Классный час "Лихачев - патриот России".
классный час

Коваль Надежда Владимировна

Классный час "Лихачев - патриот России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_lihacheve.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 9 классе

к 118-летию

Дмитрия Сергеевича Лихачева

                                                                                                        Подготовила

                                                                                              Коваль

                                                                                                 Надежда

                                                                                                           Владимировна

Ессентуки 2024

Цель:

  • познакомить старшеклассников с этапами биографии и жизненными взглядами выдающегося человека современности Д.С.Лихачева;
  • подвести учащихся к осмыслению жизненно важных проблем и помочь определить свое отношение к нравственным ценностям.

Оборудование:

  • портрет Д. С. Лихачева (см.Приложение1)
  • основные даты жизни и деятельности Д. С. Лихачева
  • ватман, ножницы, клей, маркеры

Дмитрий Сергеевич Лихачев – фигура не только знаковая, культовая, не только во многом эталон нравственности. Это, в первую очередь, фигура человечная. А, может быть, именно этого качества так не хватает сегодня…

Ирина Тайманова, заслуженный деятель искусств.

                                Ход классного часа

  1. Вступительное слово учителя

В 28 ноября 2024 г. Мы будем отмечать 118-летие со дня рождения выдающегося российского ученого и гражданина Д.С.Лихачева. Наверное, это имя известно каждому культурному человеку и нет необходимости еще раз подробно перечислять, кто такой Д.С.Лихачев и чем он знаменит. Ученый с мировым именем, он известен не только как  исследователь древнерусской литературы, автор множества книг и статей по этой тематике. В последние десятилетия своей долгой жизни он выступал как культуролог, автор интереснейших работ по истории русской и мировой культуры, а также как активный общественный деятель. Пережив репрессии 30-х годов (5 лет на Соловках), блокаду Ленинграда (лишь летом 1942 г. Он с семьей был вывезен по «дороге жизни»), трагическую гибель дочери (в 1981 г. Она погибла в автокатастрофе), Д.С.Лихачев, не сломался, не согнулся, он всегда оставался не просто известнейшим ученым, философом, культурологом, но – Человеком и борцом Русский Интеллигент с большой буквы, Д.С.Лихачев был из тех, кто не боялся «истину царям с улыбкой говорить» (Г.Державин). Немало памятников культуры уцелело в России только благодаря его «заступничеству», его статьям, выступлениям, обращениям в правительство и т.п. Без преувеличения можно назвать Д.С.Лихачева совестью нации, тем нравственным «маяком», на который нужно ориентироваться в нашей непростой сегодняшней жизни.

Учитывая огромный вклад академика Д.С. Лихачева в развитие отечественных гуманитарных наук, культуры и образования,  президент РФ В.В.Путин издал Указ о праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева (№110 от 26.02.06). Этим указом  2006 год объявлен «Годом гуманитарных наук, культуры, образования – Годом академика Д.С.Лихачева». Правительством РФ образован организационный комитет по подготовке и проведению празднования 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева во главе с министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко и губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. Утверждена программа подготовки и проведения мероприятий. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано также принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию Д.С.Лихачева.

2. Работа по парам 

Учащимся предлагается поработать с текстом Д.С.Лихачева «Любите читать!» (см. Приложение2) из «Писем о добром и прекрасном» (составление таблицы).

Таблица:

Что такое «Чтение» для меня

(какие вызывает ассоциации, эмоции само это слово; зачем я читаю; моя любимая книга; что я посоветую прочитать другу…)

  Что такое «Чтение» с точки зрения Д.С. Лихачева

Беседа с учащимися по тексту:

  •  Каковы чувства автора текста? С каким чувством вы прочитали этот текст?
  • Какова, на ваш взгляд, главная мысль автора? Какую мысль вы считаете главной для себя?
  • Какое новое знание вы получили?
  • Есть ли в содержании этого текста важное для вас лично? Как бы вы назвали этот Урок Лихачева?

  1. Работа в группах

Учащимся предлагается познакомиться с биографией Лихачева и на основе полученных знаний изготовить страницу в газету. (Класс делится на 6 групп, каждой группе даётся хронология одного из этапов жизни Дмитрия Сергеевича с фотографиями и на основе полученного выполняется работа.)

  1. Заключительная часть

  • Как бы вы охарактеризовали внутренний облик академика Д.С.Лихачева?
  • Есть ли люди, которые даже после ухода из жизни с течением времени становятся ближе и родней?
  • Что понравилось на классном часе?
  • Узнали вы что-нибудь новое?
  • Хотите ли вы подробнее познакомиться с творчеством Д.С.Лихачева?

Текст «Письма» «Любите читать!»

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится - вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

Если первый раз прочли произведение невнимательно - читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. "Бескорыстному" чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках - то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из "Войны и мира", "Капитанской дочки", несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будими-ровиче, другую былину о Добрыне Никитиче, Повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы: все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

"Незаинтересованное", но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все - она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует - как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

Фамилия имя _____________________________________________________

Внимательно прочитай текст «Письма» «Любите читать!» и заполните таблицу.

 

Что такое «Чтение» для меня

(какие вызывает ассоциации, эмоции само это слово; зачем я читаю; моя любимая книга; что я посоветую прочитать другу…)

  Что такое «Чтение» с точки зрения Д.С. Лихачева

Фамилия имя _____________________________________________________

Внимательно прочитай текст «Письма» «Любите читать!» и заполните таблицу.

 

Что такое «Чтение» для меня

(какие вызывает ассоциации, эмоции само это слово; зачем я читаю; моя любимая книга; что я посоветую прочитать другу…)

  Что такое «Чтение» с точки зрения Д.С. Лихачева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы

Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...

Классный час "Растим патриотов России"

Классный час "Растим патриотов России" проводили с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине. Перед учителем стояла задача- показать, что во все времена народ в случаи опасности вста...

Классный час "Быть патриотом России".

Цели классного часа: 1. Раскрыть понятия «патриотизм», «достоинство», «долг». 2. Развивать логическое мышление, монологическую речь, память. 3. Воспитывать мировоззрение учащихся, основанное на пра...

Методическая разработка. Классный час по теме "Мы все патриоты России".

Даннчый классный час был проведен в 7 классе. Учащиеся в курсе общетвознания познакомились с понятиями "патриотизм" и "толеантность".Споры о содержании понятий и их  трансформации в недавних собы...

Классный час "Мы - патриоты России"

разработка классного часа патриотической тематики, предназначена для учащихся 5-6 классов....

Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»

Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...

Викторина «патриоты России» по теме: «История гимна, герба и флага России»

Цель проведения данного мероприятия состоит в  воспитании у детей уважительного отношения к государственной символике, истории своей страны и своего народа, привитии нравственных ценностей (любов...