классный час "Человек и здоровье"
классный час

классный час "Человек и здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_zdorove.docx692.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кукморская средняя школа № 3»

Кукморского муниципального района  РТ

«Человек и здоровье»

(разработка классного часа)

Кукмор

Цели:

  1. Развитие инициативы самостоятельности и творчества учащихся
  2. Способствовать проявлению и развитию индивидуальностей каждого учащегося.
  3. Побуждать учащегося к самосовершенствованию.
  4. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности.
  5. Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характеры, прогнозировать последствия своих действий;
  6. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

Подготовительная работа.

  1. Сбор материалов по теме классного часа.
  2. Определение совместно с активом класса формы проведения классного часа.
  3. Подготовка инициативной группой игры «Наркомания и здоровье».

Оформление и оборудование:

- Ручки, буквы П, М, У,О, И.

- Слова «Наркотик», «Алкоголь», «Табак».

- плакаты с высказываниями по теме:

  1. Человек может дожить до 100 лет, Мы сами невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры. (И.П. Павлов)
  2. Человеческий организм есть в высшей степени саморегулирующаяся система, сама себя направляющая, поддерживающаяся, восстанавливающаяся и даже совершенствующая. (И.П. Павлов)
  3. Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм. Как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение. А, следовательно как можно реже нуждался в починке. (Д.И. Писарев)
  4. Здоровье-« не тривиальное отсутствие болезни, а такое состояние духа, эмоционально-психической и физической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности. его талантов и способностей,  для создания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него.(Г.С. Шапалова. Философия здоровья)
  5. Якуты сразу после рождения окунают ребенка в снег (для вызывания естественных защитных сил организма м закаливания).
  6. Известно, что А.В. Суворов в детстве был хилым, тщедушным, болезненным ребенком. Выручили беспощадные физически тренировки.
  7. А.С. Пушкин: ежедневные купания в открытых водоемах летом, ледяные ванны зимой, пистолет, верховая езда, хождение пешком.
  8. Ф.М. Достоевский поддерживал рабочую форму и слабое от природы здоровье регулярными и длительными прогулками при любой погоде.
  9. Л.Н. Толстой до глубокой старости занимался гантельной гимнастикой, физическим трудом, велосипедом, верховой ездой, хождением пешком ( в 70 лет до Ясной Поляны, 200 км). Он откровенно признавался: «не походи я, не поработай руками и ногами в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь».
  10. В.В. Маяковский говорил о своей манере писать стихи: «Я стихи пишу всем телом – шагаю по комнате, протягиваю руки, жестикулирую, расправляю плечи. Всем телом делаю стихи.»
  1. 11.Юрий Власов – самый знаменитый в мире штангист – не просто болен. Отнимались ноги – сказалась травма позвоночника, полученная на помосте. Несколько лет спал не более двух часов в сутки – страшные головные боли. Приближалась гибель. Его спасли воля и физические упражнения.
  1. О продуктивности жизни и долголетии при здоровом образе жизни говорят такие факты:
  • Тициан завершил своего «Христа» в возрасте 96 лет;
  • Д. Верди сочинил «Фальстафа» в 80 лет;
  • Гумбольдт в 89 лет опубликовал последний том своего «Космоса»;
  • И.В. Гете всерьез влюбился в 17-летнюю девушку и сделал ей официальное предложение в 82 года.
  1. Пауль Брегг: «Я намереваюсь дожить до 120 лет или более, оставаясь и превосходном состоянии лучезарного здоровья. Я знаю, что ни одно из заболеваний не сможет убить меня, так как я следую естественным законом здоровья. Для человека, который подобно мне держит себя в состоянии превосходного психофизиологического комфорта, болезни не опасны, так как не существует заболеваний, которые поражают человека только за то, что он достиг определенного возраста. Заболевания должны иметь свои причины, а преждевременное старение обусловлено незнанием законов природы. Мы сами наказываем себя неправильным образом жизни и вознаграждением себя тоже сами – хорошими привычками. У нас множество врачей,  которые только и ждут, чтобы уничтожить нас. Вот печальный перечень основных причин смерти: болезнь сердца – 39 %, рак – 15,7 % , инсульт – 11,1 %, несчастный случай – 5,6 %,  пневмония  - 3,9 %, ранняя детская смертность – 3,5 %, атеросклероз -2,1 %, самоубийство -1,1 %, врожденные уродства – 1,1%, гипертоническая болезнь -0,7 %, язва желудка и 12-перстной кишки – 0,7 %, другие причины – 9,9 %».

