Организация работы классного руководителя с детьми с нарушениями зрения. Из опыта работы.
статья

Симакина Ольга Ивановна

Выступление на республиканской научно-практической конференции "Образование для всех: Вектор современного образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Выступление классного руководителя Симакиной О.И.

«Организация работы классного руководителя с детьми с нарушениями зрения. Из опыта работы»

Слайд 2

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни».

В. А. Сухомлинский

Классный руководитель – это самая гуманная, творческая и важная профессия, которая играет неоценимую роль в формировании личности ребенка. Являясь таковым, я работая с детьми с нарушениями зрения, отдаю частичку своей души своим воспитанникам. Общаясь с обучающимися, не только я воспитываю детей, но и они воспитывают меня, учат понимать их, помогать им в самореализации.

Слайд 3

Моя профессиональная деятельность классного руководителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выходит за рамки традиционной учительской деятельности. Я планирую свою работу в тесном взаимодействии со специалистами: тифлопедагогом, логопедом, педагогом-психологом, предметниками, офтальмологом. Это позволяет мне определить:

-актуальный уровень воспитательного и социального развития каждого обучающегося моего класса;

- индивидуальные возможности каждого ребёнка;

-приоритеты и интересы каждого обучающегося;

-возможности участия ребёнка с ОВЗ в жизнедеятельности классного коллектива.

Главное моё предназначение – способствовать становлению личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни.

В основу организации воспитательной работы с детьми моего класса положена идея о компенсаторном характере воспитания детей с ОВЗ, разработанная Л. С. Выготским. Суть концепции в том, что в каждом ребенке заложены потенциальные возможности компенсации того дефекта, которым наделила его природа. В соответствии с концепцией особое внимание уделяю индивидуальному и дифференцированному подходу.

Слайд 4

Основная цель работы с коллективом класса − развивать у обучающихся жизненно необходимые компетенции, раскрывать потенциал не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, формировать способности взаимодействия со сверстниками для дальнейшего включения в жизнь общества.

Основные направления работы: диагностическая, коррекционно-развивающая, воспитательная, просветительская.

 Работа с классным коллективом включает в себя:

- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных мероприятиях и оказание необходимой помощи в их подготовке и проведении;

- организация интересных и полезных для личностного развития ребёнка совместных дел с обучающимися класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с разными потребностями, дать им возможность самореализоваться, а с другой установить доверительные отношения с классом, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

Слайд 5

Классный руководитель является не только координатором учебно-воспитательного процесса, но и непосредственный участник формирования безопасных условий образовательной среды и реализации здоровьесберегающих технологий. 

Так, при проведении внеурочных мероприятий строго регламентирую на основании заключения врача-офтальмолога:

зрительную нагрузку;

посадку детей за рабочие столы;

провожу зрительную гимнастику в соответствии со зрительным диагнозом;

регламентирую освещенность рабочего места.

Слайд 6

При планировании работы с детьми с нарушением зрения учитываю индивидуальные психофизиологические особенности.

Так как темп работы детей с нарушением зрения замедлен, больше времени даю для выполнения заданий (особенно письменных). Правильно подбираю иллюстративно-графические пособия, которые использую в воспитательной работе. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная пословица.

         Слепые обучающиеся «видят» кончиками пальцев, использую рельефно-графические рисунки, которые помогают не только и не столько развивать их осязание, сколько развивают воображение, ассоциативное мышление и интеллект в целом.

В работе со слабовидящими детьми применяю изображения в цветовом исполнении, так как цвет является одним из существенных признаков реальных объектов. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В тоже время не применяю в изображениях тёмно – синего, тёмно – фиолетового, тёмно – зелёного цветовых оттенков, так как они хуже воспринимаются детьми со зрительной патологией. 

Слайд 7

Воспитательную работу строю на основании общешкольной программы воспитания. В нашей школе особое значение имеет внеурочная деятельность, которая реализуется в виде досуговых мероприятий (основные школьные дела,  кружки, внешкольные мероприятия, мероприятия, проводимые в рамках сетевого взаимодействия и социального партнерства),   в которых каждый ребёнок имеет возможность самореализоваться, самосовершенствоваться, приобщится к общечеловеческим ценностям, позитивным аспектам молодёжной субкультуры, духовному наследию своего народа, жизненно необходимым навыкам социального поведения.

