Игры на сплочение
классный час

Игнатьева Светлана Владимировна

Калейдоскоп игр на сплочение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_uprazhneniy_igra_kakie_my_1.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТЫ УПРАЖНЕНИЙ КОМАНДНОЙ ИГРЫ «КАКИЕ МЫ?»

1.

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗНАКОМСТВО, РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Упражнение «Алфавит»

Необходимое оборудование: не требуется.

Участники встают в круг и по очереди чётко и громко произносят свои имена. Затем все должны встать в шеренгу по алфавиту так, чтобы впереди стояли ребята, полные имена которых начинаются с первых букв алфавита, а в конце шеренги те, чьи имена начинаются на последние буквы. При этом нельзя разговаривать, писать, показывать в воздухе буквы. При завершении задания проводится проверка – все громко называют свои имена. Если расстановка оказалась неправильной, упражнение выполняется заново. Все участники должны перемешаться и снова попытаться выполнить задание.

Упражнение «Кроссворд из имён»

Необходимое оборудование: коробки со спичками из расчёта 10 спичек на одного человека.

Для проведения упражнения каждому участнику выдаётся 10 спичек. Спички упакованы в коробки. Задача участников – как можно быстрее выложить из этих спичек имена всех одноклассников, используя все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам.

Упражнение «Вот он я»

Необходимое оборудование: не требуется.

Каждому участнику даётся 1–2 минуты на то, чтобы обратить на себя внимание группы. Сложность в том, что участники должны выполнять это задание все одновременно. По истечении установленного времени проводится опрос участников: кого они заметили за 1–2 минуты совместной работы. Затем анализируются методы и приёмы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания других.

Упражнение «Никто не знает, что я...»

Необходимое оборудование: не требуется.

Каждый участник занятия представляется и говорит о том, чего о нём не знают другие. Представление должно состоять из одного предложения и начинаться со слов «Никто не знает, что я…».

Упражнение «Угадай, кого нет»

Необходимое оборудование: не требуется.

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становится ведущим.

Игра «Ассоциации»

Необходимое оборудование: не требуется.

Из числа участников занятия выбирается водящий. Участники игры загадывают кого-то одного из игроков. Водящий должен отгадать этого участника. Для этого он задаёт вопросы, на которые все участники игры отвечают ассоциативно. Примеры вопросов:

Если это цвет, то какой?

Если это музыка, то какая?

Если это погода, то какая?

Если это птица, дерево, цветок, мебель, блюдо, вид спорта, речь, книга?

И так далее…

Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым водящий пытается отгадать участника. Как только отгадал, ведущим становится игрок, которого загадывали.

Упражнение «Я – это ты».

Необходимое оборудование: не требуется.

Участники занятия делятся на пары. В течение двух минут рассказывают о себе напарнику, пытаясь сообщить как можно больший объем информации. Затем по команде ведущего, один участник первой пары встает за спину напарнику и начинает говорить от его лица. По окончании речи, участники занятия могут задавать уточняющие вопросы, на которые отвечает стоящий за спиной. Затем напарники меняются местами. Упражнение закончено, когда все участники побывают на другом месте.

Игра «Ответь на вопросы»

Необходимое оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч кому-то из игроков и задаёт вопрос, на который необходимо ответить не задумываясь. Примерный текст ведущего: «Сейчас тот, кому брошу мячик, должен будет быстро не задумываясь ответить на мой вопрос. Готовы?»

Примерный перечень вопросов (вопросы могут дополняться):

  1. Какой цвет вкуснее красный или желтый?
  2. Как ты думаешь, почему собаки лают, а не мычат?
  3. Кем бы ты предпочел быть: полосками зебры, крыльями бабочки или рогом носорога?
  4. Почему черепахи медленно ползают?
  5. Существует ли третий глаз?
  6. Почему море мокрое?
  7. Зачем Деду Морозу борода?
  8. Почему люди не летают?
  9. Где существуют зеленые человечки?
  10. Почему у деревьев листья не деревянные?
  11. Существуют ли идеальные люди?
  12. Каков вкус облака?
  13. Какой цвет мягче: желтый или синий?
  14. Почему у Золушки были туфли из хрусталя?
  15. Где можно найти счастье?

2.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНЫХ КОМАНДНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Игра «Шишки, жёлуди, орехи»

Необходимое оборудование: не требуется.

Все играющие разбиваются на тройки и встают по кругу, взявшись за руки по три человека – получается круг из нескольких маленьких кругов-гнёздышек. В каждом из гнёздышек договариваются, кто будет шишкой, кто жёлудем, а кто орехом. В центре общего круга стоит водящий. Он громко говорит, например: «Орехи меняются!» Орехи из каждого гнёздышка должны перебежать в другое, а водящий старается занять освобождающееся место. Можно, усложняя задачу, назвать сразу двух участников: «Шишки и жёлуди меняются!» – в этом случае на местах остаются только орехи, остальные перебегают, чтобы занять новое место. Можно дать команду: «Шишки, жёлуди, орехи меняются!» – тогда все участники должны поменять места и партнёров по гнёздышку. Если после перемены в одном круге оказываются три или два одинаковых названия, игроки могут быстро сориентироваться и перераспределить роли. Кто остаётся без гнёздышка, становится водящим. А водящий, заняв место в гнёздышке, берёт на себя роль, которой ещё нет в этой тройке.

Педагог, участвуя в игре, наблюдает за тем, кто лучше ориентируется в ситуации, кто чаще принимает решения, руководит, встаёт на лидерские позиции, проявляет организаторские навыки, кому нужна помощь.

Упражнение «Передай мяч».

Необходимое оборудование: мяч, стулья.

Все участники садятся в круг. По команде ведущего они передают друг другу мяч, произнося фразу: «Я уважаю тебя за то, что…» Каждый участник делает выбор того человека, к которому обращается.

Упражнение «Вавилонская башня»

Необходимое оборудование: цветные фломастеры, маркеры или карандаши, 2 листа ватмана, заготовленные заранее индивидуальные задания (в зависимости от количества участников).

Это упражнение способствует повышению групповой сплочённости. Время проведения – 20 минут. Участвуют одна или 2 команды – по 8–12 человек в каждой. Каждому участнику в группе выдаётся карточка с индивидуальным заданием, которое ему необходимо выполнить в ходе игры, при этом, не открывая его содержания другим игрокам. Задача каждой группы нарисовать Вавилонскую башню.

Примерный текст ведущего с инструкцией: «Сейчас, я каждому из вас выдам карточки. В карточке написано условие, которое вы обязательно должны выполнить. Это ваше задание. Информация секретная, поэтому после прочтения уберите свою карточку, чтобы остальные игроки не видели, что там написано. Теперь подойдите со своей командой к своему столу, на котором лежит ватман и карандаши (фломастеры, маркеры). Каждая команда должна нарисовать Вавилонскую башню. Обязательное условие: вам запрещено разговаривать или вообще как-либо использовать голос. При этом помните о том, что вы прочитали в своей карточке».

Карточки для команды № 1 (на 12 человек):

1.

На окнах должны цвести цветы.

2.

Рисовать должны только вы.

3.

Вся башня имеет коричневый контур.

4.

На картине обязательно должно быть много птиц, животных и насекомых.

5.

Окна в башне обязательно должны светиться, так как по сюжету на улице уже темнеет.

6.

На рисунке должен быть рыцарь с войском, который едет спасать спящую красавицу.

7.

Рядом с башней обязательно должен быть яблоневый сад, который цветёт.

8.

Башня должна быть синего цвета: основание башни – темно-синее, а кверху башня становится всё светлее и светлее.

9.

В башне обязательно должна жить королевская пара с множеством детишек.

10.

На картине должно быть несколько цветочных клумб, все они должны быть разной формы.

11.

Вокруг башни обязательно должен быть ров с водой, в нём должна сидеть царевна-лягушка.

12.

К башне должна вести мощёная дорога.

Карточки для команды № 2 (на 12 человек):

1.

Идёт снег крупными хлопьями.

2.

Рисовать должны только вы.

3.

Вся башня имеет жёлтый контур.

4.

Картина должна обязательно отображать какое-либо время года.

5.

Вход в одну из башен должны охранять три богатыря.

6.

В башне должно быть семь окон – ни больше ни меньше, разных геометрических форм.

7.

В башне обязательно должна жить принцесса неописуемой красоты.

8.

Рядом с башней должен быть парк, в котором живут экзотические животные.

9.

В парке должен гулять король с собачкой.

10.

Вы должны использовать все цвета фломастеров, которые лежат на столе.

11.

Башня обязательно должна иметь 10 этажей, этажи должны связывать винтовые лестницы.

12.

Неподалёку должны пастись гуси.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое у вас настроение после выполнения задания?
  • Понравилось ли вам совместно выполнять упражнение?
  • Как распределилась работа между участниками в группах?
  • Что мешало или помогало вам выполнить вашу задачу?
  • Было ли стремление выполнить лишь свою личную задачу или вы ориентировались только на цель, поставленную перед группой?
  • Что вы поняли после выполнения этого задания?

Упражнение «Два королевства»

Необходимое оборудование: две группы карточек (с белыми и чёрными маркерами) с названиями сказочных героев.

Это упражнение позволит повысить уровень взаимодействия между обучающимися в классе посредством невербальных средств общения.

Примерный текст ведущего: «В сказочном мире существовали два королевства – Белое и Чёрное. Эти королевства были добрыми соседями. В столице каждого из них стоял дворец. В каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, начальник стражи и главный министр, повар, садовник и так далее. Легко догадаться, что в Белом королевстве у всех жителей костюмы были только белого цвета, а в Чёрном – только чёрного. В остальном же никаких различий между королевствами не было. Даже внешне король Белого королевства почти не отличался от короля Чёрного королевства, и если бы не цвет одежды, их легко было бы спутать. Однажды злая волшебница наколдовала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно лёгкие пёрышки, разметало по сказочному миру. Когда ураган, наконец, затих, жители не могли понять, в каком из королевств – Белом или Чёрном – они оказались. Волшебный ураган не только всё перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета! Страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали. Однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям. Ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.

Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств. Давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему. Каким образом мы будем это делать? Сейчас вы по очереди вытянете карточку и узнаете, какая роль досталась вам в нашей игре. Цвет карточки подскажет, к какому королевству вы относитесь. Важнейшее условие – никому не показывайте свою карточку! Посмотреть свои карточки можно только по моей команде».

Участники получают карточки.

  1. Начальник стражи
  2. Главный министр
  3. Принц
  4. Король
  5. Королева
  6. Принцесса
  7. Повар
  8. Астролог
  9. Сенешаль
  10. Казначей
  11. Оружейный мастер
  12. Главный лесничий
  13. Менестрель
  14. Камердинер
  15. Лекарь
  16. Паж
  17. Оруженосец
  18. Писарь

«Дорогие жители королевств! Ваша задача – навести порядок в королевствах. Вам нужно выстроиться в определённом порядке – в соответствии с выпавшей вам ролью. Помните, что вам нужно оказаться именно в том королевстве, цвет которого вам выпал. Но ведь пока никто не знает, где будет Белое королевство, а где Чёрное. Чтобы определиться, вам надо договориться друг с другом. При этом нужно соблюдать три условия:

1) Вы не можете услышать друг друга. Вам придётся общаться без использования речи – только с помощью жестов.

