Варианты ОГЭ по русскому языку для обучающихся 9 класса
тренажёр (9 класс)

Беляева Надежда Аркадьевна

Ответы в конце

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_variantov_oge.docx59.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЭ 2024. РУССКИЙ ЯЗЫК

ВАРИАНТ 1.

2. Прочитайте текст.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелким кусочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» — янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) приобретает способность (предложение 1)

2) установлено (предложение 2)

3) они начнут притягиваться (предложение 3)

4) явления были (предложение 4)

5) сообщён заряд (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) В последней части сложного предложения 3 содержится составное именное сказуемое.

4) Предложение 4 простое.

5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.
4.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Вводная конструкция выделяется запятыми.

Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Бора — это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море.

2) «Держитесь, ребята, крепче!» — весело крикнул капитан, вцепившись в поручни.

3) С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом, с другой — бежала маленькая речка.

4) Мите казалось, что го́ре, свалившееся на его плечи, сделало его глубоким стариком.

5) Руки, к страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В ситуации (1) когда мёрзнущего под дождём четвероного друга не можешь оставить на улице (2) побывал почти каждый (3) но (4) к сожалению (5) не все знают (6) что делать с (7) найденным на улице (8) животным. Если вы решили помочь бездомной собаке (9) то нужно взять её за поводок и дать команду «домой».

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОБОЗНАЧЬ (направление) — буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.

2) НЕМЕЦКИЙ (станок) — в относительном имени прилагательном, образованном от существительного с основой на -Ц,

пишется суффикс -К-.

3) ОЧАРОВАНИЕ — в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.

4) ЦЫПЛЁНОК — в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

5) (дверь) НЕ ЗАКРЫТА — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

В течени..(1) многих веков, тысяч..(2)летий меняется форма и высота земной поверхност..(3). Там, где раньше шумело море, впоследстви..(4) образовалась суша. Сильно разрушаются горные породы, состоящи..(5) из нескольких частей. Эти части расш..(6)ряются и сж..(7)маются, поэтому между ними образуются трещ..(8)ны. В них попадает вода. При замерзании она увелич..(9)вается в объёме и разрывает самые твёрдые камни.
8.
Раскройте скобки и запишите слово «туфли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

К новому учебному году мне купили две пары (туфли).

9. Замените словосочетание «городские сады», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними.

– (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.

(4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах.

(6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

(8)Вдруг Федя сказал:

– Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!

– (9)Правда. (10)Здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят.

– (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят!

(14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.

– (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

(17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчельника, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал, и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

– (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22)Васятку пчёлы закусали!

– (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька.

– (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем.

(26)И оба пошли дальше, а Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

– (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке.

(28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл.

(31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки.

– (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали!

(34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк, и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! (35)Ты не бойся: поболит – перестанет!»

– (36)Мне ничего, – сказал Ваня.

(37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

– (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил?

– (41)Пчёлы, – ответил Ваня.

– (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

– (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет.

(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?

(49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

(50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

– Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (51)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (52)Вот бы что она сказала!

(По Л.Ф. Воронковой*)

 * Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Собирая щавель, ребята оказались рядом с пчельником.

2) Васятка самостоятельно выбраться из пчельника не мог, и Ваня решил помочь маленькому мальчику.

3) Федя и Гринька позвали на помощь пчеловода.

4) Бабушка помазала Ване и Васятке пчелиные укусы специальной мазью.

5) Отец считает, что мама Вани была бы рада, что у неё отзывчивый сын.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

3) Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

4) – Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать.

5) Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!

12. В предложениях 46–52 найдите просторечное слово с лексическим значением «глуповатый человек, разиня». Напишите это слово.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

– Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3) Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нельзя бросать человека в беде?». Дайте определение понятию ОТЗЫВЧИВОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

ВАРИАНТ 2.

2. Прочитайте текст.

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник — это первооткрыватель, своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией братьев Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим современникам. (4)Это нам демонстрирует лишь одну из задач путешественника. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие — это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) рассказать (предложение 1)

2) первооткрыватель (предложение 2)

3) прокладывает путь (предложение 3)

4) это демонстрирует (предложение 4)

5) я уяснил (предложение 5

3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.

2) Предложение 2 простое, односоставное.

3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными

оборотами.

4) Предложение 4 простое.

5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
4
. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова,

обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.

2) Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно.

3) Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.

4) Я бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака.

5) Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАГОРЕЛЫЙ — в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.