Слайд 8

Одно из направлений моей воспитательной работы – это гражданское воспитание.  В процессе реализации данного направления особое внимание уделяю восприятию обучающимися новых знаний, принципов, норм общества.

В своей работе использую основные методы -  вербальные (беседы, лекции, диспуты) или наглядные (показ и демонстрация опытов социальных действий, показ иллюстраций, видео). Специфика демонстрации видеофильмов заключается в том, что демонстрацию всегда сопровождаю комментариями, пояснениями. После просмотра видео анализируем с обучающими материал фильма с последующими выводами.

С этого года учебная неделя начинается с поднятия Государственного Флага и звучания Гимна Российской Федерации, что положительно отразилось на обучающихся: повысилась учебная мотивация, изменилось отношение к участию в общешкольных мероприятиях, к трудовым поручениям. Ведь поднимает флаг ребёнок, который достиг наибольших успехов в школе за неделю.

Каждый понедельник   - «Разговор о важном» на нём мы с ребятами в неформальном общении обсуждаем те вопросы, которые интересуют их самих. Обязательно в процессе проведения занятий использую региональный компонент. Это позволяет обучающимся лучше понять свою собственную идентичность, развивать толерантность и уважение к другим культурам, также способствует укреплению взаимосвязи между образованием и реальной жизнью, помогает обучающимся применять полученные знания на практике. В результате у обучающихся развивается ценностное отношение к своей Родине - России, населяющим её людям, её уникальной истории, богатой природе, великой культуре, знаниям, здоровью. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.

Слайд 9

Патриотическое воспитание в школе играет основополагающую роль в становлении высоконравственной личности; человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина России.

Данное направление реализуется в неразрывной связи с уроками истории и с историей каждой семьи обучающегося. Таким образом, ребята знакомятся с прошлым, настоящим и интересными фактами нашей Родины, Республики Бурятия и города Улан-Удэ. Просмотр старых фотографий, видеозаписей пробуждают интерес к прошлому и гордость за родной край. Традиционными мероприятиями в школе стали: музейные уроки, вахты памяти, проекты «Мой прадед участник Великой Отечественной войны», посещение музеев, поисковые работы.

Слайд 10

Мы очень любим с моими обучающимися посещать музеи. Сегодня музеи выполняют множество социально значимых задач. Они не только передают историческую память и наследие предков, но и популяризируют опыт предыдущих поколений, приобщают людей к культурному досугу и воспитывают стремление к познанию, а также поощряют любознательность.

Особые посетители музея хотят получить максимально полное представление о музейных предметах. Многие экспонаты в музейной экспозиции находятся за стеклом в витринах, поэтому по возможности просим, чтобы детям предложили копии предметов, макетов или фрагменты материалов, из которых сделаны предметы. Незрячие «видят руками», поэтому контролирую действия обучающихся и помогаю им в процессе обследования экспоната.

 Использую приём "рука в руке", которая заключается в общем движении рук и обследование пальцами. Стараюсь задействовать все органы чувств слух, обоняние, ощущение температуры и кинестетические ощущения.

 Для детей нашей школы очень важно, чтобы все посещаемые объекты можно было осмотреть осязательно, поэтому особое значение приобретают тактильные выставки. С такой выставкой к нам в школу приезжал Этнографический музей Забайкалья. Были представлены экспонаты: утварь, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы.
В интересной и доступной форме ребятам рассказали об истории, обычаях и традициях празднования Сагаалгана и Масленицы.
Каждый ребенок мог поближе рассмотреть, потрогать экспонаты музея, примерить костюмы, что немаловажно для наших воспитанников, особенно незрячих.
Ребята с большим вниманием прослушали интерактивные лекции, в живом диалоге «прикоснулись» к традициям бурятского народа, семейским и по окончании мероприятия еще продолжительное время не отпускали сотрудников музея, задавая интересующие вопросы и дискутируя с ними. Посетили с детьми новую выставку «Космос в ладонях», на которой была представлена коллекция стендовых моделей космической и авиационной техники Леонида Владимировича Симухина.

