Семинар - практикум для педагогов "Защищаем детей от жестокого обращения"
методическая разработка

Туктарова Нурия Нурулловна

Последствия пережитого насилия сказывается на протяжении всей жизни ребёнка. Нарушения, которые являются следствием различных форм жесткого обращения, могут проявляться в настоящем и это отразится на характере общения ребёнка со сверстниками, особенностях поведения в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум: «Защищаем детей от жестокого обращения»

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах защиты прав детей, профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними.

Задачи: 

1. Ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.

2. Определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Ход мероприятия

        Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Прежде чем начнем работать давайте проведем разминку.

Упражнение «Комплименты»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы

Инструкция: участники сидят в кругу. Педагог передает мягкую игрушку «цветок» следующему участнику, приветствует его и говорит при этом ему комплимент. Обмен комплиментами происходит в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество)» и «цветок» передается следующему участнику. И так по кругу, пока все педагоги не скажут друг другу комплименты и «цветок» не возвратится ведущему.

Например:

- Инна Михайловна, здравствуйте, вы такая добрая!

- Да, это так. А еще я ответственная!

- Марина Ивановна, добрый день, у вас такие красивые глаза!

Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзной темы - насилие и как защитить наших детей от него. Почему, именно эта тема?

    Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост жертв детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. Причины скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, изменении ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно-бытовых отношениях, чрезмерной занятости родителей, увеличивающемся социальном расслоении общества, агрессивности и насилии во всех социальных слоях населения.

«Самым слабым звеном» в обществе оказались дети, поскольку у них меньше всего сил, знаний, навыков и ресурсов для выживания.

Правовое поле, защищающее ребенка от произвола тех, кто осуществляет воспитательные функции, обширно, но в действительности насилия над детьми не становится меньше.

Именно поэтому, особое значение приобретает профилактика жестокого обращения с детьми, а именно работа с родителями по формированию ненасильственных способов взаимодействия с ребенком, развитие критичности мышления по отношению к жестокому обращению с детьми. 

Педагог: Как Вы думаете, кому труднее живется в семье родителю или ребенку?

Почему? (ответы воспитателей).

Да, ребенку, его постоянно оценивают, им командуют, не всегда считаются с его интересами, увеличениями, желаниями.

Что такое семья для ребенка? (ответы воспитателей)

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка - это его дом, семья. Казалось бы, действительно,- именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще и чаще приходиться слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи.

Давайте определим, что представляет собой домашнее насилие над детьми. (Ответы воспитателей)

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно, насилие над детьми (англ. аbuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. мaltreatment – плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной квалификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

Нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, то есть попадают под действие уголовного кодекса.

Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

Какие виды насилия выделяют? Или вы знаете? Их 4 вида

Физическое насилие

Сексуальное насилие 

Пренебрежение нуждами ребенка 

Психическое (эмоциональное) насилие 

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического здоровья.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

Внешний вид ребенка и характер травм:

• множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие).

Если физическое насилие мы можем увидеть сразу и принять соответствующие меры, то есть и другие виды насилия, приводящие к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.

Педагог: Кто знает какие виды насилия к ним относятся? (Ответы воспитателей)

К этой форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• оскорбление и унижение его достоинства;

• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка и т.д.;

Наверное, вам приходилось столкнуться с тем, что вы слышали, как родители ругают своих детей.

Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка.

Если мы обратим внимание на построение фраз, то нам часто приходиться слышать такие фразы: «Ты ничего не слышишь», «Сколько раз можно тебе повторять!», то есть «Ты-высказывания».

Практическое занятие «Измятое лицо»

Участникам семинара раздается распечатанные «лица». Задание нам нужно произнести «Ты-высказывания» и каждый раз мнем «лицо».

Посмотрите, что у вас получилось. Такие фразы, где встречаются местоимения «ты», создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека и никакой воспитательной роли не играют. В результате ребёнок чувствует, что он виноват, он плохой. Ведь взрослый является для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и в правду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет. А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.

Как вы думаете можно ли реабилитировать нашего «Ребенка»? МОЖНО, но КАК?

Вот эти «Ты-высказывания», можно заменить на «Я-высказывания». Что такое я высказывания?

«Я – высказывания» - это когда мы говорим лишь о том, чего мы хотим, что чувствуем. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

Например, вместо «Ты опять в садике себя плохо вёл?», мы говорим: «Меня расстраивает твоё плохое поведение», чаще применять «мне бы хотелось», «я была бы рада».

