Классное самоуправление
методическая разработка

Каменщикова Ольга Сергеевна

Материал в помощь классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классное самоуправление27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Классное самоуправление

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым и гуманистическим.

Модель ученического самоуправления включает в себя шесть блоков:

1. позиционный блок;

2. организационный блок;

3. нормативно-правовой блок;

4. содержательный блок;

5. технологический блок;

6. управленческий блок.

Принципиальные позиции ученического самоуправления:

  равноправие – все учащиеся класса имеют право голоса при принятии решения;

  выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;

  открытость и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся;

  законность – неукоснительное соблюдение нормативных и правовых актов;

  целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

  гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

  самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;

  ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

Структура самоуправления в классе:

- ученическое самоуправление в классном коллективе;

- классное собрание; совет класса;

- рабочие органы самоуправления.

Ученическое самоуправление в классах:

1. Учебный сектор;

2. Культурный сектор;

3. Спортивный сектор;

4. Трудовой сектор;

5. Информационный сектор, СМИ;

6. Сектор правопорядка;

Основные функции органов ученического самоуправления:

Классное собрание:

- формирует органы самоуправления класса;

- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления класса;

- вырабатывает и формирует предложения учащихся по совершенствованию работы;

- заслушивает отчеты и оценивает результаты деятельности органов самоуправления класса.

Совет класса:

- координирует деятельность всех органов самоуправления учащихся класса, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

- организует самообслуживание учащихся, дежурство по классу и школе;

- устанавливает шефство над младшим классом;

- организует выпуск стенгазет и работу классного уголка;

- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

- заслушивает отчеты о работе органов классного самоуправления;

- решает вопросы поощрения и наказания учащихся класса;

- организует соревнование между экипажами в классе, подводит итоги.

Рабочие органы классного самоуправления:

- планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению;

- организуют и оценивают результаты соревнования между экипажами учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.  

Учебный сектор

Отвечает за:

- создание условий для учебной деятельности школьников;

- сбор информации об учебном процессе;

- проверку домашних заданий и уровня подготовки к урокам;

- проверку сохранности учебников;

- проведение интеллектуальных игр, турниров, конкурсов

Культурный сектор

Отвечает за:

-подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников, «Дней именинников» в классе;

- проведение игр и конкурсов;

-сбор информации о достижениях учащихся класса в творческой деятельности

Спортивный сектор

Отвечает за:

- подготовку и проведение спортивных соревнований между экипажами;

- участие класса в общешкольных и городских спортивных соревнованиях;

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса

Трудовой сектор

Отвечает за:

- организацию дежурства по классу;

- уборку классного кабинета в конце каждой четверти;

- проведение субботников

Информационный сектор, СМИ

Отвечает за:

-работу классного уголка;

-выпуск классных стенгазет;

-подготовку заметок в школьную стенгазету;

- обмен информацией с органами самоуправления учащихся школы;

- работа со школьным сайтом;

- создание портфолио класса (фото- и видеотеки класса)

Сектор правопорядка

Отвечает за:

- дежурство класса по школе (распределение на посты и контроль за дежурством учащихся на постах);

- охрану порядка во время проведения классных вечеров;

- ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения;

- осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка школы

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в классе:

- Устав школы;

- Правила для учащихся, в основу которых положены нравственные ценности, направленные на уважение личности учащихся, их самостоятельности, взглядов, суждений, достоинства и чести.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

Основные функции управления:

λ планирование (поиск ответа на вопрос «Что делать в классе, чтобы всем было интересно?);

λ организация (поиск ответов на вопросы «Кто? Когда? Где? С кем будет выполнять запланированную работу?);

λ контроль (получение информации о протекании процессов организаторской деятельности класса);

λ анализ (органы классного самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива);

λ регулирование и коррекция (внесение изменений в функционирование системы самоуправления класса).

Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются положительные нравственные качества и черты характера. В классе разрабатываются «Правила для учащихся», последовательно и четко выполнять которые должны стараться все ребята.

Развитие детского самоуправления предполагает широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое поддерживает материально-техническую базу коллектива и решает ряд задач воспитания (привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности): ребята сами планируют свою работу на субботниках, следят за сохранностью мебели и инвентаря.

Особую роль в классном самоуправлении должны играть информационные органы: стенная печать классного уголка, школьная газета, школьный сайт и радио-газета.

Рубрики стенной печати:

- «Официальная хроника» (приказы и распоряжения органов самоуправления школы, директора и завуча, которые касаются учащихся класса);

- «Наш календарь» (рассказы об исторических датах);

- «Поздравляем!» (информация о победах учащихся в различных соревнованиях и конкурсах; поздравление именинников; поздравление с традиционными праздниками);

- «Наши в школе и в городе» (заметки из школьной газеты и городских газет о достижениях учащихся класса).

Еженедельно членами учебного сектора подводятся итоги учебной деятельности каждого экипажа, определяется круг учеников, нуждающихся в дополнительных занятиях по предметам, назначаются «репетиторы».

Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании личности учащихся и классного коллектива в целом. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, разрабатывают сценарии, распределяют роли, назначают время и место репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление класса.

 

I четверть.

сектор

сентябрь

октябрь

Учебный

Проведение «Дня Знаний»

Исследование занятости учащихся класса в системе дополнительного образования

Культурный

Подготовка и проведение «Дня Осенних Именинников», выдвижение и подготовка учащихся класса на школьный конкурс «Таланты школы»

Подготовка поздравлений к Дню Учителя

Спортивный

Подготовка и проведение Дня здоровья, организация подвижных перемен для подшефных младшеклассников

Подготовка и проведение соревнований по волейболу между экипажами, между классами в паралелли

Трудовой

Составление графиков дежурства по классу, каждая пятница - «экологический субботник» в живом уголке

Подготовка классного кабинета к зимнему периоду, организация генеральной уборки класса

Информационный, СМИ

Подготовка объявлений по текущим событиям в жизни  школы

Подготовка заметки с поздравлениями к Дню Учителя в школьную газету

Правопорядка

Беседа «О правилах поведения учащихся», распределение зон дежурства по школе

Контроль за качеством дежурства по школе, анализ пропусков уроков за I четверть

II четверть.

сектор

ноябрь

декабрь

Учебный

Организация контроля за сохранностью учебников

Анализ успеваемости за полугодие

Культурный

Организация и проведение подготовки к общешкольному конкурсу инсценированной песни и показу моделей одежды

Организация и проведение «Дня Зимнего Именинника» и «Новогоднего вечера»

Спортивный

Организация и проведение шахматно-шашечного турнира класса, параллели класса

Подготовка и проведение классного часа «Закаливание организма - залог крепкого здоровья»

Трудовой

Изготовление кормушек для птиц, организация и проведение акции «Спасем голодных пернатых!»

Организация и проведение благотворительной акции «С Новым годом, малыш!» (поздравление малышей из детского дома); организация генеральной уборки класса

Информационный, СМИ

Подготовка заметки в школьную стенгазету о благотворительных акциях

Выпуск праздничной стенгазеты

 «С Новым годом»

Правопорядка

Работа над «Правилами для учащихся»

Анализ пропусков учащихся без уважительной причины

III четверть.

сектор

январь

февраль

март

Учебный

Организация и проведение интеллектуального марафона

Культурный

Составление сценариев для проведения классных вечеров февраля и марта

Организация и проведение классного вечера, посвященного Дню Защитника Отечества

Организация и проведение классного вечера, посвященного  8 марта

Спортивный

Организация и проведение соревнований по баскетболу между параллелями

Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам между параллелями

Анкетирование учащихся об их отношении к здоровому образу жизни

Трудовой

Подкормка зимующих птиц

Организация и проведение благотворительной акции «Подарок воинам»

Организация генеральной уборки класса

Информационный, СМИ

Подготовка заметки в школьную стенгазету

о Рождестве Христовом

Выпуск стенгазеты к Дню Защитника Отечества

Выпуск стенгазеты к 8 марта

Правопорядка

Контроль за качеством дежурства

Работа с учащимися «группы риска»

Анализ пропусков уроков учащимися без уважительной причины за 3 четверть

IV четверть.

сектор

апрель

май

Учебный

Предварительные итоги успеваемости учащихся за год

Организация и проведение классного часа, посвященного Дню Победы

Культурный

Организация и проведение «Дня юмора»

Организация и проведение «Дня Весенних и Летних Именинников»

Спортивный

Организация и проведение игры «Веселые старты» между экипажами

Организация команды класса для участия в городской эстафете, посвященной 9 мая

Трудовой

Организация и проведение акции «Цветочная рассада»

Подготовка классного кабинета к летним каникулам, генеральная уборка класса

Информационный, СМИ

Подготовка заметки в школьную стенгазету к Дню смеха

Подготовка заметки в школьную стенгазету к Дню Победы

Правопорядка

Индивидуальные беседы с нарушителями порядка в школе и прогульщиками уроков

Подведение итогов соревнования  на лучший экипаж за год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация классного самоуправления как условие самореализации личности

Из опыта работы по организации самоуправления в классе....

Классное самоуправление

Презентация содержит схему , принципы и формы классного самоуправления....

Классное самоуправление

Система классного самоуправления....

Роль классного руководителя в формировании классного самоуправления

Данная статья содержит анализ моей воспитательной работы с классом, связанной с проблемами формирования ученического самоуправления. Мои пробы, успехи и непрерывная работа в поисках ответа на вопрос: ...

Классное самоуправление

Презентация о понятии, системе, методах классного самоуправления....

Организация классного самоуправления

Жизнедеятельность классного коллектива осуществляется через организацию классного самоуправления, которое обеспечивает развитие самостоятельности, организаторских способностей обучающихся, форми...

Учащиеся 10А класса МБОУ ПГО "СОШ№4" "Развитие классного самоуправления"

Статья написана учащимися 10А класса, неоднократно выигрывавшего конкурс на звание "Самого классного класса". В данной публикации представлен опыт по развитию классного самоуправления....