Классному руководителю
материал

Лондарева Анна Андреевна

Классному руководителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данная методика применяется для диагностики воспитанности учащихся 5-11 классов.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ М.И.ШИЛОВОЙ

(с некоторыми изменениями)

Отноше-ние

Показатели воспитанности

Признаки проявления воспитанности

Ярко проявляются

Проявляются

Слабо проявляются

Не проявляются

К обществу

Долг и ответственность

Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно,  требует такого же отношения от других

Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других

Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей

Уклоняется от общественных поручений, безответствен

Бережливость

Бережет школьное имущество, призывает к этому и других

Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи

Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей

Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований

К труду

Дисциплиниро-ванность

Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других

Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других

Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей

И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия

Ответственное отношение к учению

Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам

Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят

Учится не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей

Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо

Отношение к общественно полезному труду    ( трудолюбие)

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает

Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей

Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля

К людям

Коллективизм и товарищество

Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела

Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно

Необщительный, эгоистичный

Толерантность, доброта и отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, толерантен к окружающим, дружелюбно относится к людям с ограниченными возможностями и другой национальности, требует этого от окружающих,  побуждает на добрые дела товарищей

Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, дружелюбно относится к людям с ограниченными возможностями и к людям другой национальности, но других на добрые дела не мобилизует

Помогает другим, если поручает учитель или коллектив, адекватен к людям с ограниченными возможностями,  не проявляет признаков агрессии по отношению к людям другой национальности

Недоброжелателен, груб с товарищами, проявляет  агрессию по отношению к людям другой национальности и к людям с ограниченными возможностями

Честность и правдивость

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других

Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами

Часто неискренен, обманывает учителей, старших

К себе

Простота и скромность

Прост и скромен, одобряет эти качества у других

Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди

Прост и скромен в присутствии старших и педагогов

Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам

К культуре

Культурный уровень

Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни

Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни

Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству

 

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

Я – ярко проявляется (5 баллов);

П – проявляется (4 балла);

СП – слабо проявляется (3 балла);

НП – не проявляется (2 балла).

 

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 10).

5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности

4,4 – 3,9 балла – хороший уровень

3,8 – 2,9  балла – средний уровень

2,8 – 2 балла – низкий уровень

Диагностика воспитанности для учащихся

ФИ _________________________________________________   Класс_____________

Выбери одно из четырех суждений каждого показателя, которое наиболее характеризует тебя, и отметь  его

Показатель

Суждение

Это про меня

Долг и ответственность

1) Выполняю общественные поручения охотно и с желанием, ответственно,  требую такого же отношения от других 

2)      Выполняю общественные поручения охотно, ответственно, но не требую этого от других

3)      Неохотно выполняю поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей

4)      Уклоняюсь от общественных поручений, безответствен

Бережливость

1)      Берегу школьное имущество, призываю к этому и других

 

2)      Сам бережлив, но не интересуюсь, бережливы ли мои товарищи

3)      Проявляю бережливость, если чувствую контроль со стороны учителей, товарищей

4)      Небережлив, наношу ущерб школьному имуществу и восстанавливаю его лишь после настоятельных требований

Дисциплини-рованность

1)      Примерно веду себя, соблюдаю правила поведения в школе, на улице, дома, требую этих качеств от других

 

2)      Хорошо веду себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требую хорошего поведения от других

3)      Соблюдаю правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей

4)      И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушаю дисциплину, слабо реагирую на внешние воздействия

Ответственное отношение к учению

1)      Учусь в полную силу, проявляю интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добиваюсь  хороших результатов в учении, сам охотно помогаю товарищам

 

2)  Учусь в полную силу, проявляю интерес к знаниям, хорошо учусь сам, но товарищам помогаю лишь тогда, когда поручают или просят

3)  Учусь не в полную силу, сам не проявляю интереса к учению, требую постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей

4)      Несмотря на контроль, не проявляю интереса к учению и прилежанию, учусь плохо

Отношение к общественно полезному труду ( трудолюбие)

1)      Понимаю общественную ценность труда, проявляю интерес к нему, добросовестно отношусь к самообслуживанию, умело организую труд других

 

2)      Понимаю общественную ценность труда, проявляю интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организую и не побуждаю

 

3)      Тружусь при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей

 

4)      Не люблю труд, стремлюсь уклониться от него даже при наличии требований и контроля

 

Коллективизм и товарищество

1)      Общительный(-ая), уважаю интересы коллектива, сам охотно отзываюсь на просьбы товарищей, организую полезные дела коллектива

 

2)      Общительный, считаюсь с интересами коллектива, охотно выполняю поручения, но сам не организую полезные дела

 

3)      Не очень общительный, отзываюсь на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвую неохотно

