Функциональная грамотность и ее применение на ОГЭ, ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа)

Цебуля Евгения Андреевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oge_ege.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность, применение на ОГЭ, ЕГЭ

№1 Тема: «Оценка и прикидка»

В одной столовой ложке – 25 г. риса, а в один стакан входит 235 г. риса. Сколько целых ложек риса помещается в одном стакане?

 

Решение:

1 способ. В 10ложках содержится 10*25=250 г. риса. Это много для одного стакана. Если возьмем 9 ложек риса, то получим 9*25=225 г. риса, значит, в одном стакане помещается 9 целых ложек риса.

2 способ. В один стакан входит 235:25=9,4 ложек риса. Получается, что в один стакан входит 9 целых ложек риса.

 

Область математического содержания: Изменение и зависимости

Контекст: Профессиональный

Познавательная деятельность: Установление связей и интеграция информации для решения задачи

 

Классы 6-11

Применяется на ЕГЭ

 

№2 Тема: «Чтение текста»

Образно представьте себе нашу планету, плотно стянутую кольцом по всему ее экватору. После увеличения длины окружности кольца на 10 метров, между кольцом и поверхностью земли образовался зазор определенной величины. Как Вы считаете, сможет ли человек пройти, или хотя бы протиснуться в этот зазор?
Известно, что экватор имеет длину приблизительно равную 40 075 километров.

Решение:

Для решения данной задачи достаточно элементарных знаний геометрии. Изначально может показаться, что увеличение длины кольца на 10 метров, по сравнению с его длиной L= 40 075 000м будет способствовать образованию практически незаметного зазора. Зная формулу определения радиуса окружности и известную величину ее длины (L), определяем величину, на которую увеличится радиус (в нашем случае это будет величина зазора) при увеличении длины окружности (кольца) на 10м.
ΔR = (L+10м) 
/ (2π)  L / (2π) = (40075000м+10м) / (2х3,14)  40075000м / (2х3,14) = 1,592м
В такой зазор человек сможет не только протиснуться, но и даже пройти, немного нагнувшись.

Описание: Оценить определенные критерии с учетом длины экватора.

Область математического содержания: Количество

Контекст: Общественный

Познавательная деятельность: Применять

Классы 7-11

Применяется на ОГЭ

 

№3 Тема: «Логическая грамотность»

 

Средний рост жителя города, в котором живет Даша, равен 170 см. Рост Даши 173 см. Какое из следующих утверждений верно?

1) Даша — самая высокая девушка в городе.

2) Обязательно найдется девушка ниже 170 см.

3) Обязательно найдется человек ростом менее 171 см.

4) Обязательно найдется человек ростом 167 см.

Решение:

Первое утверждение неверно: например, в городе могут жить три девушки ростом 162 см, 173 см и и 175 см.

Второе утверждение неверно: в городе может жить только одна девушка — Даша, а все остальные жители города могут являться мужчинами.

Третье утверждение верно: если все жители будут не ниже 171 см, то средний рост будет не меньше 171 см.

Четвёртое утверждение неверно: например, в городе могут жить трое жителей ростом 165 см, 172 см и 173 см.

 

Описание: Установление зависимости между размером пиццы и ее стоимостью. Область математического содержания: Изменение и зависимости

Контекст: Личный

Познавательная деятельность: Формулировать

Классы 7-11

Применяется на ОГЭ

Тема №4 «Незнакомый контекст»

 

Кристина только что получила водительские права и хочет купить себе первую машину.

В приведенной ниже таблице указаны сведения о четырех машинах, которые она нашла у местного продавца подержанных машин.

 

 

Модель:

Альфа

Бета

Гамма

Дельта

Год

2003

2000

2001

1999

Заявленная цена (зеды)

 

4800

 

4450

 

4250

 

3990

Пройденное расстояние (километры)

 

105 000

 

115 000

 

128 000

 

109 000

Объем двигателя (литры)

 

1,79

 

1,796

 

1,82

 

1,783

 

 

Кристина хочет машину, которая отвечает всем следующим условиям:

  • Пройденное расстояние не больше, чем 120 000 километров
  • Сделана в 2000 году или позже.
  • Заявленная цена не выше, чем 4500 зед.
  • Какая машина отвечает условиям Кристины?
  1. Альфа.
  2. Бета.
  3. Гамма.
  4. Дельта.

Ответ: В

 

Описание: Выбрать вариант, который отвечает четырем числовым условиям / утверждениям в финансовом контексте.

