов на улице без родителей

∙ Участвовать в соревнованиях

∙ Участвовать в конкурсе рисунков

 ∙ Выбрасывать мусор, где придётся 

Портить школьную мебель

 ∙ Дежурить по школе и делать другим замечания

∙ Кричать и ругаться, отстаивая собственное мнение

∙ Лечится у врача в поликлинике

∙ Читать книги из школьной библиотеки

∙ Посещать концерты и выставки

-А теперь самостоятельно запишите ещё несколько примеров того, что можно, а что нельзя.

( Дети пишут, а потом читают вслух, подкладывая фасолины).

- А теперь вернёмся к понятию справедливости. Как лучше: если всё разрешено или всё запрещено? ВЫВОД Чтобы жить хорошо и мирно нужно, чтобы закон и разрешал , и запрещал. Тех, кто нарушает запреты, нужно наказывать справедливо. Это будет поучительным для других. Это будет защищать людей от зла. Если каждый будет соблюдать закон, никого наказывать не придётся. Как и Фемида, мы должны взвешивать свои поступки, соблюдать правила, выполнять обязанности.    

Итак, наш классный час подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы в завершении вы дополнили фразы, которые есть у вас на партах.

Многое ли может сделать человек, если ему всего 13-14 лет?

Дерево посадить

Сад посадить

Накормить плодами своего труда близких людей

Научиться всему

Сломать дерево

Срубить деревья

 

Мешать другим учиться

Какую дорогу выбрать, решать только вам, но забывайте одну истину, что Жить нужно по закону,и

 поступать по совести.

  4 «Юридическая азбука»

А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения _____алиби_____________

Б– устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации ____банда______________

В – народное собрание на Руси в X-XIV в. _____вече_____________

Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству _гражданин_________

Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления __депутат_______

И – человек (организация), предъявляющая иск _____истец_____________

К– основной закон государства __конституция________________

Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества ___ломбард_______________

М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства ___монархия_______________

Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __налог________________

О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц __опекун________________

П– документ, удостоверяющий личность и гражданство ___паспорт_______________

Р– всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения ___референдум_______________

С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __совершеннолетие________________

Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья _телохранитель_________________

У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __ущерб________________

Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества __хулиганство________________

Ш– денежное взыскание, мера материального воздействия __штраф________________

Ю– система судебных учреждений, судебное ведомство ___юстиция_______________

Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы ____явка______________

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фемида - древнегреческая богиня правосудия. Повязка – на глазах богине символизирует беспристрастность. Меч – в руках Фемиды - символ возмездия. Весы – древний символ меры и справедливости.

Слайд 2

На весах Фемиды

Слайд 3

Цели и задачи: Познакомиться… Разъяснить понятия… Разграничить… Воспитывать в себе уважение к …

Слайд 4

Законы-это… правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Слайд 5

Обязанности - это… установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом. Нет прав без обязанностей.

Слайд 6

1.Строго соблюдать Конституцию РФ и законы 2.Неприкосновенность жилища 3.Свобода мысли и слова 4.Заботиться о своих детях, их воспитании 5.По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях 6.Свобода передвижения 7.Получить основное общее образование (9 классов) 8.Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории

Слайд 7

9.Свобода совести 10.Платить законно установленные налоги и сборы 11.Неприкосновенность частной жизни 12.Охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам 13.Защищать Отечество и нести военную службу 14.Свобода и личная неприкосновенность 15.Уважение прав и свобод других лиц

Слайд 8

«Правовой статус ребенка» А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».

Слайд 10

Многое ли может сделать человек, если ему всего 13-14 лет? Дерево посадить Сад посадить Накормить плодами своего труда близких людей Научиться всему Сломать дерево Срубить деревья Мешать другим учиться ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Сколько весит здоровье ученика?"

Классный час "Сколько весит здоровье ученика?". Цель классного часа:привлечь внимание учащихся , родителей , учителей  к проблеме ежедневного "перегруза" школьного ранца.Даны рекомендации де...

Тема урока : Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Тема урока : Измерение массы тела на весах.Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»...

ВЕСЫ ФЕМИДЫ Интеллектуальная игра по основам правовых знаний.

Цели  мероприятия:1 Способствовать развитию правовой культуры учащихся;2 создать условия для содержательного проведения досуга;3 развивать навыки командной работы....

Интеллектуальная игра «Весы Фемиды» по основам правовых знаний

                                                      ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Весы Фемиды"

Интеллектуальная игра по основам правовых знаний: «Весы Фемиды"...

Классный час "В гостях у Фемиды разработка" 11 класс

Классный час  по предмету "Обществознание"...