"Жестокое обращение с ребенком"
статья

Кремнева Татьяна Сергеевна

           Жестокое обращение с ребенком - все многообразие действий (и бездействий) со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.

Виды; Признаки; Последствия; Помощь детям, пострадавшим от насилия; Правила для родителей пострадавших детей.

  • Физическое насилие,
  • Сексуальное насилие,
  • Эмоциональное (психологическое) насилие,
  • Пренебрежение нуждами ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhestokoe_obrashchenie_s_rebenkom.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Жестокое обращение с ребенком -

все многообразие действий (и бездействий) со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.

Основные виды жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие,
  • Сексуальное насилие,
  • Эмоциональное (психологическое) насилие,
  • Пренебрежение нуждами ребенка

Физическое насилие

  • Нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений;
  • Применение регулярных физических наказаний;
  • Намеренное лишение ребенка пищи;
  • Употребление ребенком алкоголя или наркотических веществ (с согласия

   или по принуждению родителей);

  • Синдром тряски младенца

Возможные признаки того, что ребенок подвергается физическому насилию:

1. Ребенок вялый, подавленный, испуганный

2. Регулярно появляется с синяками, ссадинами, повреждениями, травмами

3. Вздрагивает от приближения взрослого, резких движений

4. Ломает игрушки, бьет их, воспроизводит какие-либо агрессивные действия

5. Агрессивный, часто дерется

6. Боится ходить в школу, детское учреждение, кружок

7. Боится плохих оценок, не хочет возвращаться домой из школы

8. Страдает энурезом, энкопрезом

Интервью с ребенком, подвергшимся насилию

Примеры вопросов:

1. Как ты себя сейчас чувствуешь? болит ли что-нибудь? как настроение? (актуальное состояние)

2. Позиционирование (кто разговаривает, цель)

3. Что произошло? откуда синяки (травмы)? кто тебя побил?

4. Из-за чего, как? (контекст случившегося)

5. Как били, чем били, как долго? (описание инцидента)

6. Как среагировал? что с тобой происходило (плакал, испугался, злился, заснул)? (эмоциональная реакция)

7. Как вела себя мама (насильник)? Злилась, расстраивалась, разговаривала, кричала и т.п.?

8. Кто еще был дома, кто видел, как отнесся? (защищал кто-нибудь или нет)

9. Случалось ли это раньше? как часто? когда в первый раз? попадал ли в больницу (поликлинику)? Пропускал школу в связи с болезнью после насилия?

10. Кому рассказывал, когда, что сказали? и т.п.

11. Разговаривал ли кто-нибудь с твоими родителями о том, что бить нельзя?

12. К кому ты можешь обратиться за помощью? Почему? Всегда? Кто еще помогает?

13. Какие отношения с матерью (отцом)? бывает, что не ссоритесь? как проводите

время?

14. Мама (отец) во время инцидента была трезвой/пьяной? как часто пьет? дерется только когда пьяная или и в трезвом состоянии?

Последствия «обычных» физических наказаний.

  • Довольно часто «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы.
  • Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, шлепкам, особенно, когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий.
  • Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а также может способствовать повышению агрессивности.
  • Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка.
  • У взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде, чем прибегать к насилию, стоит попытаться понять, с чем это связано.
  • Когда ребенка наказывают физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию о том, что:

- Люди, которые вас больше всего любят - это те, которые вас бьют.

- У вас есть право бить других членов семьи.

- Вы можете применять физическую силу по отношению к другим, когда другие

  методы не действуют.

  • Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к родителям. Пролонгированные последствия жестокого обращения в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности. У многих детей, которых физически наказывали, появлялся энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п.

Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.

Помощь детям, пострадавшим от физического насилия:

 Преодоление недоверия: дети часто неохотно вступают в контакт. Ребенок, подвергавшийся или подвергающийся физическому насилию дома, может, как искать помощи у других взрослых, так и избегать взаимодействия с ними, испытывая недоверие к возможностям окружающих защитить его, боясь ухудшить положение других членов семьи, стыдясь происходящего, опасаясь того, что специалист тоже может обвинить его, например, в плохом поведении.