І. Работа в группах. Обсуждение ситуаций и выработка программы здорового образа жизни.

Ситуации:

  1. Что такое «здоровье»? Отчего возник парадокс: человек не думает о нем, когда здоров, и начинает думать, когда теряет здоровье?
  2. Есть ли у тебя какие-либо заболевания? Как они влияют на твою жизнь, телесное и душевное состояние?
  3.  Часто ли ты болеешь «обычными» ситуативными болезнями (грипп, простуда, ангина, ОРЗ и т.п.)? С чем это сопряжено? Как , и с помощью кого ты выходишь из состояния болезни?
  4.  Что ты включаешь в понятие « здоровый образ жизни», о котором так часто говорят медики и к которому с прохладцей, а то и  некоторой издевкой относятся их пациенты?
  5. Известны ли тебе «чудеса», которые сотворили сами люди со своим здоровьем, задавшись целью сознательно его улучшить или даже избавиться от недугов, болезней,  наследственных уродств,  хронических заболеваний? Вспомни примеры из жизни замечательных людей или литературных героев, их жизни окружающих тебя людей.

(после окончания работы в группах идет общее обсуждение и вырабатывается совместно программа здорового образа жизни)

ІІ. Я предлагаю  вам  сравнить свою  программу здорового образа жизни с программой здорового образа жизни, составленной совместно педагогами и медиками.

Основные идеи:

  1. «Три кита» здоровья: гармония тела, творчество духа, ясность ума – должны пронизывать любую программу оздоровления.
  2.  Идеи, принципы, содержания и методика здорового образа жизни  (чем и как питаться? как и сколько трудиться? как отдыхать, закаливаться? какую гимнастику избрать?) должны пронизывать всю жизнедеятельность человека.
  3. Программа оздоровления начинается с формирования отношений к своему «Я» как к наивысшей ценности жизни (отметить и знать свои достоинства, ценить их и гордиться ими, не унижать себя самобичеванием и самоедством, все дела делать  с удовольствием, избегать общения с людьми недостойными, окружить себя людьми уважаемыми, быть всегда в хорошем настроении и улыбаться).
  4. Хорошо усвоить, что другой человек (другие люди) – такая же наивысшая ценность, как и Я, и поэтому: не обижать, не унижать других, ценить их достоинства и постоянно их подчеркивать, делать благие дела на их пользу, относиться великодушно даже к недостойным, уметь прощать, не обижать подозрением и недоверием, не мстить, в крайней случае – отойти от недостойных.
  5. Обстоятельства жизни (среда географическая, социальная, микросреда) бывают разные – и позитивные, и негативные, но все они могут быть использованы для оздоровления человека. Негативные – для закалки (через преодоление трудностей, невзгод, болезней) и поднятия на новую, более высокую ступень в развитии тела, души, разума. Для этого надо научиться высоко ценить мгновения жизни и радость бытия. Необходимо выработать для себя стратегию и тактику позитивного отношения к бедам, несчастьям, невзгодам («Могла бы быть и хуже», «Другим труднее», «Жизнь продолжается!» и т.п.).
  6. Любовь (как высшее человеческое чувство) должна пронизывать всю жизнедеятельность человека. Любовь ко всему – к миру, жизни, прошлому и настоящему, ко всем людям, к природе. Любовь к  себе самому, своему делу. И, наконец, любовь половая. Учиться «нелюбовь» превратить в любовь (через понимание, сочувствие, прощение, великодушие, добрые мысли и дела).
  7. Организация собственной жизни по законам истины, добра, красоты. Осознанно и с наслаждением, радостно! С ощущением счастья, бытия! И постоянная передача ощущения счастья другим (близким и далеким). Окружить себя проявлениями этого триединства во всем.
  8. Постоянное и систематическое очищение тела, души, разума (катарсис) с использованием всех видов подлинного искусства – поэзии и прозы, музыки, живописи, театра, архитектуры, гимнастики, общения с прекрасными людьми, с природой, с высокими деяниями человека. Вот почему важно уметь выбирать среду обитания, ко всем относиться творчески, исключить из своей жизни безобразное, псевдоискусство, общение с безнравственными людьми, противостоять псевдокультуре.
  9.  На основе натурологии  (науки, основанием которой является преклонение пред поразительными силами природы  человеческого организма, которые могут оздоровить и вылечить человека  с помощью естественных методов)  необходимо использовать «девять врачей» (по П.Бреггу): солнечный свет, свежий воздух, чистая вода (внутри и снаружи), естественное питание, голодание (по научно отработанным  методикам), физические упражнения (свой комплекс – у каждого), отдых (состояние покоя, смена деятельности, расслабление), хорошая осанка, разум (наличие постоянное: «пищи для ума» и разум как руководитель функционирования тела, души разума).
  10. Знание специальных мер по преодолению отклонений от  здорового образа жизни, лечения и профилактики различных болезней (безлекарственное!). Для этого важно: забота о психическом здоровье, («накоплении нервной силы»), тщательная забота о теле (рациональное питание, дыхание, движение, закаливание), постоянное поддерживание бодрого тонуса жизни, знание причин болезней, выбор специальных мест по преодолению их действия; овладение специальными мерами безлекарственного (природного) лечения болезней и преодоления отклонений в развитии; осознание  и исповедование позиции «Я сам творец своего здоровья». Вера в выздоровление , оптимизм.
  11.  Усилия воли (особенно поначалу) – главное условие успешного перехода к здоровому образу жизни. Целенаправленное, систематическое освоение, внедрение в свою жизнь общих методов и приемов оздоровления: самовнушение, самоанализ, рефлексия, релаксация, саморегуляция, тренинга и т.д.