2) КУНИЦЫНА (нора) — в суффиксе имени прилагательного после Ц пишется буква Ы.

3) ЗАПЕЧЁННЫЙ (картофель) — в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени после шипящих под

ударением пишется буква Ё.

4) БЛЕСТЯЩИЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих

согласных СТ.

5) НЕ БОЯСЬ — частица НЕ с наречием пишется раздельно.
7
. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Осенью мы лучше вид..(1)м и глазом, и сердц..(2)м. Всё устоялось, зам..(3)рло для того, каж..(4)тся, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в син..(5)й воде. Таково состояние пр..(6)роды, таково же состояние и душ..(7) человека, увид..(8)вшего осенний праздник света и тиш..(9)ны

8. Раскройте скобки и запишите слово «семьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Разность между (семьдесят) и двадцатью семью равна сорока трём.
9. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10.
Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос.

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– Здравствуйте, Виктория! (32)Вы, наверное, не помните меня? (33)Я Назаров.

(34)Сергеева внимательно посмотрела на парня. (35)Она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: «Вон! (58)Вон отсюда!» (59)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (60)Но кричал-то он на Сергееву.

(По Ю.Я. Яковлеву*) Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сергеева была артисткой театра.

2) Во дворе собралось много народу, и это мешало сторожу убирать двор.

3) Сторож был недобрым человеком, поэтому кричал на Сергееву.

4) Сторожа рассердила чёрствость актрисы.

5) Алиса пригласила незнакомого парня к себе домой, потому что спасала его от позора и неблагодарности.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является противопоставление. Запишите номера ответов.

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) – Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

4) – Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

12. Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Запишите этот синоним или это выражение.

13.1)  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 52 текста: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3) Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует умение быть благодарным?». Дайте определение понятию БЛАГОДАРНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

ВАРИАНТ 3

2. Прочитайте текст.

(1)Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. (2)Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. (3)Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. (4)Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. (5)Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, а теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) предметы изображены (предложение 1)

2) компьютеру задать (предложение 2)

3) можно увидеть изображение (предложение 3)

4) они могут исследовать (предложение 4)

5) которые разогреваются (предложение 5)
3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.

2) В сложном предложении 2 обе части представлены двусоставными предложениями.

3) Предложение 3 простое, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4) Предложение 4 бессоюзное сложное.

5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.
4.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Работа в море требует от людей мужества, слаженности и быстроты.

2) Брат улыбнулся, лукаво прищурив синие, как незабудки, глаза.

3) И пенится, и ходит океан, и в берег бьёт волной безумной.

4) И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый.

5) Всё короче и короче становились ночи, а дни становились длиннее и длиннее.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Город Кировск (1) расположенный в центре горного массива Хибины (2) знаменит не только крупнейшими залежами апатитов (3) но и самым известным российским горнолыжным курортом. Местные жители шутят (4) что дети здесь встают на лыжи раньше (5) чем начинают ходить. Это неудивительно (6) так как повсюду (7) утрамбованные свирепыми северными буранами (8) снежные поля и обширные склоны Хибин. Всё словно создано для того (9) чтобы прокатиться на лыжах или сноуборде.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПО-ВЕСЕННЕМУ (тепло) — наречие пишется через дефис, потому что образовано от основы имени прилагательного при

помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

2) ЦИРК — буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

3) НЕ ПРИШЛИ — частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

4) КАМЕННЫЙ — в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса

-Н-, пишется НН.

5) МЕДИЦИНА — в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Есть на средн..(1)русской земле особенные города: чуть отойдёшь от главной улиц..(2) и увид..(3)шь луг, невдал..(4)ке лес и поле, отсвечивающ..(5)е пшеницей. Воздух чистый, дали неоглядные, тиш..(6)на успокоит..(7)льная. В городке вдруг остановит тебя старинный дом с узорной р..(8)зьбой по дереву или расписным крыльцом. Такое увидишь обычно в малом городе, в глубинк..(9) России.

8. Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.

9. Замените словосочетание «лесные тропинки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов...

(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.

(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.

(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.

(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома... (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.

(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома́ тоже дышали, жадно и глубоко...

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое... (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

(По Э.Ю. Шиму*)

 

* Эдуард Юрьевич Шим (1930–2006) – советский и российский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Восстанавливая Ленинград после войны, люди трудились в полторы-две смены.

2) Старое дерево было огромным, и люди были не в силах его спилить.

3) Даже в страшные дни блокады люди верили в победу и ждали весну, чтобы снова любоваться черёмухой.