Во многих культурах, включая и нашу, классическим наказанием нашалившего ребенка является его временная изоляция, для чего используются разные места: традиционный угол, закрытое помещение (с вариантами от детской до чулана) или специальное «наказательное» кресло или стул.

Эта форма наказания пользуется популярностью, потому что она сравнительно гуманная (по крайней мере, по сравнению с ремнем) и дает родителям передышку.

Педагог: Так ли уж она безобидна? (Ответы воспитателей)

Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства, то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

Бывает, что школьники, подражая поступкам взрослых, сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель. Одним такое наказание другого приносит радость, других огорчает.

Разыгрывание ситуации «Притча о медведе в тесной клетке»

«В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, где он мог сделать в одну сторону только четыре шага. Так медведь и ходил целыми днями по клетке туда и обратно. Время шло, зоопарк отремонтировали и запустили медведя в новый просторный вольер. Он огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвёртый, а потом повернулся и, как раньше, сделал четыре шага обратно. Он так и не мог понять, что теперь прутья клетки, ограничивающие его свободу, существуют только в его воображении. В памяти зверя они оказались крепче настоящих».

Последствия пережитого насилия сказывается на протяжении всей жизни ребёнка. Нарушения, которые являются следствием различных форм жесткого обращения, могут проявляться в настоящем и это отразится на характере общения ребёнка со сверстниками, особенностях поведения в различных ситуациях.

В ситуации непосредственного взаимодействия с детьми воспитатель оказывается первым, кто может обнаружить признаки жесткого обращения с ребёнком. Здесь можно выделить два варианта

 – педагог наблюдает в поведении ребёнка признаки, которые указывают на факты жесткого обращения,

- или педагог непосредственно является свидетелем факта жёсткого обращения с ребёнком. (когда родители приводят или забирают их часто можно наблюдать картину)

Признаки, по которым можно заподозрить жестокое обращение:

  • одежда не по сезону и не по размеру; запущенный внешний вид (плохо пахнет);
  • социальные заболевания (педикулез и др.);
  • беспокойство или тревожность, нарушение сна, нарушение аппетита;
  • утомленный, сонный вид;
  • склонность к уединению, агрессивность;
  • отпечатки пальцев, ремня, ожоги
  • постоянный голод;
  • требования ласки и внимания;

Со стороны родителей:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • часто меняют детского участкового врача;
  •  переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы?

В этом случае обратите более пристальное внимание не только на него, но и на его родителей.

Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют:

- настороженность или безразличие,

-чрезмерную озабоченность.

На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно, либо напротив, очень бурно и эмоционально.

Возможный алгоритм действий педагога:

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками, наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т. д.

Во-вторых, если факт жестокого обращения подтвердился мы действуем согласно регламента незамедлительно сообщаем о случившемся руководителя учреждения.

И если ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления.

Наша задача выступать в роли защитников, поэтому мы всегда должны верить ребенку. Наша задача – разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем. Рассказывать о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хронологически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой.

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.

И я хочу вам прочитать притчу «Притча о помощи»

          Человек тонул в болоте. Во все горло он звал на помощь. Один решил помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. – Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал в грязи и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне свою руку», - снова и снова требовал человек на берегу. Но ответом был только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен протянуть ему свою. Только тогда ты сможешь его спасти». 

* Эта притча как нельзя лучше показывает, работу педагога с детьми.

Рефлексия, подведение итогов семинара-тренинга.

И в конце своего выступления хотелось бы получить обратную связь.

Инструкция: Я вам передаю лист где вы отметьте, пожалуйста, где нарисован чемодан, мусорная корзина и мясорубка.

Если вам понравился семинар и вам было что взять с собой ставите «плюс» где чемодан;

 Если что-то показалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину»;

Если что-то оказалось интересным, но что нужно ещё додумать, доработать, «докрутить» то ставим плюс где «мясорубка». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по вопросу защиты детей от жестокого обращения

В работе представлено нормативно-правовая база по вопросу, причины, формы, виды отвественности и особенности влияния на детей. К тектовому файлу прилагается презентация....

Организационно правовые меры государства по защите детей от жестокого обращения

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более актуальной. Масштабы распространения насильственных отношений к несовершеннолетним диктуют необходимость принятия радикальны...

Профилактика асоциального поведения детей, переживших жестокое обращение.

Методическая программа Методическая темаПроведение занятия,срокиЦель1.Профилактика асоциального поведения детей, переживших жестокое обращение с помощью метода «Сюжетно-ролевая игра»Сюжетно-ролев...

Родительское собрание на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия"

Сообщение на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия. Последствия насилия подростков", видео- ролик....

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...