Побывали в музейной комнате МАУ ДО Центра допризывной молодежи и патриотического воспитания. У каждого ребенка была возможность поближе рассмотреть, потрогать экспонаты музея, примерить костюмы, военное обмундирование.

Представленные в музеях предметы – вещи, ценности – не только информируют незрячих о людях и событиях прошлого, но и вызывают эмоциональный отклик, заставляют их почувствовать себя частью мира.

Наша школа сотрудничает с Национальной библиотекой РБ на протяжении 20 лет. Посещаем библиотеку сотрудники которой, знакомят ребят с новыми книгами, изданными рельефно-точечным и укрупнённым шрифтом.

Участвуем в республиканском конкурсе чтецов по системе Л. Брайлю.

Слайд 11

Также нельзя не отметить значение трудового и экологического воспитания. Трудовое воспитание - основной способ достижения жизненного благополучия человека, залог его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Обучающиеся класса организуют дежурство в школе и столовой, в спальнях, участвуют в субботниках. С этого года провожу внеурочные занятия «Россия-мои горизонты», на которых обучающиеся знакомятся с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; осуществляется знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране.

Слайд 12

 Работа по экологическому воспитанию, основывается на общих принципах (систематичность, непрерывность, междисциплинарность, преемственность урочной, внеурочной и внешкольной деятельности) и специальных (учет особых образовательных потребностей, учет состояния зрительных функций, опора на сохранные анализаторы, обогащение и расширение практического опыта с опорой на компенсаторные возможности).

Воспитанники моего класса посещают занятия экологического кружка, который ведут в рамках сетевого сотрудничества педагоги республиканского эколога – биологического центра.

Мы с ребятами побывали в эколого-биологическом центре Республики Бурятия на открытии информационно-тактильного пространства «Природа без границ», реализуемого при поддержке Движения Первых. Для незрячих детей построено отдельное пространство с удобными скамейками, тактильными столиками и пешеходными дорожками.

Ребята с особенными потребностями к реализации образовательного процесса смогли в прямом смысле прикоснуться к живым объектам окружающей среды. Новая площадка оборудована стендами со стволами пород деревьев, животными и растениями из Красной книги, тактильной тропинкой с различным наполнением, по которой можно будет ходить босиком в теплое время года. И, кроме того, площадка находится рядом с дендропарком Центра, где школьники познакомились с коллекцией редких растений Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Мы с ребятами собираем использованные батарейки, макулатуру, полистирол для                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                проведения научных исследований кафедры «Физика плазмы и плазменные технологии» ФГУ ВО «БГУ». Участвовали в конкурсе «Лучшая поделка из вторсырья», в конкурсе рисунков «Нет загрязнению окружающей среды!». Участвовали в интеллектуальной игре «Путешествие биологического поезда во Флоренцию», в КВН «Крылатый дозор» дети расширили свои знания о птицах, много узнали нового о природе родного края. Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры слабовидящих обучающихся,                                                     является направляемая и организуемая практическая работа, с учётом их образовательных потребностей. Дети с удовольствием работают на пришкольном участке, высаживают рассаду и ухаживают за ней.

Работа в экологическом направлении в классе ведется в системе и вызывает большой интерес у воспитанников.

Внеурочная деятельность открывает для детей с нарушением зрения широкие                                                                            возможности выбрать занятия по интересам, создает условия для достижения успеха безотносительно к их особенностям и возможностям, встраивает их в общий творческий классный коллектив.

При проведении мероприятий создается для детей специальная коррекционно-развивающая общеобразовательная среда.

Тифлосредства (видео)

Коррекция и компенсация недостатков развития при глубоком нарушенном зрении или его отсутствии, у незрячих обучающихся осуществляется с помощью специальных пособий, специальных оптических приспособлений, тифлоприборов, которые я использую в своей работе.