 Помощь в отреагировании. Физическое насилие провоцирует большое количество негативных эмоций, в частности, боль, обиду, страх, гнев и вину. Для того чтобы ребенок не остался один на один с этими переживаниями и мог отреагировать эти чувства, он должен иметь возможность рассказывать о ситуации насилия.

 Важно спрашивать о том, что происходило с ребенком. Дети могут испытывать сложности, связанные с амбивалентным отношением (любовь-ненависть) к члену семьи, со стороны которого они пережили или переживают насилие; чувство вины за собственные поступки в тех или иных ситуациях и т.п. Эти переживания могут препятствовать спонтанному рассказу.

 Маленькие дети, не обладающие способностью достаточно вербализовывать переживания, имеют возможность отреагировать отрицательные эмоции в игре, при рисовании, лепке.

 Эмоциональным переживаниям насилия нередко сопутствуют когнитивные искажения, в первую очередь связанные с атрибуцией ответственности за происшедшее. Ребенок может неадекватно обвинять в насилии себя, другого родителя, сиблингов или каких-либо родственников. Поскольку физическое насилие может приводить к нарушениям поведения и школьной неуспеваемости, неправильная атрибуция может получать в глазах ребенка фактическое подтверждение..

 Многие дети оценивают физическое насилие с позиции родителей («справедливо

- несправедливо», «виноват - не виноват»), поэтому очень важно четко озвучивать позицию специалиста по отношению к актам физического насилия.

 Дети склонны идентифицировать себя с родителями. Однозначное высказывание неприятия физического насилия должно сопровождаться взвешенными оценками самих родителей.

Сексуальное насилие по отношению к детям

Сексуальное насилие - это вовлечение зависимых, незрелых в детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают (понимают), на которую они не могут дать информированное согласие, или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли (Kempe 1978).

Основные виды сексуальные злоупотребления

по отношению к детям (D.Finkelhor)

  1. Cексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;
  2. Подавление детской сексуальности, будь то физическое повреждение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов;
  3. Эротизация детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.

Последствия сексуальных посягательств

Реакции детей на сексуальные преследования сложны и трудно предсказуемы. Некоторые дети не очень реагируют на случай преследования, в то время как у других могут быть отмечены изменения в характере. Несмотря на различие реакций и способностей справиться с ситуацией, ситуационные изменения оказываются связанными с тем, как ребенок справляется с ситуацией.

Последствия сексуальных посягательств на детей трудновыявляемы, негативны и комплексны. По времени возникновения расстройств и степени вовлеченности в эти расстройства личностных структур последствия сексуальных посягательств делятся на острые и долговременные.

В обзоре литературы по этой проблеме Lusk & Waterman выделили семь "кластеров" последствий у детей (цит.по Лунин И.И.):

1. Аффективные нарушения: вина, стыд, тревога, страх, подавленность, злоба.

2. Физические нарушения:  генитальные повреждения, беременность, ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем), соматические жалобы (напр., головная боль, боли в животе, энурез, ипохондрия), расстройства сна и аппетита.

3. Когнитивные нарушения: расстройства внимания, нарушения концентрации памяти, внимания, восприятия.

4. Поведенческие симптомы: "выход наружу"(агрессивное и жестокое поведение, воровство, делинквентность, аддиктивное поведение), избегание, повторение ситуаций, вызвавших сексуальные посягательства.

5. Самодеструктивное поведение: самокалеченье, суицидные мысли и попытки.

6. Психопатология: неврозы, расстройства характера, множественность личности, психотические черты.

7. Сексуализация поведения: учащение мастурбации, повторение сексуальных действий с другими, нетипичные для данного возраста сексуальные знания.

