ИГРА "А знаешь ли ты о железной дороге..."
учебно-методический материал (10, 11 класс)

Цель: Знакомство с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе.

Задачи: ·формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине, родной земле;

- расширение знаний об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта;

- воспитание интереса к профессии железнодорожника;

- развитие творческого потенциала подрастающего поколения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина «А знаешь ли ты?»

Слайд 3

Как звали самого первого на Земле пешехода ?

Слайд 4

В каком году была запущена первая железная дорога в России общего пользования?

Слайд 6

В каком веке появилась первая железная дорога обеспечивающая стратегические интересы Российской империи?

Слайд 8

Чем знамениты Мирон и Ефим Черепановы в истории «Российских железных дорог»?

Слайд 9

Памятник паровозу Черепановых

Слайд 10

Когда был заложен первый камень будущей Транссибирской магистрали?

Слайд 12

В каком году началось строительство БАМа?

Слайд 13

Назовите физическое явление, которому мы обязаны тормозным путём

Слайд 15

Какой прибор предназначен для измерения частоты вращения вала двигателя?

Слайд 16

Пропускает поезда, знает все – кому куда, поезд примет и отправит, зря на месте не оставит, через станцию пропустит, все запомнит, не упустит… О ком идёт речь?

Слайд 18

Какая главная обязанность помощника машиниста?

Слайд 19

Меняют ли колеса у вагонов? Когда?

Слайд 20

Почему машинист видит светофор при сильном тумане?

Слайд 22

Основное устройство железных дорог?

Слайд 24

Что сжигают в топках паровой машины?

Слайд 26

Что нагревают для создания пара в паровой машине: воду или бензин?

Слайд 28

В какой стране в Европе есть суперскоростные поезда и как они называются?

Слайд 30

Какие двигатели меньше загрязняют окружающую среду: дизельные или электрические?

Слайд 32

Какое наименьшее натуральное число можно записать двумя цифрами? Приведите пример.

Слайд 33

День рождения электрической тяги?

Слайд 34

Что такое инвертирование тока?

Слайд 35

Имеются две батарейки- одна на 3 вольта, а вторая на 9. Какое напряжение покажет вольтметр, подключенный к плюсу первой батарейки и минусу второй?

Слайд 36

Загрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к уменьшению ледников. Почему? Каковы возможные нежелательные последствия этого?

Слайд 37

Сколько в доме животных, если все они, кроме двух, собаки. Все, кроме двух, кошки, и все, кроме двух, попугаи?

Слайд 38

Французский император Наполеон, который после военного поражения был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там следующей игрой: из квадрата, разрезанного на 7 частей, складывал различные фигуры. Как называется эта игра?

Слайд 39

Что означает фраза « VIA- VITA »?



Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта

Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта- филиала

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет путей сообщения»

(УУКЖТ УУИЖТ ИрГУПС)

Эмблема_институт

О.О. Стогова

«А знаешь ли ты?»

Методическая разработка

классного часа для студентов старших курсов У-УИЖТ

Улан-Удэ

2021

Рассмотрено и одобрено

на заседании МО

классных руководителей

от «_____»________________2021 г.

Председатель МО ______________

Утверждаю

Зам. директора по учебно-воспитательной работе

______________ Бочарова И.А..

«____» _____________ 2021 г.

Автор: Стогова О.О.

Рецензент: зав. отделением ЭТХ, преподаватель высшей категории Пономарев С.В.

Цель. Знакомство с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе.

Задачи проведения викторины :

  • формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине, родной земле;
  • расширение знаний об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта;
  • воспитание интереса к профессии железнодорожника;
  • развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

Технические средства и пособия:

Компьютер, проектор, диск с презентацией и видеороликом.

Подготовительная работа:

Заранее объявляется тема предстоящей викторины, создаются 4 команды участников, каждой команде дается задание - приготовить название и девиз, приготовить три вопроса (с ответами) для команд соперников, для конкурса «Словесный бой»,выбирается жюри, подготавливаются грамоты и призы участникам и болельщикам.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово классного руководителя, орг. момент – 2 мин
  2. Представление команд(название и девиз)– 10мин
  3. Разминка «Словесный бой»- 15мин
  4. Викторина- «А знаешь ли ты?»-20мин
  5. Конкурс капитанов – 10мин
  6. Конкурс болельщиков – 10мин
  7. Просмотр видеоролика – 8 мин
  8. Подведение итогов, награждение студентов призами и грамотами – 5мин.

