доклад "Наставничество в школе"
статья

О наставничестве в Обусинской СОШ-интернат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Лучшие практики – опыт реализации наставничества в общеобразовательной организации, модель учитель-ученик.

В соответствии с Распоряжением Министерства просвещения от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Приказом Министерства образования Иркутской области 24.12.2020 №982-мр «О внедрении региональной целевой модели наставничества», Приказом Осинского МУО №84/15 от 19.05.2021 г. с 1 сентября 2021 года внедрена целевая модель наставничества в МБОУ «Обусинская СОШ-интернат».

Были утверждены

Дорожная карта внедрения (целевой модели) наставничества.

Положение о наставничестве

Приказ о формировании наставнических пар.

Целевая модель наставничества МБОУ «Обусинская СОШ-интернат» разработана в целях достижения результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в целях максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.

Задачи внедрения наставничества в территории:

• улучшение показателей в школе в образовательной, воспитательной, социокультурной и спортивной сферах;

• подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;

• раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; 

Каждый человек умеет что-то делать лучше других, его способности в какой-нибудь конкретной сфере определяют направления профессионального и личного развития в течение всей жизни. Наставничество – «индивидуальная огранка» задатков и способностей человека, придание имеющимся навыкам идеально правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. Как огранённый алмаз становится бриллиантом, так и воспитанник под руководством наставника достигает высочайшего мастерства. В этом смысле наставник – это тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника.

Если бы можно было передать знания, умения, компетенции через текст, то не нужны были бы ни учителя, ни наставники. Но никакие знания нельзя передать иным способом, кроме как от человека к человеку. За каждым профессионалом, мастером, просто успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Считается, что свой опыт нельзя передать другому человеку, но зато можно и нужно помочь ему накопить свой багаж знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций. Люди, которые через наставничество помогают приобрести другим свои знания и навыки, будь то наука, профессия, управление, вызывали, вызывают и будут вызывать уважение. Наставничество нельзя осуществлять по принуждению или решить административным путём. Наставничество – это некое, можно сказать, таинство, это когда человек вкладывает душу, делится секретами своей профессии, которые позволили ему самому быть лучшим среди равных, это своеобразная генетическая потребность человека, достигшего высокого уровня мастерства передать другим накопленные с годами знания и опыт. Именно наставничество,  в большей мере даёт возможность таланту развиваться. Будь то одарённый ребёнок, или целеустремлённый талантливый учитель – рядом должен быть человек, который поможет взрастить этот талант, как садовник выращивает дерево. Если талант – это дерево, то наставник – это его корни и садовник одновременно. В семьях наставниками являются родители, бабушки и дедушки, в социальной сфере и образовании – воспитатели и учителя. Практика наставничества – это реальные примеры передачи знаний, когда на сложные правила придумываются свои правила и ассоциации, это реальный успех наставляемых воспитанников и подопечных, это реальные люди, являющиеся наставниками и учителями для молодого поколения – поколения олимпиадников, чемпионов в спорте, культуре, образовании, которые своим трудом взращивают новое поколение амбициозных лидеров, готовых менять нашу страну к лучшему. Именно на наставника ложится задача самореализации наставляемого и его раскрытия в выбранном им направлении.

Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования.

При реализации образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведётся не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности: консультации по предметам, кружковая работа отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия.

В школе организовано 4 наставнических пар, групп «учитель – одарённый ученик». Наставником становится классный руководитель, который взаимодействует с учителями-предметниками, педагогами доп образования.

Учителя Балханов Ефрем Анатольевич, Балханова Жанна Архиповна – ученики Бельгаева Арюна, Халматова Таня, Балханова Арюна;

Учитель Халматова Мария Валерьевна – Бельгаев Анатолий, Бельгаева Виктория;

Учитель Башлеева Светлана Ивановна, Монтошкинова Ирина Илларионовна – ученица Халматова Алина;

Учитель Пиханова Алла Михайловна – ученик Ильин Михаил.


Свыше 100 школьников Приангарья заинтересовались новым онлайн-проектом Иркутского политеха «Цифровая инженерия будущего». Наш Миххаил стал одним из лидеров проекта.

Программа мероприятий «Цифровой инженерии будущего» направлена на развитие компетенций школьников 8-11 классов в области цифровизации и информационных технологий. В течение двух месяцев участники проходили вебинары и мастер-классы, слушали лекции, участвовали в тренингах, изучали материалы для самостоятельных работ, а также выполняли творческие задания.

Является победителем на межвузовской олимпиаде «Золотой фонд Сибири» (ИГУ), в вузовской олимпиаде «Инноватика» (ИрНИТУ). Принял участие в Отраслевой олимпиада по математике «Газпром» в Москве.

Миша принял участие в научно-исследовательской экспедиции профильной смены «Байкал – природная лаборатория» («Персей» и Лимнологический институт») 29-30 августа 2021 года. Под руководством опытных ученых ребята изучали обитателей водоема, влияние их на состояние воды уникального озера Байкал. С данными исследования научной смены Михаил принял участие в проекте этноэкологической  направленности «Мой Байкал»;

Стипендиальная программа фонда «Созидание» рассчитана на детей от 12 до 18 лет из малообеспеченных семей. Началась с 2014 года. Михаил конкурсный отбор проходит с 2019 года, в течение 3 лет получает стипендию. Размер ежемесячной стипендии с 2021 года – 5000 рублей.

Является стипендиатом премии губернатора Иркутской области – 2021.

Как результат всей деятельности Михаил удостоен федеральной медали «За особые спехи в обучении» и региональной – «За высокие достижения в обучении». Стал студентом Российского Государственного Университета нефти и газа им. Ивана Михайловича Губкина в г. Москве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...