Тифло в переводе с греческого языка означает слепой. Поэтому это техника для слепых и слабовидящих. К ним относятся и простейшие приспособления, и приборы высокой сложности для замены визуального контроля другими видами чувствительности. Тифлотехника это один из важных факторов компенсации утерянного или нарушенного зрения. Одна из главных функций тифлотехники создание для слепого или слабовидящего человека возможности получения полной информации об окружающем мире, она играет существенную роль в трудовой и социальной реабилитации инвалидов по зрению. Все средства тифлотехнического значения принято разделять на бытовые. учебные и технические средства. В нашем видео я покажу тифлотехнические средства. которыми пользуются обучающиеся нашей школы.  

Прибор для письма используется для записи по системе Брайля незрячими детьми. Прибор для рисования используется для рельефного рисования. Простые лупы используются для увеличения и использования мелких предметов и чтения мелкого шрифта. Электронная тифлотехника — это помощник для чтения текстов и просмотра изображений. Даёт быстрый доступ к источникам информации, а также помогает получать объективные и достоверную информацию действительности. Электронные лупы и увеличители бывают портативные и стационарные. Эти устройства позволяют увеличивать размер изменять контраст и яркость изображения или текста подбирать цветовой спектр для детей с индивидуальными зрительными возможностями. Читающая машина состоит из компьютера и сканера используется для облегчения процесса чтения. В устройстве использован принцип распознавания текста и последующее воспроизведение синтезатором речи. Компьютерные технологии позволяют получать и создавать информацию это приобщает обучающихся к информационной культуре. Происходит формирование социальных и коммуникативных навыков, что позволяет ребятам интегрироваться в обществе людей. Используется программа JAWS и брайлевский дисплей облегчают доступ незрячих пользователей к содержанию рабочего стола. С помощью этих устройств ребёнок получает возможность работать с компьютером получать ту информацию, которая содержится на экране компьютера. Ребёнок может набирать текст как с брайлевского дисплея, так и со стандартной клавиатуры. Всё управление происходит с помощью горячих клавиш, расположенных на клавиатуре. Брайлевский принтер помогает создавать документы после печати готовые к использованию. Аудиокниги традиционный источник информации. Специальное устройство для чтения говорящих книг на флэш картах многоцелевого назначения с синтезом речи содержит диктофон и видеоплеер с поддержкой большого количества различных файлов. Эти средства я использую в своей работе они помогаю решать коррекционно развивающие задачи повышают уровень знаний умений и навыков. Повышают мотивацию детей к трудным для них видов деятельности.

Являясь классным руководителем, я реализовываю свой творческий потенциал, получаю заряд энергии для движения вперед получаю удовольствие от работы, так как осознаю, что недаром тратятся мои силы, моя деятельность делает чью-то жизнь легче, интереснее, лучше.

Показателем успешной социализации являются мои выпускники. Выпускники школы продолжают образование в ПОО и ВУЗах не только Республики Бурятия, но и далеко за ее пределами: в Московской консерватории им. Чайковского П.И., в медицинских колледжах таких городов, как Иркутск, Самара, Томск, в петербуржском финансовом колледже. Молодые люди реализовывают себя в различных сферах деятельности: педагогике, медицине, торговле, юриспруденции, в сфере обслуживания и общественного питания, спорте.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.

Доклад посвящен особенностям коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи. Описаны принципы работы, предложены наглядные схемы для составления ...

Организация работы классного руководителя с социально тревожными детьми и семьями

Данную презентацию можно использовать при организации работы школьных методических объединений...

«Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе»

Педагогический совет  27.12.17 «Роль классного руководителя в повышении качества образования»Доклад классного руководителя 8 «Б» класса Распопиной Э.М.«Организация р...

"Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе"

Педагогический совет  27.12.17 «Роль классного руководителя в повышении качества образования»Презентация к докладу классного руководителя 8 «Б» класса Распопиной Э.М.&laqu...

Диплом о переподготовке Организация работы классного руководителя в образовательной организации от 08.05.2021 г.

laquo;Организация работы классного руководителя в образовательной организации» Профессиональная переподготовка. Диплом  № 483-167406 от 08.05.2021 г. ООО Центр инновационного образования и...