Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ на тему: "Недостатки речи сегодня - трудности в обучении завтра!"
консультация

Агеева Наталья Борисовна

В материале раскрываются основные направления работы педагогов ДОУ по речевому развитию дошкольников с целью успешной подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nedostatki_rechi_segodnya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Недостатки речи сегодня – трудности в обучении завтра»

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много недостатков:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.

Правильная речь – один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ведь именно правильная речь – залог успешного овладения чтением и письмом.

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах.

Звуковая культура речи включает работу по развитию:

  • звуковой выразительности речи (интонация, темп, тембр);
  • произносительные качества;
  • двигательные средства выразительности (мимика, жесты);
  • элементы культуры речевого общения;
  • речевой слух и дыхание.

Процесс овладения звуковой культурой речи осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:

  • работа должна проводиться систематически;
  • работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности;
  • необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает четкое произношение звуков.

Целью игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, является выработка длительной, направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков. Этому способствуют различные игры и упражнения: дыхательные тренажеры «Забей гол», «Времена года», «Сюрприз», вертушки.

Методические рекомендации:

  • Учите детей делать быстрый, глубокий вдох через нос, а затем плавный длительный выдох.
  • Следите, чтобы при вдохе плеч ребёнка не поднимались, надувался животик, а выдох был плавным и непрерывным.
  • Следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе модно прижимать их ладошками).
  • Чтобы избежать головокружений, делайте не более 3-5 упражнений подряд.

Например, у Веры Г. были трудности в постановке звука [ш], при правильной артикуляционной позе звук не получался. После использования описанных приемов на развитие речевого дыхания удалось поставить шипящий звук.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым различение слов, близких по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами языка.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных задач. Вначале дети учатся узнавать неречевые звуки. далее дети учатся определять первый звук в слове, потом последний звук в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове. Последний этап – формирование навыков звукового анализа и синтеза.

В своей работе я использую следующие игры на развитие фонематического слуха: «Буквоград», «Домик звуков», раздаточный материал на определение места звуков в словах.

С помощью таких игровых приемов у Киры О. удалось поставить звук [ж], который она путала и не отличала на слух от звука [ш].

Артикуляционная гимнастика – является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребенка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений языка.

Проводить гимнастику следует ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать в течение 5-7 минут. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом. Взрослые следят за качеством выполняемых движений.

Для развития артикуляционной моторики я использую деревянные фигурки с упражнениями, куклы-рукавички, карточки для гимнастики, дидактическую игру «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика».

Данные методы работы помогли Мише С. научиться говорить шипящие и сонорные звуки.

Технологию интеграции как средство формирования математических представлений дошкольников можно тоже отнести к разряду инновационных.

Интеграция – это взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интеграция математического развития может осуществляться через различные образовательные направления, в том числе и через речевое развитие.

Ошибки употребления имён числительных:

1. Сочетание наречий МНОГО, МАЛО и числительных от 5 до 10 с родительным падежом существительных (много стулов, пять окнов).

3. Дательный падеж данных сочетаний (к двум веточкам).

4. Винительный падеж данных сочетаний (вижу два карандаша, двух бабочек, пять бабочек, карандашей).

5. Творительный падеж названных сочетаний, наименее употребляемый в речи дошкольников (двумя карандашами).

Важно, что аналогичные ошибки встречаются и в речи детей из массовых групп!

Педагог следит за правильностью речи детей, исправляет речевые ошибки:

Формируя правильное согласование существительных с числительными, необходимо требовать не только итоговое число, но и добавлять к числительному существительное.

При решении задач ребенок должен ответить, что на поляне стало пять зайцев, а потом шесть зайцев, семь зайцев.

При порядковом, прямом, обратном счёте проговаривать не только числа, но добавлять к ним существительные.

На первых этапах работы окончание правомерно произносить утрированно.

В игровой деятельности я использую следующие пособия: «Математические ладошки», «Домики-считалки», настольно-печатная игра «Слова и числа».

Организация работы с родителями, направленной на формирование звуковой культуры ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье мы проводим через:

• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.

• Рекомендации для родителей по речевому развитию детей и оформлять в виде буклетов методичек, папок-раскладушек, брошюрок.

• Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.

• Даём практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Проводить родительские собрания с приглашением учителя-логопеда.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Таким образом, систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....

Консультация учителя-логопеда «Ваш ребенок - первоклассник "

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе ко...

Консультация учителя-логопеда Что такое дизартрия?

Эта консультация поможет понять родителям детей с речевой патологией, такое неврологическое заболевание, как дизартрия. Необходимость тесного взаимодействия учителя-логопеда и врача-невролога. Данную ...

Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".

Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....

Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...

Консультация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»

Консультация для педагогов ДОУ«Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»...

Недостатки речи сегодня — трудности в обучении завтра

Речь как важнейший фактор успешного обучения и развития детей....