"Взаимодействие учителя, социального педагога и школьного психолога" выступление на педсовете
статья

Бодрая Екатерина Анатольевна

Школа для ребенка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний и многого другого, все это получает ребенок в школе. Именно здесь необходимо выбрать единую линию работы: педагога, психолога и соцпедагога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Взаимодействие учителя, социального педагога и школьного психолога»

Выступила: учитель высшей категории истории и обществознания

МБОУ «СОШ №11» ИГОСК Бодрая Е.А.

Школа для ребенка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний и многого другого, все это получает ребенок в школе. Именно здесь необходимо выбрать единую линию работы: педагога, психолога и соцпедагога.

Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия классного руководителя, социального педагога и школьного психолога, в моем выступлении обусловлена прежде всего тем, что их работа связана самим ее объектом - это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.

Если мы сравним функции, которые выполняют учитель, социальный педагог и школьный психолог, то они во многом сходны. Различие заключается лишь в объеме реализации. В отличие от учителей у социального педагога и школьного психолога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.

Учитель, является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата. 
           Взаимодействие учителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи, и предупреждения возможных проблемных ситуаций. 
         Остановимся на том, какой же информацией о ребенке и классе в большей степени владеют специалисты.

Социальные педагоги обладают большей, чем учитель, информацией о жизни ребят вне школы, объясняющее его поведение и поступки в школе и дома.

Психолог на более высоком профессиональном уровне владеет методами продуцирующей диагностики. Учитель может успешно справиться с задачей изучения учащихся и коллектива класса, но более широкую и полную информацию о ребенке, его адаптации в классе, оказание психологической помощи может дать только психолог. 
           Каковы же вопросы, с которыми чаще всего обращаются к педагогу?
           Это трудности в усвоении программы, сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера, вопросы, связанные с адаптацией детей, особенно новичков, в школе и классе, эмоциональные и личностные нарушения учеников.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми учителя обращаются к социальным педагогам, можно сформулировать следующим образом:

  - оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном ее объеме;
           - своевременная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т. д.;
          - принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе;
         - взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
           - получение какой-либо специальной информации или консультации.

 Анализируя опыт взаимодействия учителей, социальных педагогов и школьных психологов в школах, мы считаем возможным выделить следующие общие проблемы, решаемые педагогами и специалистами:

- организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
           - выявление имеющихся у детей проблем и трудностей;

- своевременное решение конфликтных ситуаций;
- оказание социальной помощи и поддержки учащихся;

- способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;

- обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

- поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

- взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве: с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации;

- участие в разработке социально-образовательных программ школы. 

  Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы. Таковыми могут являться: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психологической и психологической диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; посещение социальным педагогом и школьным психологом учебных занятий и наблюдения за учащимися на уроке, за чем следует коллективный анализ информации, полученной специалистами и классным руководителем; проведение совместных мероприятий для учащихся и т. д.

  Наиболее сложными вопросами работы для классного руководителя является работа с детьми «группы риска». Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Учитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с детьми «группы риска», социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. Можно обозначить основные направления совершенствования этой деятельности, в которой сотрудничество социального педагога и учителя является залогом успеха.

 Этими направлениями будут следующие:
         - организация работы по профилактике и коррекции девиантного поведения, начиная с младшего школьного возраста;
         - учет позиции ребенка как активного субъекта организации работы по профилактике и коррекции девиантного поведения;

- организация работы с семьей через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализирующего потенциала семейной среды;

- организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования. 

Если говорить о взаимодействии учителя и школьного психолога, то вопросы оказания психологической помощи ребенку и его семье являются приоритетом деятельности психолога. 
         Содержание психологической помощи может включать в себя:
         - психологическую профилактику, заключающуюся в оказании помощи через сообщение ребенку и его семье объективной психологической информации, на основе данных которой ребенок и его родители принимают решение о том, как ее использовать;

- психологическую коррекцию, которая представляет собой, организованное воздействие на учащегося с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития и индивидуальными особенностями. Для школьников могут разрабатываться индивидуальные программы усвоения ими каких-либо видов деятельности и вхождения в различные социальные роли, программы, помогающие самореализации, проявлению и утверждению его собственного «Я», самостоятельному нахождению своего места в социальном окружении и адаптации к жизненным реалиям;

- психологическое консультирование, способствующее достижению ребенком целей личностного развития и формирования индивидуальности;

- психотерапевтическое воздействие, имеющее целью помочь ребенку скорректировать негативные качества личности и проявление индивидуальности и развить свои сильные стороны.
         Говоря о взаимодействии учителя, социального педагога и психолога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива. 

Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание - та основа, на которой должно строиться взаимодействие учителя, социального педагога и психолога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Взаимодействие социального педагога со школьными детскими объединениями и организациями

Выступление с докладом и презентацией "Роль школьных объединений и организаций в становлении личности ребенка" на семенаре социальных педагогов г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставрополь...