Проект гармоничного развития личности "Добрый дом"
проект (5, 6, 7 класс)

Головцова Алла Владимировна

Данный материал разработан для   обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( 5-7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobryy_dom.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

            ПРОЕКТ

   ГАРМОНИЧНОГО

          РАЗВИТИЯ

         ЛИЧНОСТИ

   

       «ДОБРЫЙ ДОМ»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

РАЗРАБОТЧИК  ПРОЕКТА:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ -

                                          ГОЛОВЦОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА

     

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ДОБРЫЙ ДОМ»

Предметная область: надпредметный проект.

Типология проекта:

- групповой (по кол-ву участников);

- социальный (по доминирующей деятельности), проект масштабный, состоящий из нескольких краткосрочных и долгосрочных проектов, каждый из которых отличается определенной направленностью: творческий, практико-ориентированный, исследовательский, информационный, игровой;

- внутришкольный (по характеру контактов);

- долгосрочный (по продолжительности)

Участники проекта: учащиеся 5а класса, учителя школы, родители учащихся, психолог школы, социальные партнеры (ЦДТ, библиотека, музей)

  В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит концепция духовно-нравственного развития     и воспитания личности гражданина России. Образование и воспитание ребёнка с ограниченными возможностями во многом определяет качество его дальнейшей жизни. Образование определяет его место в обществе, а воспитание  - взаимодействие с внешним миром. Сфера ответственности психолого-педагогического сопровождения  умственно отсталых детей включает в себя задачу создания в образовательно-воспитательном учреждении успешного процесса воспитания, социализации ребенка, ее самореализации, поскольку полноценное развитие личности является гарантом общественного благополучия.

Актуальность обусловлена:

  • постоянно растущим интересом общества к процессу гуманизации образования, личностно-ориентированной его направленности;
  • противоречием между важностью и значимостью реализации психологического – педагогического сопровождения гармоничного личностного развития школьников с ограниченными возможностями;
  • слабой теоретической и практической разработанностью духовного, гуманитарного развития умственно отсталых детей

Основная цель проекта – активизация и  создание психолого - педагогических условий, в которых каждый ребенок с проблемами в здоровье может получить возможность всестороннего проявления своей личности и найти тот уровень социальной компетентности, который позволит ему самостоятельно и свободно определять и решать свои социальные вопросы, критически оценивать себя и окружающих людей, соотносить свои интересы с возможностями общества и реалиями жизни.

Задачи проекта

 -формирование стремления к гармоничному развитию личности;

-  формирование общечеловеческих ценностей, гуманистическая ориентация воспитания;

-  развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

-  сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

-формирование стремления к здоровому образу жизни и негативного отношения к вредным привычкам;

-психолого-педагогическое просвещение родителей, способствование сплочению детей    и родителей через совместную творческую деятельность.

Механизм реализации проекта

1 этап. Ценностно-ориентированный (5 класс)

2 этап: Конструктивный (6-7 класс)

3 этап: Оценочно-рефлексивный (8 класс)

4 этап: Презентативный (9 класс)

 Ожидаемый результат:

Использование комплексной технологии, особой культуры поддержки и помощи ребенку  с ограниченными возможностями, активизирует  формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности .

                 Первый  этап. Ценностно-ориентированный.

                               Адаптация  (5 класс)

Цель: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации учеников 5 а класса

Задачи:

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  2. Формирование устойчивой учебной мотивации и низкого уровня школьной тревожности.
  3. Создание условий для эффективного взаимодействия учеников класса и формирования коммуникативных умений.
  4. Активизирование процессов самопознания и самораскрытия.
  5. Развитие творческого потенциала.

Проведены следующие занятия и классные часы:

«Что такое пятый класс?»

«Познай себя»

« Новичок  в средней школе»

«Понимаем ли мы друг друга»

«Мир эмоций»

«Наши учителя»

«Ищу друга»

«Мы и наш класс»

«Речевой этикет, или кое-что о вежливости»

Открытое занятие «На пути к образованному человеку»

           Второй этап. Конструктивный (6-7класс)

Цель: Формирование социально-нравственных ценностей (доброты, взаимопомощи, уважения друг к другу), активной гражданской позиции подрастающего поколения через участие в школьных акциях.

       Одним из интенсивных методов включения умственно отсталых детей в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую позицию и позволяет каждому ребёнку проявить себя в общественной деятельности.

    Проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию ребенком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

Рассмотрим аспектное обоснование социальной значимости проекта «Добрый дом» на данном этапе:

6 класс.

Вид: информационный, т.к учащиеся анализировали и обобщали информацию, которую в последующем представляли широкой аудитории не только детей , но и взрослых.

Цель: привлечение внимания детей к проблемам безопасности жизнедеятельности;

включение детей  в практическую деятельность, при подготовке образовательного представления.

Основные задачи социального проектирования:

  • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
  • формирование навыков коллективной работы;
  •  воспитание гуманных чувств, толерантного отношения к окружающему миру.

Признаки проекта:

1. Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового. 2. Установленные сроки начала и завершения

3. Определенные ресурсы

4. Измеряемый продукт или результат

Планирование

Определение желаемых результатов проект, т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта. В ходе нашего проекта первое полугодие учащиеся изучали и вели подготовку к акции добрых дел (волонтёрской деятельности).