Область математического содержания: Неопределенность и данные

Контекст: Личный

Познавательная деятельность: Интерпретировать

Классы 6-11

Применяется на ОГЭ

 

Тема №5 «Работа с графическим представлением информации»

Данный график отображает изменение скорости гоночной машины при прохождении второго круга трехкилометровой кольцевой трассы.

Чему примерно равно расстояние от линии старта до начала самого длинного прямого участка трассы?

  1. 0,5 км.
  2. 1,5 км.
  3. 2,3 км.
  4. 2,6 км.

 

Область математического содержания: Изменение и зависимости

Контекст: Научный

Познавательная деятельность: Установление связей и интеграция информации для решения задачи

Ответ:   В 1,5 км

Классы 6-11

Применяется на ОГЭ

 

Тема №6 «Экономика»

Для определения стоимости жилья Кристина решила заказать экспертную оценку. Эксперт использует следующие критерии для определения стоимости жилья:

Цена за м2

Базовая цена:

2500 зед за м2

 

 

 

 

Критерии дополнительно й стоимости

Время до центра города:

Больше 15

минут: +0 зед

5 – 15

минут:

+10 000 зед

Менее 5 минут:

+20 000 зед

 

 

Расстояние до пляжа (по прямой):

Больше 2

км: +0 зед

1 - 2 км:

+5000 зед

0,5 – 1 км:

+10 000 зед

Менее 0,5

км: +15 000

зед

 

Парковка:

Нет: +0 зед

Есть:

+35 000 зед

 

 

Если стоимость, определенная экспертом, выше, чем цена продавца, то предложение считается очень выгодным для Кристины.

Исходя из критериев эксперта, продемонстрируйте, что предложение является очень выгодным.

Описание: Оценить определенные критерии с учетом цены за дом для отдыха. Область математического содержания: Количество

Контекст: Общественный

Познавательная деятельность: Применять

Решение:

согласно критериям эксперта, стоимость жилья составляет 210 000 зед, что превышает цену продавца (200 000 зед), поэтому предложение является очень выгодным. [Стоимость эксперта (210 000 зед) должна быть явно упомянута, а цена продавца может упоминаться как явно, так и неявно.]

  • Стоимость, вычисленная экспертом, составляет 210 000 зед. Это больше, чем цена, указанная продавцом, поэтому это выгодное предложение.
  • 210 000 зед больше, чем цена продавца.

Классы 8-11

Применяется в ЕГЭ

Тема №7 «Геометрия»

От столба высотой 9 м к дому натянут провод, который крепится на высоте 3 м от земли (см. рисунок). Расстояние от дома до столба 8 м. Вычислите длину провода.

Решение:

Проведём отрезок, параллельный горизонтальной прямой

 

Таким образом, задача сводится к нахождению гипотенузы прямоугольного треугольника; обозначим её за x. По теореме Пифагора

Описание: Вычислить расстояние, используя информацию, представленную на рисунке, используя теорему Пифагора.

Область математического содержания: Пространство и форма

 Контекст: Общественный

Познавательная деятельность: Применять 

Применяется на ОГЭ

Классы 9-11

 

Тема №8: «Урезанное среднее»

 

Метод подсчета очков, используемый во многих видах спорта, которые оцениваются судейской коллегией, представляет собой усеченное среднее значение: отбрасывать самые низкие и самые высокие оценки; рассчитать среднее значение оставшихся оценок.

 

Рассмотрим набор данных, состоящий из:

 

{92, 19, 101 , 58, 1053 , 91, 26, 78, 10, 13, -40 , 101 , 86, 85, 15, 89, 89, 28, −5 , 41}

Подсчитаем среднее арифметическое этих чисел:

N = 20

Среднее арифметическое в таком случае получается 101,5 . Среднее арифметическое в данной ситуации не будет отражать настоящую картину.

 

{92, 19, 101, 58, 91, 26, 78, 10, 13, 101, 86, 85, 15, 89, 89, 28, - 5, 41} N = 18,  

урезанное среднее = 56,5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ТРИЗ для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности по математике.

cent;Регулярная тренировка творческого мышления на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности  и  формирует функциональную грамотность , вырабатывает способность ...

"Развитие функциональной грамотности на уроках математики с применением группового метода"

Развитие  функциональной грамотности  с  применением  группового  метода...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)

Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)...

Применение функциональной грамотности на уроках технологии для 6,7,8 классов.

Сейчас функциональная грамотность является приоритетным направлением в образовании.В этом учебном году, администрацией школы, был предложен школьный образовательный маршрут по реализации функционально...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, ...