Воспитательная практика :" Формирование финансовой грамотности путем организации совместных путешествий"
методическая разработка (8 класс)

Ермакова Екатерина Андреевна

Практик по формированию финансовой грамотности у учащихся 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка на участие в IV региональном фестивале воспитательных практик

ГБОУ школа  № 544 с углубленным изучением иностранного языка

Ермакова Екатерина Андреевна,

Учитель немецкого языка

Номинация «Социальные практики: пробы, опыт, ответственность»

Практика «Формирование финансовой грамотности учащихся путем организации совместных путешествий»

Санкт-Петербург

2025

Цель практики.

Формирование практических знаний и умений в области финансов путем организации самостоятельных путешествий силами самих учащихся.

Из цели вытекают следующие задачи:

  • Формировать у учащихся представление о финансовых взаимоотношениях как одной из сфер деятельности человека;
  • Обеспечивать осознание учащимися взаимосвязи приложенных усилий с успешностью деятельности;
  • Развивать основы потребительской культуры;
  • Расширять активный словарь учащихся, включая в него финансовые термины;
  • Способствовать освоению новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель;
  • Формировать бережливость, экономность;
  • Помогать в самореализации и социализации подростков;
  • Налаживать взаимодействие всех участников воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей).

Суть практики (основная идея).

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. И нельзя себе представить наш мир сегодня без денег.

         Финансовая грамотность формируется у современных детей с раннего возраста. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

        Формирование финансовой грамотности сегодня особенно актуально, и знание ее основ с раннего возраста поможет учащимся не совершать необдуманные действия со своими денежными средствами и правильно реализовать свои потребности, что поможет им в будущем стать финансово независимыми. А обучаться финансовой грамотности лучше всего в реальных жизненных условиях, чтобы учащиеся на практике видели необходимость формирования у себя финансовой грамотности.

Как появилась идея объединить организацию совместных поездок с классом с формированием финансовой грамотности.

На базе нашей школы уже несколько лет существует туристический клуб, учителя с учениками и родителями регулярно ходят в походы, организуют поездки по нашей стране. Но роль детей в организации поездок в основном состояла в выдвижении идей, куда бы поехать, и что там делать. Финансовой стороной до последнего времени занимались родители. Мои ученики давно уже хотели поехать в Москву, и наконец-то мы начали планировать поездку на апрель 2025.

Мы обратились в турфирму, и нам предложили организованный тур, цена на который показалась нам несколько высокой. И тут ребятам пришла идея организовать путешествие самим. Чтобы «самим» не превратилось опять в то, что все организуют родители, я решила вовлечь учеников в составление программы поездки с детальной ее проработкой и подсчетом полной стоимости.

Этапы реализации практики.

Я разделила класс на группы, каждой группе было дано свое задание. Группы можно подобрать смешанные, чтобы более мотивированные подтягивали за собой менее мотивированных. Я же объединила группы по равной степени мотивации, чтобы каждый делал то, что ему по силам и видел, что и он вносит свой вклад в общее дело.

Первая группа прорабатывала вопрос, на каком транспорте экономически наиболее выгодно добираться до Москвы.

Вторая группа искала место проживания, и где будем питаться.

Третья группа составляла экскурсионный маршрут.

Ребята в каждой группе выдвигали свои идеи, искали информацию в интернете, узнавали цены, смотрели маршруты, выбирали несколько наиболее оптимальных на их взгляд идей.

Потом мы устроили круглый стол, где коллективно выбрали по одному, на наш взгляд наиболее подходящему варианту, предложенного каждой группой. По итогу круглого стола у нас получилась готовая программа совместной поездки с маршрутом и итоговой стоимостью.

Ребята оформили пути реализации нашей идеи в презентацию, которую мы представили родителям.

Итог и практическое значение применения данной практики практики.

Родители утвердили наш проект поездки в Москву, в итоге он оказался значительно дешевле варианта, предложенного нам турфирмой.

Ребята на собственном опыте увидели, как и из чего складывается стоимость поездки, научились находить информацию о стоимости железнодорожных билетов, билетов в музеи, проживании в гостинице, питания, научились сравнивать и выбирать наиболее выгодные предложения. Также для учащихся стало полезным понять, что все не дается просто так и даже организация, казалось бы, развлекательной поездки - это огромный труд. Ребята учились работать над реализацией идеи сообща, прислушиваясь к мнению других и доказывая свою точку зрения, что привело в том числе и к еще большему сплочению коллектива.

Данная практика также позволила вовлечь в активную совместную работу над поездкой всех участников воспитательного процесса, ученики не были лишь пассивными наблюдателями за организацией, они были полноправными членами команды.

На кого ориентирована практика

Данная практика ориентирована на учеников 8 класса, количество учащихся, принимающих участие в ее реализации -20 человек. В дальнейшем практику можно применять и с другими учащимися 6-9 классов среднеобразовательных школ

 Список литературы.

  1. Линчевский Э. «Психологический климат туристской группы».* 3-е издание, исправленное и дополненное. − Спб: 2012. 204 с. Ф-т 150 х 210 мм.
  2. Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги». Библиотека познавательной литературы, СПб, Владис, 2023
  3. Шамиль Ахмадуллин «Финансовая грамотность, развивающая книга для детей», Домашняя школа, 2022
  4. Прогулки по Москве, путеводитель для пешеходов, Аст, 2021

Приложение 1.

Презентация, составленная учащимися для ознакомления родителей с программой и стоимостью поездки.

https://disk.yandex.ru/d/CvgG0EzAnSoEvQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»

laquo;Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...

Выступление «Пути и способы формирования финансовой грамотности как одной из компетенций обучающихся в современной школе»,2.01.2021

Финансовая грамотность – это инструмент, а наша задача научить школьников пользоваться этим инструментом....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» И «МАТЕМАТИКА»

Аннотация: В предложенной методической разработке рассматриваются особенности использования нового предмета в учебном плане «Финансовая грамотность» в формировании ключевых компетентностей...