Организация

Образовательная область

Формы организации

образовательной деятельности

I четверть

Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Для того чтобы учащиеся усвоили, что для решения некоторых жизненных задач есть стандартные процедуры и их надо знать. Но, кроме того, есть такие задачи, для которых подобные процедуры отсутствуют, и они должны уметь выстраивать отношения в различных жизненных ситуациях. Изучению потребностей человека, осознанию его индивидуальности и уникальности, самовыражению в творческом процессе были посвящены мероприятия и беседы:

Урок доброты.

Что такое доброта.

Добро и зло.

Добрым быть великое счастье.

Семья.

Семейные традиции.

Семейные ценности.

II четверть

Немаловажным для умственно отсталого ребёнка, как в принципе и для любого другого, возможность получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному творческому делу. С этой целью была организована работа в школьной  «Мультстудии», где  у каждого ребёнка была возможность проявить себя.

 Ребята работали под руководством классного руководителя –Головцовой А.В., и социального педагога Шишовой Н.А. (создание мультипликационного фильма «Машенькина шалость »).

III четверть

Деятельность во втором полугодии была построена под руководством Головцовой А.В.

Участие классного  коллектива в школьном театральном кружке позволило  стимулировать творческую активность обучающихся, активизировать познавательный интерес. Отличительной особенностью организованной деятельности является становление волонтерского движения в данном  классе.  Оценка со стороны окружающих помогла учащимся утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу.

Работа над созданием кукольного представления «Злая спичка» и презентацией «Один дома»

IV четверть

Презентация изменяемого «продукта» проекта  театрализованной программы «Один дома»:

1-6 классы школы;

Пожарная часть;

ДОУ№8.

Считаю, что следует продолжать вовлечение детей в  волонтёрскую деятельность и участие в социальных акциях.

Результативность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект (деятельность была направлена на обучение других детей);
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта»  имеющего для ребёнка  практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте (обучающая театрализованная программа «Один дома»);
  • задуманная, продуманная и осуществленная учеником  (создание мультфильма, кукольное представление);
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом  ( волонтёрская деятельность)
  • через которую формируются социальные навыки подростка.

Работа над социально значимым проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, открыть новые возможности. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

                                     

7 класс.

Эпиграф:        Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”
                                                                                          В.А. Сухомлинский.

 Цель: Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с социумом на основе развития социальной активности и гражданской позиции в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями.

Задачи:

1.Развитие способности к толерантному общению,

   к конструктивному взаимодействию с представителями социума

   независимо от их принадлежности и мировоззрения.

2.Развитие мотивации к социально-активной деятельности;

   формирование уважения и признания к себе и к людям, к миру.

3.Содействие утверждению в жизни современного общества идей

   добра и красоты, духовного и физического совершенствования

   детей и подростков;

4.Создание условий для самореализации участников проекта.

5. Формирование высокого уровня социальной ответственности

    участников проекта за свои поступки сейчас и в будущем.

6.Формирование социально-коммуникативных, творческих и

    организаторских навыков у участников проекта.

 Ожидаемые  результаты

-обретение участниками опыта социально активной деятельности;

-   обретение опыта нравственного поведения и общения;

-   овладение навыками и умениями социальной деятельности.

Система дидактических принципов гуманистического воспитания, построенная на основе системно-деятельностного подхода с учетом особой специфики организации воспитательного процесса, включает в себя:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и “правильные”, общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся не отдельных ценностных норм, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы, предполагающего не разрушение, а совершенствование и устранение причины затруднений.

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных детьми.

Образовательная область

Формы организации

образовательной деятельности

«Познавательное развитие»

Беседы:

«На планете Толерантность»,  «Дружба творит чудеса», «Давайте никогда не ссориться», «Долг платежом красен».

Презентации на нравственные темы- о дружбе, доброте, справедливости.

«Социально – коммуникативное развитие»

Психологические игры для подростков

Ситуативный игра  «Помощь другу».

Этюд «»Скажи доброе слово, комплимент товарищу»

С/р игр «Семья», «К нам гости пришли» и т.д.

Игры с телефоном (любая тема) вежливое обращение.

Д/и «Волшебная шляпа»

«Художественно –эстетическое развитие»

Художественные фильмы, спектакли.

Видео презентации  -«Толерантность», «Урок доброты», «Доброта в нас и вокруг нас», «По тропинкам добра и зла».

«Речевое развитие»

Чтение и обсуждение художественных произведений  на нравственные темы. Работа с образной речью.

Результативность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект (деятельность была направлена на обучение других детей), волонтёрская деятельность в ДОУ№ 8 - обучающая театрализованная программа «Один дома» ;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта»  имеющего для ребёнка  практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте (Театрализованная программа «Лесной спецназ»);
  • задуманная, продуманная и осуществленная учеником  (создание мультфильма, кукольное представление);
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом  ( волонтёрская деятельность)
  • через которую формируются социальные навыки подростка.

                                     

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные  технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.  (А. А. Хромов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология ученического бытия как непременное условие гармоничного развития школьника»

Система работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья школьников....

Развитие гармонично развитой личности

Как правильно воспитать гармонично развитую личность....

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»

выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности....

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...