4) Старое дерево уцелело во время войны, потому что росло в конце тихой улочки и не привлекало к себе внимания.

5) Старик, проходя мимо черёмухи, сорвал одну ветку, чтобы дома насладиться ароматом цветов.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1) Казалось, дома́ тоже дышали, жадно и глубоко.

2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

3) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

5) Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами.

12. В предложениях 33–37 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

13. 3) Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку красота?». Дайте определение понятию КРАСОТА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 4

2. Прочитайте текст.

(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, социальное неравенство, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире существует непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о роли науки в формировании и в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) перед человечеством стоят (предложение 1)

2) призвано сыграть (предложение 2)

3) следует помнить (предложение 3)

4) непонимание существует (предложение 4)

5) вопрос становится (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.

2) Предложение 2 односоставное безличное.

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена вводной конструкцией.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

4. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по

смыслу, то между частями предложения ставится тире.

Б) Приложение, которое относится к личному местоимению, обособляется.

В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Ромашки, колокольчики, гвоздики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные.

2) Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток.

3) Хотел рисовать — кисти выпадали их рук; пробовал читать — глаза не видели строк.

4) И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.

5) Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал.
5.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он как фон радиоволн и помех в наушниках (5) на который не обращаешь внимания (6) улавливая нужный сигнал. Тишина весеннего неодетого леса наполнена голосами птиц (7) шорохом подсыхающей листвы и (8) падающих с ветвей (9) кáпель.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВИДЯТ — в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ЯТ.

2) ПРИПЛЫТЬ — написание приставки определяется её значением — неполнота действия.

3) НИСХОДЯЩАЯ (линия) — в слове приставка НИС-, которая пишется всегда одинаково независимо от произношения.

4) (во) ВРЕМЕНИ — в окончании формы предложного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква И.

5) ЗАГОРЕВШИЙ — в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

З..(1)ря разг..(2)ралась. Лучи солнца к..(3)снулись верхушек деревьев, позол..(4)тили блестящую поверхн..(5)сть озера. Эти крестности известны камыш..(6)выми зар..(7)слями. Изредк..(8) в них были слышны ш..(9)рохи и кряканье уток.
8. Раскройте скобки и запишите слово «ездить» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В пункте проката висело объявление «Осторожно (ездить) на самокате по улицам города».

9. Замените словосочетание «театральный двор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания.

– (1)Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.

– (2)Скучно, – сказала девочка. – (3)Мы там недавно были.

– (4)Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.

– (5)Жарко, – ответила девочка. – (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

(7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи, а девочка – лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.

– (11)Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я.

(12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:

– Надоело. (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…

– (15)А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.

– (16)Да, тяжёлое ваше дело.

(17)Они вздохнули. (18)Палило равнодушное солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

– (19)А знаете что, – сказал я, – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.

– (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком? – спросила девочка.

– (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.

– (25)Нас не трое, – сказал второй мальчик. – (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.

– (28)Димка у нас странный, – сказала девочка.

– (29)Чем же он у вас странный?

(30)Она засмеялась.

– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.

– (34)А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36)Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда – добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю – никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44)А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

– (45)С морем? – удивился я.

– (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.

(48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.

(51)Ребята повернулись в его сторону.

– (52)Я видел, я, кажется, видел гремучую змею! – сказал Димка. – (53)Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (54)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (55)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (56)И я примчался за вами.

(57)Мальчишки тут же вскочили.

– (58)А она нас не укусит? – спросила девочка.

– (59)Трусиха! – сказал первый мальчик.

– (60)Девчонка! – поддержал его второй. – (61)Пошли, Димка, без неё.

– (62)Что ты, – сказал Димка девочке и тихо добавил: – Эта змея – обыкновенный уж. (63)Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи – безвредные змеи.

(66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

(67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…

(По В.К. Железникову*)

 

* Владимир Карпович Железников (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Чтобы избавиться от скуки, рассказчик посоветовал ребятам выбрать себе вожака.

2) Ребята считали Димку странным, потому что он не боялся змей.

3) По дороге к ребятам Димка увидел ядовитую змею.

4) Димка – творческая натура, он всегда придумывает необычные занятия.

5) Рассказчик считал, что мечтатель не может быть вожаком.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1) – Да, тяжёлое ваше дело.

2) Он летел стрелой.

3) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!

4) Палило равнодушное солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

5) – Трусиха! – сказал первый мальчик.

12. В предложениях 30–40 найдите слово с лексическим значением «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений». Выпишите это слово.