 

4)      Необщительный, эгоистичный

 

Толерантность, доброта и отзывчивость

1)      Добрый, заботливый, охотно помогаю всем, кто нуждается в его помощи, толерантен к окружающим, дружелюбно отношусь к людям с ограниченными возможностями и другой национальности, требую этого от окружающих,  побуждаю на добрые дела товарищей

 

2)      Сам добрый, отзывчивый, всегда помогаю в трудную минуту, дружелюбно отношусь к людям с ограниченными возможностями и к людям другой национальности, но других на добрые дела не мобилизую

 

3)      Помогаю другим, если поручает учитель или коллектив, адекватен к людям с ограниченными возможностями,  не проявляю признаков агрессии по отношению к людям другой национальности

 

4)      Недоброжелателен, груб с товарищами, проявляю  агрессию по отношению к людям другой национальности и к людям с ограниченными возможностями

 

Честность и правдивость

1)      Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признаюсь в своих проступках и того же требую от других

 

2)      Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признаюсь в своих проступках, но не требую честности и правдивости от других

 

3)      Не всегда выполняю обещания, не сразу признаюсь в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами

 

4)      Часто неискренен, обманываю учителей, старших

 

Простота и скромность

1)      Прост и скромен, одобряю эти качества у других

 

2)      Сам прост и скромен, но не интересуюсь, обладают ли этими качествами окружающие меня люди

 

3)      Прост и скромен в присутствии старших и педагогов

 

4)      Держусь высокомерно, пренебрежительно отношусь к товарищам

 

Культурный уровень

1)      Много читаю, охотно посещаю культурные центры. Разбираюсь в музыке, живописи. Охотно делюсь своими знаниями с товарищами, привлекаю их к культурной жизни

 

2)      Люблю читать. Посещаю культурные центры. Проявляю интерес к живописи и музыке, но интересуюсь всем этим только для себя. Не привлекаю товарищей к культурной жизни

 

3)      Читаю. Посещаю культурные центры. Иногда посещаю музеи, выставки. Но все это делаю только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей

 

4)      Не хочу читать художественную литературу, отказываюсь посещать культурные центры. Не проявляю интереса к культуре, искусству

 

 

 

Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой

Отношение

Показатели воспитанности

Признаки проявления воспитанности

Ярко проявляются

Проявляются

Слабо проявляются

Не проявляются

К обществу

       Долг и ответственность

Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно,  требует такого же отношения от других

Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других

Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей

Уклоняется от общественных поручений, безответствен

Бережливость

Бережет школьное имущество, призывает к этому и других

Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи

Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей

Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований

К труду

Дисциплинированность

Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других

Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других

Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей

И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия

Ответственное отношение к учению

Учится в полсилы, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам

Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят

Учатся не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей

Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо

Отношение к общественно полезному труду

 ( трудолюбие)

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает

Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей

Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля

К людям

     Коллекти-визм и товарищество

Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела

Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно

Необщительный, эгоистичный

       Доброта и отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей

Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизует

Помогает другим, если поручает учитель или коллектив

Недоброжелателен, груб с товарищами

               Честность и правдивость

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других

Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами

Часто неискренен, обманывает учителей, старших

К себе

     Просто-та и скромность

Прост и скромен, одобряет эти качества у других

Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди

Прост и скромен в присутствии старших и педагогов

Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам

                                      К культуре

                                  Культурный уровень

Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни

Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни

Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

Я – ярко проявляется (5 баллов);

П – проявляется (4 балла);

СП – слабо проявляется (3 балла);

НП – не проявляется (2 балла).

 

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 10).

5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности

4,4 – 3,9 балла – хороший уровень

3,8 – 2,9  балла – средний уровень

2,8 – 2 балла – низкий уровень

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

Я – ярко проявляется (5 баллов);

П – проявляется (4 балла);

СП – слабо проявляется (3 балла);

НП – не проявляется (2 балла).

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 10).

5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности

4,4 – 3,9 балла – хороший уровень

3,8 – 2,9  балла – средний уровень

2,8 – 2 балла – низкий уровень

Сделать вывод об уровне воспитанности классного коллектива и отдельных учащихся.