2) Запрещается показывать рукой на предметы белого и чёрного цвета, имеющиеся у вас на одежде. Ведь жители королевств потеряли способность различать цвета. Эта способность вернётся, если вам удастся найти своё королевство.

3) Запрещается писать на бумаге или в воздухе слова, обозначающие цвет и вашу роль».

После того как обе шеренги выстроятся друг против друга, ведущий предлагает игрокам предъявить доставшиеся им карточки и назвать свои роли. Тем самым выявляется успешность (или неуспешность) выполнения задания.

Вопросы для обсуждения:

  • Что помогло вам найти своё место?
  • Какие трудности возникли, и как вы их преодолевали?
  • Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?
  • Кто, по вашему мнению, нашёл удачные способы договориться без слов?
  • Удалось ли кому-то, не нарушая правила, достаточно легко справиться с трудностями?

Игра «Рецепт пирога»

Необходимое оборудование: карточки с ингредиентами блюд или пирогов.

Каждый участник получает карточку с одним из ингредиентов блюда, например, яйцо. На флипчарте или на доске вывешиваются названия блюд с перечнем их ингредиентов. Задача игроков – собраться в команды, в которых есть все эти ингредиенты перечисленных блюд. Образованным группам предлагается совместно составить алгоритм приготовления и блюда и его творческую презентацию. Время презентации каждой группы – 1-2 минуты.

Упражнение «Рисуем кистью»

Необходимое оборудование: ватманы, кисти по количеству сформированных групп, верёвка (шпагат).

Участники разбиваются на группы 6-8 человек. Каждой группе дается ватман и кисть с прикрепленными к ней веревочками. Группе необходимо одной кистью нарисовать рисунок, проявив при этом совместную фантазию, творчество в оформлении и смекалку. Возможные темы: «Страна знаний», «Наш класс», «Школьная фантазия», «Всё есть число», «Наша любимая буква», «Школьные ступени нашего роста», «КЛАССная дружба», «Есть идея!» и т.д.        

Вопросы для обсуждения:

  • Понравилось ли вам выполнять совместно задание?
  • Легко ли было найти общий язык при обсуждении вопросов, касающихся всех жителей, удалось ли прийти к общему мнению?
  • Что затрудняло ваше взаимодействие друг с другом?

Упражнение «Кто быстрее?»

Необходимое оборудование: не требуется

Класс разбивается на команды по 6-8 человек, которые выполняют задания быстро и четко. Примерные задания: постройте, используя всех игроков команды:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг;
  • ромб;
  • угол;
  • букву;
  • птичий косяк.

Упражнение «Распускающийся бутон»

Необходимое оборудование: не требуется

Класс разбивается на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто, где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу. После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется вторая часть игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за руки.

  Вопросы для обсуждения:

  • Какие были у группы трудности? Что помогло их преодолеть?
  • Отчего зависит выполнение этой задачи, как вы думаете?

Упражнение «Паутина»

Необходимое оборудование: не требуется

Участники становятся в круг (если участников много, то возможно разделение на 2 круга). Ведущий просит вытянуть вперёд сначала правую руку и соединить её с правой рукой человека, не являющегося соседом, тоже самое проделать с левой рукой.

Упражнение «Носок-пятка»

Необходимое оборудование: не требуется

Участники становятся в круг и разворачиваются либо в правую, либо в левую сторону, пытаясь соединить носок ноги с пяткой другого участника и присесть (получается, как будто все сидят на коленях друг друга). Можно попробовать сделать шаг, чтобы появилась синхронность в движениях участников упражнения, сделать круг, сидя друг у друга на коленях. Можно усложнить задание: совершая круг участники поют песню, либо рассказывают стихотворение.

3.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ СВОЕГО КЛАССА

Упражнение «Город нашего класса»

Необходимое оборудование: шаблоны домиков, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти, стаканчики для воды.