К другими наиболее часто указываемым последствиям сексуальных посягательств относятся низкая самооценка и нарушения межличностного общения.

Психологическая помощь

  • Отреагирование. Доверие клиенту.
  • Относительная девальвация события («беда, но не катастрофа»)
  • Адекватная атрибуция ответственности за насилие (рациональная и- эмоциональная). Преодоление чувства вины.
  • Нормализация отношения к себе, другим людям, сексуальным отношениям, браку, любви, будущему.

Сексуальное насилие: правила для родителей пострадавших детей

И.С. Кон приводит несколько простых правил для родителей на случай, если                    ребенок подвергся сексуальному нападению:

  • Сохраняйте спокойствие. От вашей реакции во многом зависит, как ребенок воспримет и переживет инцидент.
  • Внимательно отнеситесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если эти факты не имели места, очень важно понять истоки его фантазии.
  • Поговорите с ребенком. Постарайтесь узнать точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь в то, что ребенок говорит сам, добровольно.
  • Успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы любите и ни в чем не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины.
  • Будьте честны. Скажите ребенку, что вы собираетесь делать, и спросите его, согласен ли он с вашими намерениями (например, пойти к врачу или в милицию).
  • Подбодрите ребенка. Не заставляйте его делать ничего, к чему он не готов, и помогите ему как можно скорее возобновить его привычную деятельность.
  • Наконец, обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой и медицинской.

Соблюдение этих правил позволяет не усугублять и без того трудную для ребенка ситуацию, не приводит к дальнейшим искажениям в восприятии ее, и уменьшает риск вторичной травматизации.

Эмоциональное (психологическое) насилие

        Психологическое или эмоциональное насилие - неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребенке, «обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающее неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничения его активности, оскорбления, осмеяния, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения» (Всемирная организация здравоохранения, 2003)

Психологическое насилие представляет собой, как правило, не отдельные действия и не серию их, а характер отношения к ребенку со стороны родителя или лица, его заменяющего, а также другого значимого лица, от которого ребенок зависит, например, воспитателя, учителя.

Гарбарино выделяет пять форм психологически пагубного отношения к ребенку:

  • Отвержение – взрослый не понимает ценности, важные для ребенка, пренебрегает существенно важными для него потребностями.
  • Изоляция – взрослый ограждает ребенка от нормального социального опыта, не дает ему заводить друзей, формирует у ребенка представление о том, что он один в этом мире и не может ни на кого полагаться.
  • Терроризирование – взрослый словесно оскорбляет ребенка, создавая атмосферу страха и запугивания.
  • Игнорирование – взрослый лишает ребенка необходимых стимулов к эмоциональному и интеллектуальному развитию.
  • Развращение  - ребенка вовлекают в пагубное антисоциальное поведение, что приводит к формированию искаженного представление о социальных нормах, препятствует его социализации.

Другое, но близкое описание дает Д.Глейзер (Великобритания). Она описывает следующие категории отношений между родителем и ребенком, которые можно отнести к психологическому насилию.

  1. Эмоциональная отгороженность – отсутствие реакции на эмоциональные потребности и нужды ребенка.
  2. Враждебное отношение – жесткие наказания, использование ребенка в качестве «козла отпущения», перекладывание на него ответственности за собственные неудачи.
  3. Непоследовательность – противоречивость в реакциях на поступки ребенка, повышенные ожидания и требования, не соответствующие возможностям ребенка.
  4. Неумение признать, что ребенок является самостоятельной личностью, имеет свои границы.
  5. Неумение развивать социальные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Основные формы жестокого обращения с ребенком"

Данный буклет может быть использован при подготовке к родительскому собранию, выступлении на методическом объединении классных руководителей или воспитателей....

Родительское собрание "Жестокое обращение с ребенком в семье"

Родительское собрание в 8 классе на тему: "Жестокое обращение с ребенком в семье"...

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благ...

Презентация. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Физическое насилие – действия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой поврежденияВыде...