Критерии оценок:

Представление команд -мах 10 баллов.

Конкурс1 – разминка «Словесный бой» - I место-5 баллов; II место-4 балла;

III место-3 балла.

Конкурс 2-«Викторина»-за каждый правильный ответ-1 балл.

Конкурс 3-«Конкурс капитанов»-за каждое из заданий- 5 баллов.

Конкурс болельщиков - мах 10 баллов.

Ход классного часа:

Классный руководитель: Наше мероприятие посвящено особенному празднику - это 75-летию отделения ЭТХ, поэтому разрешите всех присутствующих поздравить с нашим праздником!

2-й ведущий. Предлагаем начать наше мероприятие с представления команд, сейчас вам необходимо достойно представить свою команду.(Команды представляют себя).Жюри оценивает.

1-й ведущий.Наш первый конкурс называется «Словесный бой».Вы должны задать по одному приготовленному вопросу для команды соперников. Жюри оценивает ответы участников команд.

Примеры вопросов (ответов) предлагаемых командами:

1)Какой прибор применяется для дистанционного контроля изоляторов?

( Тепловизор)

2)Как называется основной аппарат защиты, который отключает все электрооборудование от контактной сети на электровозах постоянного тока? (быстродействующий выключатель)

3)Какой рекорд установлен ОАО «РЖД» 23 января 2009г и зарегистрирован книгой рекордов Гиннеса? (Вес грузового поезда 15000тонн)

4)От какого слова произошло слово «Шпала»? (подпорка)

5)Где был создан первый в мире работоспособный тепловоз?( в СССР)

2-й ведущий. Каждый студент обучающийся на отделении ЭТХ

отличается силой, смелостью и выносливостью, но должен быть и умным и начитанным.И для вас предлагается следующий конкурс-викторина «А знаешь ли ты?»

Ответы на вопросы викторины:

#1050;ак звали самого первого на Земле пешехода?( Адам)

2. В каком году была запущена первая железная дорога в России общего пользования?

Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км, соединявшая с 1837 года Петербург с Царским Селом и Павловском.

3. В каком веке появилась первая железная дорога обеспечивающая стратегические интересы Российской империи?

Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале 19 века. В 1810 году на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой.

4. Чем знамениты Мирон и Ефим Черепановы в истории «Российских железных дорог»?

В 1834 году на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой.

#1050;огда был заложен первый камень будущей Транссибирской магистрали?

31 мая 1891 г.: будущий император Николай II заложил первый камень будущей Транссибирской магистрали во Владивостоке.

6. В каком году началось строительство БАМа?

В 1974 году началось сооружение Байкало–Амурской магистрали протяжённостью 3147 км для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока и ускорения развития производительных сил в этих районах. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) от Лены до Комсомольска-на-Амуре явилась крупнейшим в России сооружением XX в. 1 ноября 1989 г. после завершения строительства обхода Северо-Муйского тоннеля БАМ был принят в постоянную эксплуатацию по пусковому комплексу. В конце 2001 г. по 15-километровому Северо-Муйскому тоннелю прошел первый поезд.

7. Назовите физическое явление, которому мы обязаны тормозным путём

(Инерция(трение))

#1050;акой прибор предназначен для измерения частоты вращения вала двигателя? (Тахометр)

#1054; ком идет речь? Пропускает поезда, знает все – кому куда, поезд примет и отправит, зря на месте не оставит, через станцию пропустит, все запомнит, не упустит… ( Дежурный по станции)

10. Какая главная обязанность помощника машиниста? (следить за сигналами на дороге и обо всем докладывать машинисту)

11. Меняют ли колеса у вагонов? Когда? (меняют, когда появляется «ползун» выше 2мм)

12. Почему машинист видит светофор при сильном тумане?

(на локомотиве имеется своя сигнализация – маленький светофорчик, который повторяет показания путевых).

13. Основное устройство железных дорог? (железнодорожный путь)

#1063;то сжигают в топках паровой машины? (уголь,газ, нефтепродукт-топливо)
#1063;то нагревают для создания пара в паровой машине: воду или бензин? (воду)

16. В какой стране в Европе есть суперскоростные поезда и как они называются?
(TGV («Train a Grande Vitesse») – французский суперскоростной поезд повышенной комфортности. Связывает главные города Франции: Париж – Марсель (4 часа 40 мин.); Париж – Лион (2 часа); Париж – Рене (2 часа); Париж – Нант (2 часа); Париж – Бордо (3 часа).

