ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Постановка и решение проблемы. Побуждающий к теме диалог.
методическая разработка (8, 9 класс)

Варава Елена Александровна

Технология проблемно-диалогического обучения. Фрагменты уроков русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postanovka_i_resh._probl.pobuzhd.dial_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент   по теме:

«Морфемика. Способы словообразования» в 6 классе.

III. .Введение в тему.   

Для постановки и поиска решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Учитель

Ученики

- Запишите на доске слова  вазочка, яблочко, белочка, бабочка.

Один ученик записывает слова на доске.

- Разберите эти слова по составу.

Ученики производят разбор в тетрадях и на доске. Большинство учеников выделит в словах суффикс -очк-, но найдутся и такие, кто произведёт разбор иначе. 

- Сверьте свои варианты с доской.

- Все ли разделили слова одинаково?

Ученики обнаруживают, что выделение произведено по-разному.

- Какая же перед вами встала  проблема?

- Как правильно выделить  морфемы в словах?

- Как вы думаете, какая будет тема  сегодняшнего урока?

- Разбор слов  по составу.

- А в каком разделе языка это изучается?

- Морфемика и словообразование (ученики могут назвать какой-то один раздел, ученик дополнит их ответ).

- Запишите тему урока.

Выдвижение гипотез.

- Какие же у вас были основания для выделения суффикса в записанных словах?

- Есть такой уменьшительный суффикс –очк-.

- Действительно, такой суффикс есть. Но во всех ли словах есть это уменьшительное значение?

- Нет, уменьшительного значения нет в слове  бабочка – это просто название насекомого.

- Только ли один суффикс -очк- имеет уменьшительное значение?

- Нет, есть ещё и другие суффиксы, например,      -ик- (столик), -чик- (стульчик), -к- (речка).

- Какие ещё есть гипотезы?  Как можно проверить правильность выделения суффикса?

- Нужно посмотреть, от чего образованы эти слова?

- Как доказать правильность наших предположений в выборе образующего слова?

- Нужно дать толкование записанных слов, объяснить их.

- Выполняйте работу.

Обратите внимание! За суффиксом закреплено то значение, которое имеется в толковании слова.

Вазочка – «маленькая ваза (суффикс -очк-).

Яблочко - «маленькое яблоко» (суффикс -к-, в корне  яблоч  чередование  к/ч).

Белочка – «маленькая белка» (суффикс -к-, в корне  белоч  чередование  к/ч   и о/нуль звука или беглый гласный  о).

Бабочка – нет в языке слова, с которым можно его соотнести по смыслу, поэтому вся основа – корень бабочк.

- Как называется разбор, который вы сейчас производили?

- Словообразовательный.

- Попробуйте теперь вывести закон для правильного выделения морфем в словах.

- Чтобы правильно выделить морфемы в слове, нужно установить, от какого слова данное  слово образовано  (произвести словообразова-тельный разбор).

Фрагмент   урока по теме:

«Сравнительный оборот»  в 8 классе.

V. Открытие нового знания.   

Для постановки и поиска решения учебной проблемы  используется побуждающий диалог.

 На доске записаны предложения.

Луг, как бархат, зеленеет.  – Луг как бархат.

Длинные травы колебались над ручьём, точно нечёсаная золотистая грива какого-то зверя. – Ручей пробирался среди валунов, извиваясь как змея.

Учитель

Ученики

- Прочитайте предложения.

Читают.

- Что общего есть во всех записанных на доске предложениях?

- В этих предложениях есть сравнительный оборот.

- Как вы думаете, почему сравнительный оборот получил такое название?

- Потому что он называет что-то через сравнение.

- А что отличает записанные на доске предложения?

- В одних случаях сравнительный оборот выделяется запятыми, а в других не выделяется. Разные союзы…

- Как вы думаете, какая проблема будет стоять на уроке?

Как ставятся знаки препинания при сравнительном обороте?

- Посмотрите на первую пару примеров. Какие у вас будут версии?

- Сравнительные обороты являются разными членами предложения.  В 1-м  предложении – обстоятельство, а во 2-м – сказуемое.

