Дигибридное скрещивание
материал для подготовки к егэ (гиа)
Предварительный просмотр:
Дигибридное скрещивание
1. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В) с гетерозиготной курицей имеющей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку первого поколения, имевших разные генотипы, скрестили между собой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется?
Пояснение.
А — гребень
а — нет гребня
В — оперенные ноги
b — голые ноги
Петух: AABB
Курица: Aabb
1) Генотипы родителей: ААВВ (гаметы АВ) и Ааbb (гаметы Аb, аb).
2) Генотипы первого гибридного поколения — АА Bb и АаВb(все с гребнем и оперенными ногами).
3) Фенотипы и генотипы второго поколения:
6/8 (3/4) с гребнем и оперенными ногами:
1ААВВ : 2ААВb : 1AaBB : 2AaBb
2/8 (1/4) с гребнем и голыми ногами:
1AAbb : 1Aabb
2. Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.
Пояснение.
1) Доминантная окраска кроликов темная,шерсть мохнатая (т. к. в первом поколении не произошло расщепления признаков).
2) Генотипы родителей: AАBВ, ааbb;
3) генотипы потомства первого поколения: AаBb.
4) Во втором поколении проявляется закон независимого расщепления.
3. У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?
Пояснение.
1. Генотип мужчины — Аавв, женщины — аавв. Генотипы и фенотипы потомков:
Аавв — нос с горбинкой, тонкие губы, аавв — прямой нос, тонкие губы.
2. Вероятность рождения полногубых детей равна нулю.
3. Расщепление произошло в соответствии с законом независимого наследования
Примечание.
Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы.
Данные о полноте губ матери — избыточная информация. По первому признаку информация о матери нужна, чтобы определить, что генотип мужчины → Аа. По фенотипу у него нос с горбинкой (А), но мать имела прямой нос (аа), значит, одну гамету (а) он получил от матери.
Дигибридное скрещивание
1. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В) с гетерозиготной курицей имеющей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку первого поколения, имевших разные генотипы, скрестили между собой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется?
2. Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.
3. У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?
Дигибридное скрещивание
1. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В) с гетерозиготной курицей имеющей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку первого поколения, имевших разные генотипы, скрестили между собой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется?
2. Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.
3. У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....
Дигибридное скрещивание
Презентация к уроку биологии в 9 классе...
Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование
В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание. Материал можно использовать на уроках общей биологии в 9 классе....
Самостоятельная работа по генетике "Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание" 9-10 класс
Данная самостоятельная работа может использоваться для обобщения и контроля знаний по темам «Основные понятия генетики», «Решение задач на моногибридное скрещивание» и «Решение задач на дигибридное ск...
Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»
Образовательные задачи: сформировать знания о дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...