Консультация для родителей «У меня одаренный ребенок»,
консультация

Орлова Мария Владимировна

Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности. Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_s_roditelyami_1.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «У меня одаренный ребенок», или что нужно знать, уметь и делать родителям одаренных детей.

Просто о сложном: что такое одаренность?

Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности. Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).

Одаренный дошкольник – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Портрет одаренного ребенка, или как понять, что мой ребенок – одаренный?

Интеллектуально-творческий портрет одаренного ребенка: у него явно выражены определенные способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересующих его видах деятельности. Одаренный ребенок заметно опережает своих сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху.

Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их, - значит постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия способностей.

Одаренность в дошкольном возрасте (3 – 7 лет)

Если у Вашего ребенка:  

  • отличная память в сочетании с ранним языковым развитием;
  •  чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе;
  • проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно;
  •  живое воображение, изобретательность и богатая фантазия;
  • отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки;
  • повышенные математические способности в плане вычислений и логики;
  •  устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач;
  •  обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие;
  • наблюдаются трудности в общении со сверстниками;
  • высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна);
  • зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске)

то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей. 

Предметно-пространственная среда, стимулирующая развитие одаренности ребенка дома – какая она?

Развивающая среда – это окружение ребенка такими предметами, играми и вещами, которые не бесполезны для ребенка, а активно стимулируют его развитие, тем самым создавая хорошие предпосылки для раскрытия талантов…

  • В семье игры и игрушки можно разместить, создав «центры». Содержание «центров» нужно периодически менять. Это не значит, что игрушки нужно выбрасывать. Создайте дома «камеру хранения», из которой доставайте те игрушки, которые немного подзабыты ребёнком;
  • Учитывайте возрастные особенности и потребности ребёнка;
  •  Включите не только стационарную, но и мобильную мебель;  
  • Сделайте «сундучок», в котором будут храниться предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие детали разных костюмов;
  • Не концентрируйте весь игровой материал в одном месте, создавайте для ребёнка ситуацию активного поиска. Помните, что мальчики осваивают «дальнее пространство», а девочки – «ближнее» пространство;
  • Предметы – заместители и полифункциональное игровое оборудование (ширмы) обладают наибольшим развивающим эффектом;
  •  Интересно создать в комнате подиум с мягкими подушками, на которых можно отдохнуть;
  • Создайте «детское зеркальце». В идеале зеркало помещают в прихожей. Уходя из квартиры, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривать себя и менять, в случае необходимости, что – либо в своей внешности. У ребёнка начинает формироваться культура внешнего вида, качества трудолюбия, самостоятельности. Не храните одежду на стульчиках. Хорошо, если вы приобретете, детские плечики и ребёнок будет приучаться к порядку;
  • Можно организовать «Картинную мини – галерею». Важно приучить глаза ребёнка к живописи, графике, к скульптуре. Размещайте произведения одного или нескольких авторов портретную живопись, рассматривайте и обсуждайте вместе с ребёнком. Там же размещайте детские работы;
  • Организуйте «мешочек добрых дел». За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет. Итоги подводите в субботу, но не используйте «мешочек» в качестве поведения на показ;
  •  «Детская лаборатория – это серьёзно». Создайте элементарную детскую лабораторию. Соберите в коробочку магниты, бинокли, лупы, микрофоны, компасы и т.д. Организуя лабораторию, постепенно вводите новые предметы, рассказывая о них, показывая способ действия;
  • В зависимости от пола ребёнка, организуйте уголок «умелых ручек» или «уголок мастериц». Сделайте подборку из бросового материала: пробки, пластиковые бутылки, катушки, подборку из природного материала: шишки, мох, семечки и т.д.;  
  •  «Книжки в вашем доме». Создайте полочку или стол, где будут храниться любимые книги, магнитофон. Рассматривайте, слушайте вместе, а потом ребёнок сам начнёт читать;
  •  «Альбомы по интересам». Собирайте в них фантики, открытки, наклейки, создавайте коллекции;
  •  «Лента моей жизни». Очень хорошо, когда у ребёнка на виду имеются семейные фотографии, ещё лучше, когда рядом есть фотографии всей семейной родословной;
  •  Организуйте уголок спорта. Пусть там находятся любимые спортивные игрушки, и будет возможность поиграть в любой момент;  
  • Создайте уголок «тишины», где будут предметы и игрушки, дающие возможность успокоиться, отдохнуть;