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о программе развития классного коллектива

  1. Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Концепции воспитательной системы на 2013 — 2018 гг., Рабочей программы воспитания школы и регламентирует порядок разработки и реализации Программ развития классных коллективов
  2. Программа  развития классного коллектива (далее Программа)        —        нормативный        документ,        определяющий        объем,                порядок, содержание воспитательной работы с классным коллективом обучающихся и родителями.
  3. Программа        является        системообразующей        идеей,        позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива
  4. Цель Программы— создание условий для планирования, организации и управления воспитательным процессом в конкретном классном коллективе.
  1. Задачи программы  развития классного коллектива:

  1. Обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательной организации и классных коллективах;
  2. Упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста- профессионала.
  1. Функции Программы:

  1. Нормативная, то есть является документом, рекомендуемым для выполнения в полном объеме;
  2. Целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена;
  3. Определения содержания воспитания, представленное с учетом его распределения по содержательным линиям, классам;
  4. Процессуальная, то есть определяет способы (пути, средства, методы, формы) реализации программного содержания;
  5. Оценочная содержит описание ожидаемых результатов Программы и критериев их достижения, критерии оценки уровня воспитанности обучающихся.
  1. Технология разработки программы воспитательной работы с классом:

  1. Программа составляется классным        руководителем на один учебный год или ступень обучения.
  2. Программа выступает основой для разработки планов мероприятий (действий) на учебный год.
  3. Проектирование                содержания        воспитания        на        уровне        отдельного классного        коллектива        осуществляется        индивидуально                каждым        классным

руководителем в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания воспитания.

  1. Структура программы  развития классного коллектива

  1. Структура Программы является формой представления содержания воспитания как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации воспитательной деятельности, и включает в себя следующие элементы:
  1. Титульный лист .
  2. Пояснительная записка.

3.Программное содержание воспитательной работы.

4.Работа с классным коллективом.

5. Индивидуальная работа с учащимися

 6.Работа с родителями, законными представителями.

                       7. Работа с учителями, преподающими в классе.                      

                       8. Мониторинг эффективности программы.

  1. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в воспитательной деятельности, адресность.
  2. Пояснительная записка - структурный элемент программы, содержащий:
  • анализ проблемной ситуации;
  • цели и задачи  развития классного коллектива;
  • модель воспитательной системы классного коллектива;
  • принципы построения и реализации Программы:

- психолого-педагогическая характеристика класса;

 - формы работы с классом;

 - виды работы с классом;

             - описание        способов        (путей,        средств,        методов,        форм)        реализации         содержания Программы;

- описание ожидаемых результатов и критериев их достижения;

- необходимые ресурсы для реализации программы.

  1. Программное содержание, представленное с учетом его распределения по содержательным линиям (годам обучения), направлениям,  представлено в форме таблицы. Обязательным является указание формы, времени проведения воспитательного мероприятия.
  2. Планирование работы с классом, индивидуальной работы с обучающимися, планирование работы с родителями, педагогами ,работающими в данном классе, мониторинг эффективности программы воспитания и развития и др. структурные элементы программы, в которых указывается содержание работы, сроки проведения, ответственные за её выполнение, которые составляются в виде таблицы.
  3. Список литературы — структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Программа развития классного коллектива составляется на основе рабочей программы воспитания школы.

  1. Оформление Программы

  1. Текст набирается в редакторе Word на листах формата A4.
  2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:
  • название Программы;
  • адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);
  • сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);
  • год составления Программы.
  1. Планирование воспитательной работы представляется в виде таблицы.

  1. Утверждение программы воспитательной работы

  1. Программа на текущий год утверждается в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательной организации.
  1. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
  • рассмотрение Программы на заседании методического объединения классных        руководителей;
  • согласование с заместителем директора по BP;
  • утверждение приказом директора образовательной организации.
  1. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательной организации накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
  2. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу, должны быть согласованы с заместителем директора по BP.
  1. Отчетность и контроль

  1. Классный        руководитель предоставляет:
  • анализ воспитательной работы в конце года;
  • сведения        по        воспитательной работе        с        классом        —        по        требованию администрации образовательной организации.
  1. Методическое        сопровождение        и контроль за качеством        выполнения Программы осуществляет заместитель директора по BP.

Приложение 1

Титульный лист

ПРОГРАММА

Развития классного коллектива

для учащихся …..класса

Автор программы:

Классный руководитель ….класса

ФИО

Приложение 2

Содержание

С указанием страниц

Приложение 3

Пояснительная записка

  • анализ проблемной ситуации;
  • цели и задачи  развития классного коллектива;
  • модель воспитательной системы классного коллектива;
  • принципы построения и реализации Программы:

- психолого-педагогическая характеристика класса;

 - формы работы с классом;

 - виды работы с классом;

             - описание        способов        (путей,        средств,        методов,        форм)        

               реализации         содержания Программы;

- описание ожидаемых результатов и критериев их достижения;

- необходимые ресурсы для реализации программы.

Приложение 4

Программное содержание

Направление воспитательной деятельности

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Формы проведения

Ответственный

Приложение 5

Планирование

-работа с классом

-индивидуальная работа с обучающимися

-работа с родителями

-работа с педагогами, работающими в данном классе


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...