Участникам раздаются шаблоны домиков, которые они раскрашивают с помощью красок, карандашей, фломастеров. После того как домики раскрашены, их наклеивают на ватман, создавая «город». Домики соединяются мостиками, дорожками, тропинками – прорисовывается интерьер «города».

Затем проводится экскурсия, где каждый участник рассказывает о своём домике, об улице и соседях. Участники сами объясняют взаимоотношения в своём «городе», а ведущий корректирует их объяснения своими комментариями. Педагог обращает внимание детей на положительные факты и их значение. Отрицательные факты он не называет, но предлагает «улучшить» планировку города. Это упражнение стимулирует сплочение класса, выделение в нём референтных групп, помогает выявлять личностные качества ребят.

Информация, на которую нужно обратить внимание педагогу:

  • выбор цвета при раскрашивании домика;
  • домики, отгороженные от остальных (забором, речкой и т. п.);
  • одинокие домики – возможные аутсайдеры;
  • несколько домиков, стоящих рядом, – это референтные группы;
  • наличие мостиков или калиток в заборе говорит об открытости группы.

Упражнение «Наша страна»

Необходимое оборудование: ватман, тетрадные листы в линию для записей, шариковые ручки, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти, стаканчики для воды, 4 стола, стулья.

Класс разбивается на 4 группы «Название страны», «Законы и традиции», «Сказочная история», «Карта страны». В каждой группе выбирается один хранитель. В течение 5 минут каждой группе предлагается:

  1. Придумать название страны.
  2. Придумать законы и традиции страны.
  3. Придумать сказочную историю страны.
  4. Нарисовать карту страны.

По истечении времени за столом остаётся только хранитель, остальные участники группы переходят за следующий стол. После завершения прохождения группами всего маршрута хранители в течение 1-2 минут представляют результаты совместной работы всему классу.

Вопросы для обсуждения:

  • Понравилось ли вам выполнять предложенные задания?
  • Комфортно ли вам жить в этой стране? Если нет, то почему?
  • Легко ли было найти общий язык при обсуждении вопросов, касающихся всех жителей сказочной страны, удалось ли прийти к общему мнению?
  • Что затрудняло ваше взаимодействие друг с другом?
  • Примите ли вы в вашей стране новых жителей и где они смогут поселиться?
  • Что бы вы хотели пожелать своим согражданам?

Упражнение «КЛАССный символ».

Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Каждой группе необходимо придумать символ класса. Примерный текст ведущего: «Перед вами материалы, с помощью которых вам необходимо создать объемную модель, символ нашего класса. Как вы это сделаете решать вам. Вы можете подключить всю свою фантазию. Главное, чтобы по окончанию дела вы смогли бы немного рассказать нам о своем символе. На работу отводится 20-30 минут».

После завершения работы работы каждой подгруппе предлагается рассказать о своем символе.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие ощущения от работы в группе?
  • Что такое команда?
  • Получилось ли во время работы почувствовать работу в команде?
  • Как проходила работа?
  • Как распределялись обязанности?
  • Какую позицию вы занимали?
  • Был ли среди вас лидер?
  • Какие качества должны проявлять участники группы, которые способствовали бы наиболее эффективной совместной деятельности?

Взято с интернет-ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на сплочение коллектива

Очень важно в 5 классе проводить игры на сплочение коллектива, что бы раскрепостить, выявить их интересы, лидерские качества....

Игры на сплочение и доверие в детском коллективе.

Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребенка через игру способствуют организации дружеского коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотнош...

Игры на сплочение коллектива.

Коллективные игры, объединённые общей идеей - сплочение детского коллектива....

Игры на сплочение коллектива.

Игры на сполочение коллектива....

Игры на сплочение классного кллектива

Данные игры  на классном часе помогут создать психологический комфорт, единство коллектива, снятие напряжения и барьров общения...

Игры на сплочение

Игры на сплочение...

Игры на сплочение

Интересная подборка игр на сплочение коллектива....