- Вспомните правила о постановке знаков препинания в предложениях с этими конструкциями.

- Если обстоятельство выражено сравнительным оборотом с союзами  как, словно, точно, то оно выделяется запятыми. А между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, тире не ставится, если в составе сказуемого есть сравнительный союз как, точно, словно.

- Сравните следующую пару предложений.

- Какие будут гипотезы о постановке знаков в этом случае?

- Может быть, дело в распространённости оборотов?

- Согласны  с этим?

- Но в 1-м предложении сравнительный оборот тоже был нераспространённым как бархат, а запятыми выделялся.

- Какие будут ещё версии?

- В чём особенность выражения извиваться как змея?

- Верно.

- Это фразеологический оборот, устойчивое выражение.

- А теперь сделайте вывод, когда не обособляется сравнительный оборот.

Вспомните диктант вначале урока.

- Если он входит в состав сказуемого или является фразеологизмом.

- В каких конструкциях ещё может встречаться сравнительный союз?

- Он может присоединить приложения.

- Как в этом случае ставятся знаки препинания?

- Если союз как имеет значение причины,  то  запятая перед ним ставится, а если значение «в качестве», то не ставится.

Фрагмент   урока по теме:

 «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью сравнения» в 9 классе.

V. Открытие новых  знаний.   

1. Предлагается  для постановки и поиска решения учебной проблемы  побуждающий диалог.

Учитель

Ученики

Диктует предложения.

Луг как бархат.

Луг, как бархат, зеленеет.  

Луг зеленеет, как будто кто-то расстелил нарядный бархат.

Записывают предложения  в тетради.

- Как вы думаете, что объединяет эти  предложения?

- Здесь везде есть сравнение.

- А что различает?

- Здесь разные союзы.

- Согласны с таким различием?

В 1-м и 2-м предложениях одинаковый союз.

- Какие ещё будут версии?

- Здесь разные предложения.

- Конкретизируйте свой ответ.

- 1-е предложение – простое, 2-е – простое со сравнительным оборотом, 3-е – сложное.

- Объясните пунктуацию в предложениях.

- В 1-м предложении перед союзом как нет никаких знаков, так как сравнительный союз стоит перед сказуемым, выраженным существительным.

- Во 2-м предложении есть сравнительный оборот, который с обеих сторон выделяется запятыми.

- 3-е предложение – сложноподчинённое.

- Как можно назвать вид придаточной части в  3-м предложении?

- Придаточное сравнительное.

- Какая же будет тема урока?

- «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью сравнения».

- Запишите её в тетради.

Записывают.

- Докажите, что перед вами придаточная часть сравнения. Какой план вы предложите для доказательства?

- Нужно определить значение придаточной части, установить, к чему  относится, задать вопрос, указать средства связи, расположение частей.

- Постройте доказательство.

- Содержит сравнение, относится ко всей главной части, отвечает на вопрос как?, присоединяется союзом как будто, находится после главной части.

- В чём, на ваш взгляд, заключается отличие придаточной части сравнения и сравнительного оборота?

- Сравнительный оборот выражен одним словом, а придаточная часть – это целое предложение.

- Всегда ли сравнительный оборот выражен одним словом?

- Нет, сравнительный оборот может включать и несколько слов.

- Посмотрите ещё раз на конструкции со сравнительным оборотом и придаточной частью сравнения.

- В сравнительном  обороте нет глагола.

- А если сказать точнее? Что делает придаточную часть предложением?

- В придаточной части есть сказуемое.

- Верно. А  теперь сформулируйте отличие придаточной части сравнения от сравнительного оборота.

Формулируют отличие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка

В настоящее время в учебных  заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...

Использование проблемно-диалогической технологии обучения

Использование проблемно-диалогической технологии обучения на примере урока немецкого языка в 5 классе "Как выглядит город Габи в различное время года"...

«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».

Краткая характеристика психологического содержания  операций, составляющих (УЛД)....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:- для ...

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Постановка и решение проблемы. Подводящий к теме диалог.

Технология проблемно-диалогического обучения. Фрагменты уроков русского языка....