ІІІ. Теперь переходим к игре: «Наркотики и здоровье».

        Процедура «Охмурение».

   Любой человек имеет свои достоинства и недостатки. И мы воспринимаем, друг друга такими  какими хотим казаться. Но каждый в жизни пытается достичь каких-либо высот, используя при этом различные цели. Тибетские ламы используют специальные символы, чтобы приобрести какой-либо навык за короткий срок. Я знаю всего три символа, которые, если их нарисовать на руке, позволят выработать на неделю следующие навыки:

  1. Говорить по – английски,
  2. Грамотно писать,
  3. Играть на гитаре.

   Но могу сделать этот подарок только семи желающим. Пожалуйста

желающие. Сейчас вы выйдете за дверь. Я приглашу вас через минуту, (плотно закрывают двери).

   Сейчас я вам продемонстрирую, как легко современного молодого человека завербовать в наркоманы.

   Прошу участников зайти в зал. Сейчас вы должны встать в три колонки:

  1. Англичане
  2. Грамотеи
  3. Гитаристы

Символ, который я сейчас нарисую на вышей руке, позволит  за

неделю, ничего не делая, получить соответствующий символу навык. Но его нельзя стирать, мыть, он  сойдет самостоятельно. (Англичанам рисуется – АВС, гитаристам- скрипичный ключ, грамотеям – АБВ. При этом просим никому его не показывать.)

Все садятся на свои места.

   Ребята, где вы видели на белом свете, чтобы без старания, без усидчивости, без затраченных сил и времени можно было чему-то научиться? Что же сейчас произошло? Вы, не задумываясь над нереальностью моего предложения, сделали шаг вперед и протянули мне свою руку. Я же, образно говоря, сделала вам укол! Вы только подумайте, ведь предложение могло быть не про навык, а про то, что сделай пару затяжек, ты получишь хорошее настроение. Забудешь о проблемах, станешь веселым и раскованным – вы что же, так же, не задумываюсь, «протянете руку»? Подумайте над этим. Ничего в жизни не делается просто так. За все, так или иначе, но приходится платить. В каком-то смысле, сейчас некоторые из вас получили «Прививку» против наркомании. Когда вам предложат наркотик или сигаретку, или скажут, что никаких отрицательных  последствий не будет, подумайте, - так ли это!

  А теперь вашему вниманию будет предложена игра. Для участия приглашаются 12 человек, из которых будет создано 2 команды.

УЧАСТНИКИ: в игре участвуют 2-3 команды, возраст участников 9-11 классы, ведущий, «мудрец» (специалист-нарколог), жюри.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА: набрать наибольшее количество баллов, составить из букв, открытых в результате подсказок, слово на заданную тему.

ХОД ИГРЫ:

1) ведущий предлагает командам подсказки трех степеней сложности.

После каждой подсказки, в течение одной минуты, команды должны написать на листочке свою версии. Если какая-либо команда ответила правильно, подсказки прекращаются, и команда получает определенное количество баллов.

     За ответ после 1 подсказки – 3 балла,

     За ответ после 2 подсказки – 2 балла,

     За ответ после 3 подсказки – 1 балл.

