Обучение навыку ожидания детей с РАС
консультация

В материале представлена последовательность работы при формировании навыка ожидания у детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyk_ozhidaniya.docx195.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

  города Москвы «Школа №2051»

Семинар для родителей обучающихся с ОВЗ

учителя-дефектолога  

Лобзовой Любови Александровны

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра навыку ожидания

Москва, 2020.

Сегодня мы с вами поговорим о таком важном навыке как умение ждать. В силу своих особенностей дети с аутизмом часто испытывают сложности с понимание времени. Когда мы обращаемся к ним со словами: «Подожди немного», «Надо подождать пять минут», «Осталось две минуты и ты пойдёшь отдыхать», им зачастую непонятно, сколько же на самом деле продлится ожидание. Две минуты, пять, «немного» - это сколько? Долго это или нет? И получу ли я в конце концов то, чего так жду?

Навык ожидания относится к базовым социальным навыкам, то есть таким, на которых строятся остальные, более сложные навыки.

Трудности с ожиданием могут выглядеть по-разному.

Например, ребенок очень любит  прогулки на улице, при просьбе воспитателя построиться парами для выхода на улицу он приходит в сильное возбуждение, начинает толкать, пинать, наступать на ноги другим детям, пытается выбежать в коридор впереди воспитателя.

Другой пример. В группе появилась новая игрушка. Ребенок пытается выхватить её у других детей, не дожидаясь, пока дети отдадут ему эту игрушку.

Ребенок может требовать, чтобы ему самому  первому  дали любимое блюдо за обедом или угощение на праздник, отталкивает других детей, не дожидаясь своей очереди.

Если родители забирают ребенка из детского сада в определенное время, но иногда опаздывают, то в этих случаях  ребенок пытается самостоятельно уйти из группы, кричит, разбрасывает вещи, если ему пытаются помешать покинуть группу.

 Если вы встречались в своей практике с неумением ждать у детей с аутизмом и другими расстройствами поведения, опишите эти случаи, пожалуйста (описание случаев из практики присутствующих)

Ребенок, который не умеет ждать, в ситуации ожидания становится агрессивным, непослушным, кричит, разбрасывает вещи. И тогда первым действием  взрослых становится наказание за плохое поведение: за крики, разбрасывание вещей, агрессию и т.д. Но смысла таким образом исправлять поведение нет, т.к. его причина – отсутствие умения ждать. В ситуации, когда дети не получают желаемый предмет или занятие «прямо сейчас», они прибегают к проблемному поведению. Поэтому давайте попытаемся сформировать у детей этот важный навык, а не бороться с его результатом.

При обучении чему-либо детей с аутизмом любому навыку мы всегда начинаем с минимального уровня, на котором от ребенка не потребуется вообще никаких усилий. Начинать обучать можно как в естественной обстановке, так и в специально организованной ситуации на индивидуальном занятии у специалиста.

Для начала нам понадобится предмет или занятие, которое ребенок любит и хотел бы его получить. Мы показываем на этот предмет (или называем любимое занятие ребенка) и спрашиваем его: «Хочешь …?). Ребенок словом или жестами показывает нам, что да, он хочет это получить. Мы в течение 1-2 секунд показываем ему карточку «Жди»                                  ,

говорим «Подожди!» (присутствующим демонстрируется соответствующая карточка)   и тут же предоставляем ожидаемый предмет.

 Важно, чтобы ребенок на первом этапе не просил нас несколько раз,  а получал предмет почти одновременно с демонстрацией карточки «Жди». Этим мы спариваем карточку «Жди» и слово «Подожди» с получением ожидаемого предмета.

В дальнейшем эта карточка «Жди» будет присутствовать перед ребенком в течение всего времени ожидания, сигнализируя о том, что сейчас идёт процесс ожидания. Когда ожидание заканчивается, карточка сразу убирается.

На первом этапе стоит задержаться на некоторое время, предлагая ребенку карточку «Жди» и инструкцию «Подожди!» как можно чаще в разных условиях и с разными предметами и занятиями.

В дальнейшем мы начинаем удлиннять интервал ожидания. Показываем ребенку на желаемый предмет, спрашиваем «Хочешь…?»,  демонстрируем карточку «Жди», говорим «Подожди!» и вслух считаем, загибая пальцы: «Один, два, три», потом убираем карточку и отдаём желаемый предмет.

И так постепенно увеличиваем интервал ожидания. На сколько увеличивать интервал? Не более, чем на 25%. Сегодня считали до 5, завтра посчитаем до 7.

По мере увеличения времени ожидания загибать пальцы и считать вслух уже неудобно. Если ребенок уже в состоянии подождать 10-15 секунд,  знакомим его с таймером. Это могут быть песочные часы, таймер с бегущей строкой, убывающей шкалой, визуальный таймер на мобильном телефоне – в общем, любой таймер, где видно, как убывает время. Ставим таймер на минимальное время ожидания, которое не представляет трудностей для ребенка, демонстрируем ему вместо карточки «Жди» таймер. По звонку таймера отдаем предмет или допускаем к любимому занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие трудовых и социальных навыков у детей с проблемами в обучении".

С тданным материалом я выступала на Международной конференции, посвященной трудовому обучению в коррекционной школе....

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Обучение навыкам словообразования детей с нарушениями речи

Раскрываются этапы работы по развитию словообразования у детей на примере использования родственных слов: умение слышать и выделять однокоренные слова с общей основой, работать над текстами, значениям...

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку....

Публикация "Технологии наглядного обучения навыкам самообслуживания детей со сложным дефектом в условиях коррекционной школы VIII вида"

Публикуемый материал содержит описание опыта работы учителя по формированию навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе использования технологии наглядного ...