17. Какие двигатели меньше загрязняют окружающую среду: дизельные или электрические?

Электропоезда проще в принципе, более удобные в эксплуатации и меньше загрязняют окружающую среду, чем дизельные и дизель-электрические.

18. Какое наименьшее натуральное число можно записать двумя цифрами? Приведите пример. ( , 50 )

#1044;ень Рождения электрической тяги? (31 мая 1879г, когда на промышленной выставке в Берлине демонстрировалась первая жел дорога длиной 274 м, построенная В. Сименсоном. Электровоз, напоминающий современный электрокар, приводился в движение электродвигателем мощностью 9,6 кВт(13 лошадиных сил)

#1063;то такое инвертирование тока? (процесс обратный выпрямлению)

21. Имеются две батарейки- одна на 3 вольта, а вторая на 9. Какое напряжение покажет вольтметр, подключенный к плюсу первой батарейки и минусу второй? ( Вольтметр покажет 0, так как цепь не замкнута.)

#1047;агрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к уменьшению ледников. Почему? Каковы возможные нежелательные последствия этого? ( Промышленные отходы в виде пыли оседают на поверхности ледников, что ускоряет их таяние под действием солнечных лучей. А уменьшение льда приведет к изменению климата)

23. Сколько в доме животных, если все они, кроме двух, собаки. Все, кроме двух, кошки, и все, кроме двух, попугаи? (3)

24. Французский император Наполеон, который после военного поражения был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там следующей игрой: из квадрата, разрезанного на 7 частей, складывал различные фигуры. Как называется эта игра?(танграм)

#1063;то означает фраза «VIA- VITA»? (дорога это жизнь)

2-ведущий. Предоставляется возможность ответить на вопросы тестового задания капитанам команд.

Вопросы тестового задания: (правильный ответ подчеркнут)

1)С помощью какой автоматизированной системы осуществляется управление грузовыми перевозками?

а)ЕКАСУФР; б)ЕКАСУТР; в)ЭТРАН; г)АСОУП;

2)Полупроводниковый прибор, обладающий односторонней проводимостью и не имеющий управляющих элементов?

а)диод; б)транзистор; в)тиристор; г)варистор;

3)Через сколько блок -участков пути после проезда светофора поездом на нем вновь загорается разрешающий сигнал?

а)два; б)четыре; в)один; г)три;

1-й ведущий. Команды очень хорошо потрудились, давайте проведем «Конкурс болельщиков»- конкурс плакатов. Жюри оценивает этот конкурс.

2-й ведущий. Итак, теперь дадим время уважаемому жюри на подведение итогов турнира. А мы в это время посмотрим приготовленный для вас видеоролик. ( Просмотр видеоролика).

1-й ведущий. А теперь мы предоставляем слово жюри.

Жюри объявляет победителей викторины и награждает грамотами и подарками, а так же наиболее отличившихся студентов грамотами.

1-й ведущий.

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования, Обеспечивающий успех.

2-й ведущий.

Вот настал момент прощания,

Будет краткой наша речь:

Говорим всем до свидания,

До счастливых новых встреч!

Используемая литература:

#1044;етская Энциклопедия.Техника.Открытия.Изобретения.-М.Росмэн,2000.

2. Крейнис З. Л. «Великий Российский путь из Санкт-Петербурга во Владивосток». М.: ФГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2010. 492 с.

#1050;лассные часы.9-11 класс, авт.-сост. Н.Г. Колодезнева и др.- Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

"Кто построил эту дорогу?" (По стихотворению Н.Некрасова "Железная дорога")

Урок по стихотворению "Железная дороа" Н.А.Некрасова построен в соответствии с ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. Учащиеся ставят проблемный вопрос и находят ответ на него. Ответ оформля...

Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...

Устный журнал по профилактике детского травматизма на железной дороге на тему "Безопасное поведение на железной дороге. «Правила соблюдать – беду миновать!".

В начале каждого учебного года мы, педагоги совместно с сотрудниками железной дороги проводим встречи с воспитанниками по профилактике детского травматизма на железной дороге. Для этого проводятся инс...

Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Конспект занятия по профилактике  безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»...