2) Первая буква слова, являющегося правильным ответом, совпадает с одной из букв в загаданном слове. Эта буква открывается и прикрепляется на игровом поле. Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не будут открыты. Из открытых букв команды должны составить слово.

  1. После того, как слово будет составлено, команды должны

прокомментировать его, жюри оценивает ответы по 4-х бальной системе. Побеждает команда, набравшая больше количество баллов.

ПРИМЕЧАНИЕ 1: некоторые буквы могут быть открыты при помощи «мудреца», который дает командам вопрос и спустя 3 минуты принимает ответы. Эти ответы оцениваются по 3-х балльной шкале. «Мудрец» решает, кому отдать баллы.

ПРИМЕЧАНИЕ 2: во избежание споров, все ответы должны фиксироваться на листке бумаге, поэтому в каждой команде должно быть: несколько листочков, карандаши и человек с разборчивым почерком. По команде «Время!» исправления или дополнения не допускаются.

ПАКЕТ  ВОПРОСОВ

ПОЗИЦИЯ 1                                                                                       Буква «П»

1 подсказка: к числу особо опасных для психики наркотиков относятся галлюциногены, в том числе и ядовитые грибы.

Как называется химическое соединение, которое содержат такие грибы?

Ответ: ПСИЛОЦИН (ПСИЛИЦИБИН). Информация к размышлению: Использование грибов не только разрушает психику, но и может привести к тяжелому пищевому отравлении.

2 подсказка:  использование при приготовление наркотиков растворителей уничтожает в организме клетки-производители белков, отвечающие за иммунитет.

Какой внутренний орган человека страдает при этом больше всех?

Ответ: ПЕЧЕНЬ. Информация к размышлению: уничтожение белков, ответственных за иммунитет, можно сравнить со СПИДом. В результате отсутствия таких клеток в организме наркоман не в состоянии сопротивляться многим заболевания (от воспаления легких до тромбофлебитов).

3 подсказка: к несчастью, иногда прием наркотиков, даже если Вы их пробуете первый раз в жизни, приводит к смертельному исходу.

Назовите самую распространенную причину летального исхода?

Ответ: ПЕРЕДОЗИРОВКА. Информация к размышлению: зачастую смертельное для организма количество наркотиков индивидуально для каждого человека. И на вопрос, когда откажет ваше сердце, легкие или печень, не может ответить никто.

ПОЗИЦИЯ 2                                                                  БУКВА «М»

1 подсказка: Наркотики – это всегда расходы, и с течением времени они все увеличиваются и увеличиваются. Чем дольше человек принимает наркотики, тем труднее ему добывать деньги законным путем.

Как называется в Уголовной кодексе РФ хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотреблением доверия?

Ответ: МОШЕННИЧЕСТВО, Информация к размышлению: диапазон наказания – от 200 минимальных размеров оплаты труда до лишения свободы до 10 лет с конфискацией имущества.

2 подсказка: Одним из самых опасных видов наркотика являются опиаты. Некоторые из таких веществ использовались в медицине (например, кодеин).

Назовите вещество, которое использовалось как болеутоляющее или снотворное?

Подсказка: его название происходит от имени бога сна.

Ответ: МОРФИН. (имя бога сна у древних римлян – Морфей). Информация к размышлению: Морфин «вымывает» из организма кальций (выпадают зубы, гниют кости), при передозировке происходит ухудшение снабжения кислородом клеток головного мозга. Клетки головного мозга не восстанавливаются!

3 подсказка: В России так называются цветы, не имеющие отношения к наркотикам, а за рубежом – наркотическое вещество.

Ответ: МАРИХУАНА. (МАРИ  и ХАУН – два имени, а у нас Иван да Марья).

ПОЗИЦИЯ  3                                                                               БУКВА «У»

Как в переводе на разговорный язык звучит слово «ИНЬЕКЦИЯ»

ПОЗИЦИЯ  4                                                                                 БУКВА «О»

1 подсказка: группа наркотиков, служащая главной причиной смертности среди наркоманов ив настоящее время.

Ответ: ОПИАТНЫЕ  НАРКОТИКИ,  информация к размышлению: это вовсе не означает, что остальные наркотики принимать безопасно- смертность там ниже, - но все равно очень высока по сравнению со смертностью по старению или рот более распространенных заболеваний.