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства: экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. Он научит их всех мечтать…»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3) Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли фантазия человеку?». Дайте определение понятию ФАНТАЗИЯ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 5

2. Прочитайте текст.

(1)Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому? (2)Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. (3)Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. (4)И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. (5)По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) идея принадлежит (предложение 1)

2) развил мысль (предложение 2)

3) он (не) знал (предложение 3)

4) произошла (предложение 4)

5) профессор выдвинул (предложение 5)
3.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Первая часть сложного предложения 1 — односоставное определённо-личное предложение.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

3) Предложение 3 осложнено вводным словом.

4) Предложение 4 двусоставное.

5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.
4. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по

смыслу, то между частями предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы.

2) Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.

3) Ни души не было кругом — только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.

4) Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.

5) Уйти нельзя было, а остаться — опасно.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.
6.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕНАВИДЯЩИЙ — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения,

пишется буква Я.

2) НЕКОТОРЫЙ — в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.

3) НЕУДАЧНЫЙ — имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4) ПОЛ-ЛИСТА — пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.

5) СКОШЕННЫЙ (луг) — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Небо то заволакивал..(1)сь рыхлыми белыми обл..(2)ками, то вдруг местами расчищал..(3)сь на мгн..(4)вение, и тогда из-за р..(5)здвинутых туч показывал..(6)сь л..(7)зурь, ясная и ласк..(8)вая, как прекрасный глаз. Я сидел, и глядел кругом, и слуш..(9)л.
8. Раскройте скобки и запишите слово «джинсы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В новом магазине был большой выбор модных (джинсы).

9. Замените словосочетание «бессонные ночи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него, наверное, тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стёклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я прикрыла глаза и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда этому не придали значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)Эта ночь перевернула моё представление об отце.

(33)...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (34)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (35)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой*) * Нина Аксёнова – современная детская поэтесса и прозаик.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчица в детстве стеснялась отца и злилась, когда он приходил на утренники в детский сад с баяном.

2) Воспитательница детского сада была доброжелательна к Валерию Петровичу, потому что он помогал в организации детских праздников.

3) Представление об отце изменилось у девочки в ночь, когда он совершил самоотверженный поступок.

4) Водитель машины скорой помощи, застрявшей в снегу, был мужественным человеком – он отправился в райцентр пешком за помощью.

5) Наряжая ёлку, рассказчица всегда вспоминает об отце и плачет.

11. Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма. Запишите номера ответов.

1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.

2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

5) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»

12. Замените разговорное слово «пиликал» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Леонарда Юрьевича Максимова: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Эта ночь перевернула моё представление об отце».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

13.3) Напишите сочинение-рассуждение на тему «Когда человек чувствует себя счастливым?». Дайте определение понятию СЧАСТЬЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

ВАРИАНТ 3

ВАРИАНТ 4

ВАРИАНТ 5

2

235

145

15

34

135

3

145

345

134

14

234

4

523

351

523

324

243

5

1234569

1247

1234569

1234567

134567

6

24

123

134

15

145

7

125

1679

36

2345679

25679

8

туфель

семьюдесятью

полутора

ездите

джинсов

9

садыгорода

садывгороде

превосходстводуши

тропинкилеса/

тропинкивлесу

двортеатра

дворвтеатре

ночибезсна

10

125

145

13

14

135

11

25

15

35

14

45

12

простофиля

юношу/

молодогочеловека

неужто

обсерватория

играл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса. УДАЧИ!

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса...

Варианты тестирования по русскому языку в 9 классе

Варианты  тестирования по русскому языку в формате ОГЭ, 9 класс...

Вариант ВПР по русскому языку для 6 класса.

Готовимся к предстоящим ВПР....

вариант впр по русскому языку для 7 класса.

Данный вариант впр составлен в соответствии с демонстрационным материалом  по русскому языку для 7 класса. Может быть использован при подготовке к впр....

вариант впр по русскому языку для 7 класса.

Данный вариант впр по русскому языку для 7 класса составлен в соответствии с демонстрационным материалом. Может быть использован при подготовке к впр....

вариант впр по русскому языку для 7 класса.

Данный вариант впр по русскому языку составлен в соответствии с демонстрационным  вариантом для 7 класса.Может быть использован для подготовки к впр в 7 классе....

вариант впр по русскому языку для 7 класса.

Данный вариант впр составлен в соответствии с демонстрационной версией. Может быть использован при подготовке к впр по русскому языку в 7 классе....