При создании среды учитывайте гендерную специфику и наполните среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и для мальчиков. Специфичный материал, мы знаем, для девочек – куклы, коляски, для мальчиков – машины, пистолеты…..

Что же может быть общим? Это конструкторы, обучающие игры.

Покупая игрушку, обращайте внимание на сертификат, безопасность материалов, развивающий потенциал игрушки! Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, буквам, добавьте магнитную доску, наборы цифр, букв, линейки.

Помните, создание среды - это творческий процесс. В нём принимают участие две стороны – родители и дети. Дерзайте и у вас получится!

Правила взаимодействия с одаренным ребенком: как поддержать интересы, стимулировать активность, воспитывать самостоятельность?

Если Вы заметили у Вашего ребенка признаки одаренности:

 Отвечайте на все бесчисленные вопросы.

Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.

Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

 В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы.

Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.

Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий.

Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.

 Объединиться в создании «групп по интересам».

Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.

Избегайте создания «эффекта ореола».

Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.

Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Ребенок должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.

«Моему ребенку нужна моя помощь»: в чем одаренные дети часто испытывают затруднения и как родитель может помочь?

У вас растет одаренный ребенок и в последнее время он борется с рядом социальных, эмоциональных проблем?

Одаренность часто сопровождается удивительным набором проблем:  

  • очень ранимы, особенно в тех случаях, когда, как им кажется, не совсем правильно  оценивают результаты их деятельности;
  •  с трудом находят друзей, подвергаясь рискам социальной изоляции;
  •   опережая в умственном развитии других детей, обычно одаренный ребенок имеет уязвимые места в физическом развитии, которое не успевает «бежать» вслед за умственным и происходит в срок;
  •  потребность во внимании взрослых.

 Высокий уровень умственного развития детей влияет на их отношение со взрослыми. Не всегда взрослый для них безусловный носитель норм и правил, его требования они могут не выполнять, а действия и личностные особенности подвергать критическому анализу.

Так можно ли помочь одаренным детям? Можно!

Полезные советы мамам и папам маленьких почемучек, которые в свое время дал Джон Гауэн – исследователь детской одаренности и один из самых больших авторитетов в области изучения творчества:

  • создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными открытиями;
  •  поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам;  
  • будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям, уважайте любопытство ребенка;
  •  оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения;  
  • создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви, уважения к себе и окружающим. Без этих "банальностей" человек не способен достичь высот самовыражения;  
  • помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе;
  •  постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Требуются время и терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт;
  •  помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй;
  •  постарайтесь найти своему чаду "компаньона" такого же возраста и способностей. Возможно, придется потратить немало сил и времени, но это лучше, чем позволить ребенку замкнуться и избегать общения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как говорит ваш ребенок" (ясельная группа)

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.К сожалению, случается, что родители обращают внимание на пл...

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В УЧЕБЕ"

Как помочь своему ребенку в учебе для родителей будущих первоклассников...

Консультация для родителей: "Что делать если ребенок не говорит"

В работе раскрываются физиологические несовершенства звукопроизношения у детей, т.е что считается нормой неправильного произношения у трех - четырехлетних детей, так же что способствует правильному ра...

Консультация для родителей "Как определить талант ребенка?"

Говорят, что каждый ребенок талантлив по-своему. Если вовремя выявить способности и таланты ребенка, то впоследствии, обнаруженные способности могут стать залогом успешного развития его карьеры. Родит...