2 подсказка: Многие наркотики, а особенно психостимуляторы и барбитураты, отрицательно и пагубно действуют на головной мозг, печень, а особенно на сердечно- сосудистую систему. Каковы причина летального исхода у таких наркоманов, которые встречаются довольно часто?

Ответ: ОСТАНОВКА  СЕРДЦА. Информация к размышлению: инфаркт миокарда, в основном случается у пожилых людей вследствие изношенности сердечной мышцы с возрастом. У молодых инфаркты случаются как раз чаще всего из-за приема наркотиков. Стимуляторы «изнашивают» запас прочности, рассчитанный на десятилетия в считанные годы.

3 подсказка: Обморок у наркомана. Но трактовка вопроса более широка, т.к. обморок может случиться с каждым; ваши действия?

Ответ жюри оценивает по зачетной. Лучшая команда получает 1 балл, либо по баллу получает каждая команда. Т.К. слово «обморок» начинается на букву «О», то открывается именно это буква.

ПОЗИЦИЯ        5                                                                                 БУКВА «И»

1 подсказка: Результат, какого способа употребления наркотиков является сепсис?

Ответ: ИНЪЕКЦИЯ или внутривенный способ, т.к. сепсис – это заражение крови. Информация к размышлению: наркоманы редко используют одноразовые шприцы, часто все вместе используют один шприц и вместе с наркотиком получают целый букет заболеваний, самым страшным из которых является СПИД.

2 подсказка: Какая способность организма утрачивается вследствие поражения клеток печени и заражения СПИДом как заболеванием, сопутствующим наркомании.

Ответ ИМУУНИТЕТ. Информация к размышлению: СПИД – это неизлечимое заболевание (по крайне мере, пока). Избавиться от наркозависимости очень и очень сложно. Поражение иммунной системы делает человека беззащитным перед простыми заболеваниями.

3 подсказка: ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ. Задание командам: опишите этот процесс. Укажите основные ошибки при проведении искусственного дыхания.

Оценивается жюри по зачетной системе. 1 балл получает лучшая команда. Либо по 1 баллу получают обе команды.

ЗАДАНИЕ 2. «ОБРАЗ НАРКОМАНА».

Каждая команда должна продумать три образа:

  1. Как бы ты выглядел до употребления наркотика?
  2. Как бы ты выглядел, употребив наркотик?
  3. Как бы ты выглядел после употребления наркотика?

После этого участники по очереди невербально  (пантомима) показывают эти состояния.

ЗАДАНИЕ 3. «КРОССВОРД»

    У вас на листочках написано по три слова, связанных с нашей темой. Вам на каждую букву слова необходимо подобрать словесные ассоциации, которые связаны в целом с данным словом.

  (СЛОВА: НАРКОТИК, АЛКОГОЛЬ, ТАБАК).

Жюри подводит итоги игры.

ТВОЙ ПРАКТИКУМ

Тест «Твое здоровье»

Честно спроси себя:

  1. Соблюдаю ли я режим дня? Да-3, нет – 1.
  2. Делаю ли я утреннюю зарядку? Да – 3, нет – 1.
  3. Предпочитаю ли я ходьбу услугам транспорта? Да- 3, нет – 1.
  4. С удовольствие ли я хожу на уроки физкультуры? Да – 3, нет – 1.
  5. Обливаюсь ли я холодной водой? Да – 3, нет – 1.
  6. Хожу ли я в спортивную секцию? Да – 3, нет – 1.
  7. Занимаюсь ли я физическим трудом? Да- 3, нет -1.
  8. Покуриваю ли я? Да -1, нет – 3.
  9. Могу ли 15 раз отжаться от пола? Да – 3, нет – 1.
  10. Люблю ли я плавать? Да – 3, нет – 1.

Подсчитайте ваши очки и по сумме этих очков определите свою ступень на лестнице физического развития. 10-15 очков  (низкая ступень), 15-25 (средняя ступень), 25-30 (высокая ступень).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «В здоровом теле – здоровый дух!»

Классный час для обучающихся 5 -7 классов...

Классный час "В здоровом теле-здоровый дух!"

Разработка классного  часа для учащихся младших классов "В здоровом теле - здоровый дух!"...

Конспект классного часа Тема: "Здоровому все здорово" 6 класс

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье – у н...

Классный час. Быть здоровым - это здорово.

Данный материал позволит классному руководителю в интересной форме привлечь детей к здоровому образу жизни...

классный час "В здоровом теле - здоровый дух!"

формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим;пропаганда здорового образа жизни;акцентирование внимания на возрождение...

Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...