ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Постановка и решение проблемы. Подводящий к теме диалог.
методическая разработка (6, 7 класс)

Варава Елена Александровна

Технология проблемно-диалогического обучения. Фрагменты уроков русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postanovka_i_resh.probl_.podvod.dial_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по теме:

«Простое глагольное сказуемое» в 8 классе.

V. Введение нового материала.   

Для постановки и поиска решения учебной проблемы используется подводящий диалог.

 Учитель

Ученики

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

Читают.

Что же ты молчишь?

Старинные вязы будут попадаться вам на пути.

И только небо засветилось, всё шумно вдруг засуетилось…

Ты бы помирился с ней…

Философ Хома пришёл в совершенное уныние от таких слов.

- Найдите сказуемые, выпишите их вместе с подлежащими.

Находят, выписывают.

Ты молчишь, вязы будут попадаться, небо засветилось, всё засуетилось, ты бы помирился, Хома пришёл в   уныние.

- Какие типы сказуемых вам встретились в этих примерах?

- Разные: простые и составные.

- По каким признакам вы это установили?

- Есть сказуемые, которые состоят из одного слова, а 2 сказуемых состоят из двух слов: будут попадаться и пришёл в уныние…

- Все согласны?

- Все ли признаки для установления типа сказуемого вы назвали? Вспомните определение в рамке.

- Нет, нужно ещё посмотреть на выражение лексического и грамматического   значения в сказуемом.                

 

- Как представлено лексическое и грамматическое значение в простом сказуемом, а как в составном?

- В простом – в одном глаголе, а в составном – в разных словах.

-  Посмотрите ещё раз на сказуемые будут попадаться и пришёл в уныние. В каком наклонении и времени употреблено сказуемое будут попадаться?

- В изъявительном наклонении будущем сложном времени.

- А в каких словах выражено лексическое значение?

- В этих же – это одна форма будущего времени.

- Как выражено лексическое значение                 сказуемого   пришёл в уныние? А грамматическое?

- В двух словах, т.к. это неделимое сочетание – фразеологизм (расстроился).

- К какому же выводу мы пришли в отношении типов сказуемых в записанных предложениях?

- Все сказуемые – простые.

- Какого вида могут быть эти сказуемые?

- Только глагольные.

- Вспомните, какие у глаголов есть непостоянные морфологические признаки.

- Наклонение, время, лицо, число, род.

- В каких случаях мы определяем у глаголов лицо, а в каких род?

- В настоящем и будущем времени изъявитель-ного наклонения и в повелительном наклонении – лицо, а в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении в ед.ч. -  род.

-  Определите глагольные признаки у выписанных глаго-лов-сказуемых, запишите эти признаки.

- Молчишь – изъяв.накл., наст. вр., 2 л., ед.ч.

Будут попадаться - изъяв.накл., буд. вр., 3 л., мн.ч.

Засветилось, засуетилось - изъяв.накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.

Помирился бы - услов.накл., ед.ч., м.р.

Пришёл в   уныние - изъяв.накл., прош. вр., ед.ч., м.р.

- От чего зависит выбор той или иной формы рода, лица, числа?

- От подлежащего.

- Сделайте вывод о способах выражения простого гла-гольного сказуемого на основе рассмотренных примеров.

Делают выводы по своим наблюдениям.

Фрагмент урока по теме:

«Сложноподчинённые предложения с придаточной частью следствия» в 9 классе.

V. Открытие новых знаний.   

Для постановки и решения учебной проблемы используется подводящий диалог.

 Учитель

Ученики

Учитель диктует два предложения.

Он всё сделал так, что все удивились.

Он всё сделал, так что все удивились.

Ученики записывают.

- Как вы расставили знаки препинания?

- В 1-м предложении поставили запятую после слова так, во 2-м – после слова сделал. 

- Сравните эти два предложения. Почему мы их можем сравнить? Какие будут версии?

- Состоят из одних и тех же слов, но по-разному поставлены знаки препинания.

- 1-е предложение – образа действия и степени (определить второе затрудняются).

- Какую проблему мы будем сегодня решать?

- Определять новый вид придаточных предложений.

- Попробуйте сравнить придаточные части 1-го и 2-го предложения по значению. Что вы заметили?

- В 1-м предложении придаточное раскрывает образ, способ действия, как сделано дело, а во втором – действие выполнено, закончено полностью и что после этого последовало.

- Какие ещё признаки нужно указать для определения вида придаточной части? (Вспоминают план.)

- Поставить вопрос, указать средство связи и расположение придаточной части.

- Выполните эту работу.

- Вопрос задать сразу сложно (учитель может помочь): что из этого следует?, союз так что, придаточная часть находится после главной.

- Проверьте, можно ли поменять части местами.

- Части переставить нельзя.

- Какой же перед вами вид придаточного?

- Придаточное следствия.

- Запишите тему урока.

Записывают тему урока в тетради «Сложно-подчинённые предложения с придаточной частью следствия». 

-  Сформулируйте определение нового вида придаточных на основе проведённых наблюдений.

Формулируют определение придаточного следствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка

В настоящее время в учебных  заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...

Использование проблемно-диалогической технологии обучения

Использование проблемно-диалогической технологии обучения на примере урока немецкого языка в 5 классе "Как выглядит город Габи в различное время года"...

«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».

Краткая характеристика психологического содержания  операций, составляющих (УЛД)....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:- для ...

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Постановка и решение проблемы. Побуждающий к теме диалог.

Технология проблемно-диалогического обучения. Фрагменты уроков русского языка....